Оглавление

ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОСТИЖЕНИЯ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОГО МИРОПОРЯДКА
В. В. Сартаков
Красноярский государственный аграрный университет

        XX столетие - эпоха революций, войн и глобальных потрясений. Каким будет XXI столетие? ... Еще З. Фрейд настаивал на том, что наша цивилизация является репрессивной [1, 8]. ... А современное постиндустриальное общество ученые все чаще описывают в терминах теории катастроф, рискологии и конфликтологии. Они предупреждают, что будущее таит в себе еще большие опасности и человечеству уготовано переживать шок от встречи с ним (Э. Тоффлер, 1965). Созданное же “несовершенным человеком” существующее “несовершенное общество” другие называют “обществом рисков и мегарисков” (А. Печчеи, Э. Гидденс, У. Бек). А Р.У. Лейнг для характеристики столкновения с современной реальностью использует понятие “взрыв”, которое, по его мнению, более всего подходит для выражения “всего ужаса переживания мира как такового, в любой момент готового обрушиться и уничтожить идентичность...” [1, c. 58].
         Из всего множественного количества глобальных проблем человечества, его опасностей и угроз проблемой номер один сегодня оказался сам человек, его несовершенство во всех проявлениях. “Он когнетивно слеп ко многому, что сокрыто в нем, в других людях и даже в природе” [2, с. 99] . Над странностью человека как живого существа задумывался А. Шопенгауэр. Ф. Ницше писал о человеке как о “еще не установившемся животном”, а З. Фрейд считал, что культура стала бременем для природного человека [3, с. 10]. В свете новых и новейших представлений в последнее время даже стали говорить о тенденции вырождения человека. Таким образом, на рубеже веков человек столкнулся со сложными проблемами своего собственного существования, развития и совершенствования. И это является преградой для поиска путей решения других глобальных проблем человечества. Найдет ли оно адекватные ответы на вызовы истории, во многом зависит от того, удастся ли ему совершить прорыв за пределы человеческой психики.
         История предстает перед нами как поток макро- и микрособытий, которые происходят и случаются в этих мирах: космическом, природном, социальном, жизненном, внутреннем мире человека и др. Все они укладываются в континууме от “мега” до теперь уже “нано”. Известный русский философ В.С. Соловьев в свое время утверждал : “В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных” [4, с. 319]. Вторую часть этого высказывания история опровергла. Действительно, среди непознанного и непознаваемого - множество тайн, и одной из них является сам человек и его сознание. Но несостоявшаяся жизнь как макрособытие человеческого существа может быть, и зачастую оказывается, бессмысленной. Утрата смысла жизни - это катастрофа. Смыслоутрата - одно из самых серьезных заболеваний транзитивных обществ, обществ, терпящих катастрофу перехода, трансформаций, сдвигов, потрясений.
         В терминах синергетики все события социальной жизни можно подразделить на “порядкообразующие” и “хаосопорождающие”, они раскалывают жизненный мир на два противоположных диалектически взаимосвязанных и взаимозависимых мира: “мир порядкообразующих событий” и “мир хаосопорождающих событий”.
         В нашем гипертурбулентном глобализованном и глобализирующемся мире все больше происходит событий, которые не инициируются человеком и развиваются не по разработанному им сценарию, не по его воли, а вопреки. Они случаются внезапно, вдруг, носят взрывной и хаотичный характер. Их можно подразделить на “преднамеренные события” без разрушительных последствий, “непреднамеренные события” с нежелательными негативными последствями и “события-катастрофы”: космологические, планетарные, экологические (природные), климатические, социальные, генетические, психические (утрата связи с миром), жизненные и т.д.
         Число таких событий возрастает. Их становится все больше, и они имеют неприятные, непредвиденные для человека последствия. Они свидетельствуют о разрушении прежнего миропорядка, его хаотизации, о нарастании в нем хаоса. В конфликтном взаимодействии сталкиваются сужающийся мир порядкообразующих событий и расширяющийся мир хаосопорождающих событий. Все сильнее сказывается действие законов непреднамеренных последствий и катастроф. Они порождают глобальные проблемы человеческого существования. Вал этих проблемных событий человечества нарастает и накатывается, угрожая ему погребением. Человек теперь постоянно пребывает в проблемном пространстве, которое трансформируется в пространство катастроф. Он оказывается в ситуации познавательного конфликта [5, с. 524] , для разрешения которого требуется синтетический ум, высокий уровень развития интеллектуального потенциала человека и его интеллектуальной активности.
         Катаклизматичная неожиданность таких “непреднамеренных событий” и “событий-катастроф” объясняется ограниченностью человека, его несовершенством. Их пораждающей причиной является он сам. Фактор человеческой ограниченности (несовершенства) не позволяет ему получить адекватную картину названных событийных цепей и сетей.
         Сегодняшний социальный катастрофизм в мире порожден и порождается прежде всего процессами перехода к новому типу общественного устройства - постсовременному и процессами глобализации. Происходит радикальная смена парадигм, системы ценностей, типов институтов и т.д. Данный тип общества называют по-разному: супериндустриальная цивилизация, информационное или телекоммуникационное, научное, технотронное, общество знания, интеллектуальное. Для него характерен высокий уровень интеллектуализации труда, рост числа все новых видов высокоинтеллектуализированных практик, синтетических профессий, преобладание доли рабочих мест с интеллектуально насыщенным трудом. В обществе данного типа преобладает креативная культура, востребуются креативность [2, с. 69-107] , креативные системы и креативный тип личности, так называемый гомо креатор, обладающий творческим и глобальным мышлением. Гомо креатор имеет иное мировидение, миропонимание, мироощущение и мирообъяснение, иной тип мышления и профессиональной подготовки. Его мыслительные процессы (мыследеятельность) являются не хаотичными, а упорядоченными.
         Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии человеческого интеллекта, мыслительных способностей путем нетрадиционных технологий обучения и самообучения, в частности, ТРИЗ-технологии [6], аюрведические программы[7], НЛП-технологии [8], путем практики просмотра потока образов, фоточтения и др. [9]. Они позволяют развивать “тайные” способности человека, учат его, как правильно использовать свой мозг, открывают доступ к неограниченным возможностям его подсознания, оптимизируют работу левого и правого полушарий, и гармонизируют процесс их взаимодействия. Обладая развитым интеллектом, человек становится эффективным во всех сферах жизни.
         Новейшие исследования процессов интеллектуального развития человека показывают, что их содержанием является “рост тонких разветвленных структур, передающих электрические сигналы от одной нервной клетки (нейрона) к другой” [9, с. 18] и, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности человека, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов. Нейроны не воспрозводятся с рождения, но другие элементы лимбической системы мозга (аксоны, дендриты и глиальные клетки) продолжают расти, пока человек продолжает учиться. Этим объясняется тот факт, что будущее принадлежит самообучающимся обществам, организациям и личностям.
         Мышление как и все “хаотические системы обладает особым свойством мгновенного переключения из одного состояния в другое под воздейстием слабых возмущений” [9, с. 1]. Результаты исследований последних лет свидетельствуют, что хаотические явления на самом деле строго обусловлены. Они поочередно притягиваются определенными аттракторами, которые, как считают Венгер и Поу, можно описать математически. Они пишут: “Давайте постараемся нарисовать аттракторы, соответствующие воде в кастрюле, которая тихо подогревается на плите, затем бурно кипит и снова успокаивается, когда плиту выключают. На координатной сетке получится причудливый узор из окружностей и завитков - фракталов.
         Фракталы обладают странным свойством самоподобия. Это значит, что крупные фракталы, подобно ветвящемуся дереву, составлены из все более и более мелких копий самих себя. Вместе с тем они обладают невероятно замысловатой структурой. Сложное строение этих фигур побудило исследователей назвать их “странными аттракторами”[9, с. 106].
         “Невероятная изменчивость хаотических аттракторов навела ряд исследователей на мысль искать основы мышления в математической теории хаоса” [8,106]. Было установлено, что “мозг человека использует хаос и беспорядок для прорыва к более высоким и сложным образам” [9, с. 306]. Внимание ученых привлекли аттракторы сознания. Они открыли, что наше восприятие самопроизвольно переключается с одного аттрактора на другой и “акт восприятия состоит из скачкообразного перехода от одного хаотического аттрактора к другому” [9, с. 105]. Американские нейрофизиологи У. Фримен и К. Скарда на основе своих исследований пришли к выводу, что быстрая смена состояний мозга и является тем “механизмом, который позволяет человеческому мозгу генерировать прозрения” [9, с. 107]. В нем происходят прорывы подсознания. И тогда начались поиски методов и способов стимулирования этих прорывов подсознания. Они продолжаются и сейчас и обещают новые открытия в области тайн человеческого мозга.
        XXI век - это век высокоинтеллектуальных технологий, креативной культуры (в частности, креативной педагогики, креативного менеджмента), креативных систем как таковых, век гомо креаторов, век креатологии. “Исключительность современной ситуации в мире заключается в том, что надвигается процесс интеллектуального передела - “четвертого великого передела” (после завершения международных переделов территорий, капитала и идущего сейчас третьего передела - технологий)” [10, с. 480]. Будущее принадлежит тем странам, которые одержат верх в этом интеллектуальном переделе. Россия, переживающая в настоящее время длящуюся катастрофу, которая началась с революции 1917 года, сейчас остро нуждается в еще одной революции, но на этот раз ... интеллектуальной. Ей необходимо осуществить прорыв в интеллектуальном развитии нации. Непрерывный рост интеллектуального потенциала нации и его эффективное использование - непременное условие возрождения российского общества.

Литература

  1. Лейнг Р. У. Разделенное Я: Экзистенциальное исследование психического здоровья и безумия. - К.: Госуд. библ. для юношества, 1995.
  2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1999.
  3. Юнг К. Г. Божественный ребенок: Сб. - М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997.
  4. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - СПб.: Наука, 1991.
  5. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М.: Прогресс, 1970.
  6. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
  7. Готвальд Ф.-Т., Ховальд В. Аюрведа в бизнесе. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  8. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. - СПб.: Питер, 2000.
  9. Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? - СПб.: Питер Пресс, 1997.
  10. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 1999.

Оглавление