Оглавление

СОЦИАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ: СПЕЦИФИКА, СООТНОШЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕСТВА

Е.А.Маженина

Кемеровский государственный университет

        С точки зрения возможностей управленческого регулирования в обществе различают социальные процессы двоякого рода: одни имеют целенаправленный характер, другие – стихийный. В первом случае мы говорим об организации, включающей координацию деятельности людей, упорядоченность общественной жизни с помощью институциальных механизмов. В другом случае – речь идет о самоорганизации. Самоорганизация является одним из важных понятий современной системы наук о природе, обществе и человеке. Принципиальное отличие социальной самоорганизации от природной заключается в том, что она осуществляется в структурах социальных связей человека ( по “принадлежности” его к объединениям, местожительству, институтам и т.д.) и является процессом и результатом рефлексии сознания человека на самопознающем уровне и фактом социокультурного взаимодействия.
       Мы определяем социальную самоорганизацию как инициативный, самодеятельный способ и результат упорядочения объекта и его социальных связей.
       Сущностными признаками самоорганизации являются непосредственная включенность субъектов в социальную практику, самодеятельное участие, инициативность (способность личности или социальной группы к актуализации самодеятельности, к ломке сложившихся стереотипов), ситуативность, спонтанность. Спонтанность (добровольность, незапланированность, самопроизвольность, неуправляемость), на наш взгляд, не исключает самовыражения субъектов, внутриличностных средств, отражающих мотивы, цели поведения, ценностное отношение к предмету взаимодействия. Каждый человек располагает своей собственной системой ценностей, позволяющей ему определять значимость форм поведения в конкретных ситуациях и соответственно выбирать приоритеты отношений.
       Самоорганизация служит источником пробуждения инициативы людей, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности. Методом проб и ошибок она помогает выявить новые формы взаимодействия, способы решения жизненных проблем, которые, по мнению субъектов, адекватны изменившимся условиям существования и жизнедеятельности. Самоорганизация отличается от организации поиском многовариантных решений на основе здравого смысла и жизненного опыта, меньшей предсказуемостью, является более свободной, в ней применяются практически понятные способы регламентации и контроля. Реальные процессы самоорганизации отличаются разнообразием видов и форм. Столкновение дифференцированных интересов и действий, в конечном счете, не разрушает взаимодействия, а приводит его к некой упорядоченности, обусловленной наличием общих целей и правил, разделяемых участниками.
       Самоорганизация выступает как средство апробации новых социальных технологий. Со становлением гражданского общества, основанного на самодеятельном, инициативном участии людей в общественной жизни и отделении частной жизни от политической, люди будут решать сами многие проблемы жизни. Самоорганизация является дополнением к организации жизни, если есть социальная направленность индивидуальной и групповой деятельности, если есть не только “генераторы” идей в обществе, но и люди, способные к воспроизводству продуктов (результатов) наиболее значимой самодеятельности. Возможен путь развития от самодеятельности к институциализации. Объединенные интересы могут формализоваться и оформиться организационно. Либо элементы, формы, механизмы, возникшие в недрах самоорганизации, могут становиться формами деятельности государственных организаций. Самоорганизация трудно отделима от организации: она или предшествует ей, или сопровождает как параллельный процесс, или развертывается на ее почве.
       Государственные меры могут стимулировать самоорганизацию, обеспечивать заданный результат при направленном воздействии. Инициирование внутренних сил самоорганизации должно преследовать главную цель – “запустить” машину самодеятельности. Это целедостижение может быть осуществлено через выдвижение идей, создание положительных образцов и образов нового через новаторскую деятельность, поддерживаемую в обществе. На основе общезначимых целей и средств происходит кооперация усилий людей, их сплочение. Поддержка государственных интересов обеспечивает жизнестойкость самоорганизации.
       Разумное сочетание внешнего воздействия и собственных тенденций среды позволит сформировать в ней необходимые структуры, способные к устойчивому функционированию и адаптивному обновлению.
       Если же внешнее воздействие не отвечает внутренней природе саморазвития общества, то самоорганизация может выступать как бездействие или активное оппозиционное действие, направленное на препятствование некачественным и несвоевременным решениям и другим социальным воздействиям, либо на выдвижение альтернативных форм и способов решения проблем.
       Самоорганизация выполняет не только стабилизационно-конструктивную роль в обществе, но и деструктивную. Негативные проявления самоорганизации могут выступать в форме охлократических явлений (погромы, бунты, массовое мятежное и экстремистское действие и др.), в форме групповой асоциальной деятельности (преступные группы, компании наркоманов, алкоголиков и др.). Направленность самоорганизации, соотношение и приоритет определенных форм обусловливаются социокультурной спецификой жизнедеятельности субъектов. Поэтому в рамках общества самоорганизация нуждается в государственном внимании и коррекции. Необходимы стимулирование и поддержка (в том числе ресурсная) одних спонтанных процессов и сдерживание и предупреждение - других.
       Самоорганизация не может подменить государственное регулирование, в то же время не должно быть тотального внешнего воздействия, а необходимо оставлять место и создавать благоприятные условия для творческих поисков и инициатив. Для стабильного функционирования общества и его составляющих необходимо органичное сочетание самоорганизации и организации, сохранение меры в их соотношении.
       В ходе проводимых сегодня реформ государственной власти на всех ее уровнях необходимо наладить эффективное взаимодействие с обществом, использовать потенциал самоорганизации. Сделать это можно только в том случае, если проводимые государством реформы будет действительно отвечать интересам народа.

Оглавление