Оглавление

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

С.А.Черникова

Санкт-Петербургский государственный университет

        Несмотря на многочисленные исследования и большой интерес к проблемам Северных территорий и населяющих их этносов, остается актуальным проведение исследований, вносящих научное обоснование недопустимости переноса принципов организации системы хозяйствования с иных по природным и этническим условиям регионов без учета специфики Северных территорий.
       Для Северных территорий характерно наличие экстремальных природно-климатических условий, существовать в которых этнические сообщества могли только находясь в тесной взаимосвязи с окружающей природной средой, образуя с ней единое целостное жизненное пространство. Так как природные комплексы Севера представляют собой особо хрупкие образования, жизнедеятельность в них могла осуществляться только путем приспособления этноса к существующим природным условиям, что определяло системообразующую роль ландшафта в процессе этногенеза. Приспособление происходило в соответствии с принципом “разумной достаточности” путем выработки стереотипов поведения, которые легли в основу традиций культуры и природопользования этнических сообществ. Формируемые при этом культура и механизмы традиционной системы хозяйствования этноса, также выполняли роль системообразующих факторов, определяя характер адаптации этноса к существующим факторам внешней среды в процессе этногенеза.
       Эволюционное развитие этносов до состояния динамического равновесия с окружающей природной средой (демографического, по количеству и характеру потребления ресурсов) происходило в процессе самоорганизации при отсутствии или минимизации влияния на эти процессы внешних антропогенных организационных факторов. То есть имела место свободная самоорганизация этнических сообществ, определяемая их территориальной автономией от индустриально развитых районов.
       Следующим этапом развития явился период ограниченной самоорганизации, которая характеризовалась сильным воздействием государственной власти. К данному моменту большинство народов находилось в гомеостатическом состоянии, когда потеря адаптивных навыков грозит деградацией и вырождением, утратой целостности.
       Не осознавая роли системообразующих факторов в существующем сбалансированном организме, которым являлись вписанные в природные системы этнические сообщества, внешняя система организации и управления произвела революционные сдвиги, нарушив существующую высокую степень согласованности системы: принудительное переселение на территории, не соответствующие характеру природопользования, навязывание несвойственного образа жизни, - все это привело к разрушению традиционной культуры, системы природопользования, потере адаптивных навыков. Таким образом, влияние внешних антропогенных факторов явилось причиной возникновения тенденций потери особо важных свойств этноценозов: целостности, согласованности, адаптивности, то есть потери значительной степени устойчивости, жизнеспособности.
       Данные нарушения произошли в результате конфликта целей в развитии двух систем, имеющих коренные отличия в культуре, системе ценностей, способах реализации потребностей. Целью развития социально-экономической системы государства являлось промышленное освоение Севера, “поднятие уровня жизни коренных народов”, то есть привнесение собственной культуры на неосвоенные “цивилизацией” территории. Это осуществлялось как без учета специфики самих территорий, так и без учета особенностей культуры этнических сообществ. Тогда как развитие коренных народов определялось целеустремленностью поддержания существующей, эволюционно сформированной системы природопользования, которая позволяла им неопределенно длительное время существовать, не нарушая целостности природных экосистем.
       Привычные для государства критерии “эффективности” и “социального благополучия” в данном случае не работали: малая численность народов, отсутствие роста демографических показателей, характер патриархального уклада, определяющий способ простого воспроизводства, - не приносили прибыли, не увеличивали производительности труда, не повышали объемы производства и потребления.
       Имевшиеся приоритеты развития индустриального общества: экономический рост, повышение потребления ресурсов не являлись для традиционного общества значимыми. Они жили в условиях системы самоограничений, которые не допускали перехода пределов воздействия на природную среду. В системе “этнос - ландшафт” коренных народов Севера обратные связи без промедления указывали на недопустимый характер воздействия. В то время как для индустриальной системы хозяйствования обратные связи часто являются отсроченными, система не имеет индикаторов предела допустимости воздействия, кроме того возможен перенос центра тяжести на другие территории.
       Выход из создавшегося положения возможен посредством перехода к управляемой самоорганизации Северных территорий с учетом их уникальности и особой роли как резервного экологического фонда не только для РФ, но и для планеты в целом.
       В настоящее время наблюдается активизация процессов самоорганизации в этносоциальной сфере Северных территорий. Это проявляется в спонтанном возрождении традиционной культуры и системы природопользования, традиций территориального самоуправления. Рассмотрение этих процессов с точки зрения теории самоорганизации позволяет квалифицировать их как процесс налаживания нарушенных взаимосвязей и повышения целостности в системе “этнос - ландшафт”, что является необходимым условием для перехода на экологически безопасный путь развития, соответствующий принципу “разумной достаточности”. В соответствии с этим, особо актуальными являются следующие задачи: восстановление и поддержание экологически безопасной традиционной системы природопользования коренных народов Севера и осуществление научно-обоснованного государственного управления развитием края исходя из его экологической миссии.
       Для успешного выполнения поставленных задач необходимо обеспечить возможность принятия управляющих решений, направленных на восстановление утраченного равновесия природных систем и этнических сообществ. Целесообразно ограничить степень вмешательства в процессы самоорганизации этнических сообществ пределами, позволяющими сохранить многообразие этнических культур, образа жизни, экологически безопасных традиций природопользования. Необходимо обеспечить возможность равноправного участия в принятии управляющих решений, касающихся вопросов развития Северных территорий, представителей коренных народов на всех этапах управления.
       Принятие управляющих решений должно осуществляться на основе анализа проблем развития территории с использованием синергетического подхода, который позволяет выявить: системообразующие факторы; конфликт в целях развития системы и внешней среды, подсистем и элементов; характер влияния на процессы развития системы механизмов управления и самоуправления; экологически безопасную траекторию развития системы и другие важные аспекты в развитии исследуемых систем.

       Литература

  1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. - 496 с.
  2. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука. 1998.- 192 с.
  3. Клоков К.Б. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития // Этногеографические исследования. Вып. 5. СПб.: Изд. НИИГ СПбГУ. 1997. - 91 с.
  4. Куриков В.М. Стратегия развития Северных этносов. Екатеринбург - Ханты-Мансийск. 1999. - 298 с.
  5. Порядок и хаос в развитии социально-экономических систем: Материалы второго научного семинара “Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе”, 13-15 августа 1998 г. - Томск: Институт оптического мониторинга СО РАН, 1998. - 130 с.
  6. Коренные народы и охрана природы: декларация принципов WWF, Москва 1997
  7. Иванов К.П. Проблемы этнической географии / Под ред. А.И. Чистобаева. - СПб.: Изд. СПбГУ, 1998. - 216 с.

Оглавление