Оглавление

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И САМОПОДОБИЕ ПРИРОДЫ
В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников
Якутский государственный университет

        В глобальном эволюционизме есть один важнейший аспект - существование системы координат природы, которая обеспечивает самоподобие мира, его саморазвитие, взаимосвязанность, гармоничность, иерархичность. Любой элемент природы сумевший найти доступ к подобной координатной системе, начинает обладать гораздо большими возможностями - наряду с уникальностью он приобретает свойства универсальности, как бы получая доступ к безграничным запасам энергии и информации. Особенно наглядно это проявляется на уровне человеческого сознания. Все удивительные тайны человеческого интеллекта, возможности человеческого организма, все что осуществлялось духовными практиками даосизма, йоги, дзэн-буддизма, исихазма и другими аналогичными им, так или иначе связано с этой координатной системой, образует единую “эволюционно-антропную” нить, под которой мы понимаем взаимосвязь между фундаментальными динамическими равновесиями. Эта взаимосвязь переменчива и неуловима как дао, но она - фундамент мира. Разрушатся галактики, звезды, планеты, но природная координатная система будет всегда. Она самая могущественная и самая тонкая, охватывает весь мир и сосредоточена в одной бесконечно малой частице.
         Природная система координат. Проблема природной системы координат является наиболее важной проблемой лежащей в основании глобального эволюционизма. Существует много примеров проявления координатной системы в природе м в социуме. Можно упомянуть о наиболее ярких проявлениях глобального эволюционизма - антропном принципе, о том, что человек всегда ощущал в окружающем его мире присутствие фундаментальных оснований, выходящих за пределы повседневного опыта и о процессе формирования ноосферы. Природу действительно можно рассматривать состоящей как бы из двух неравных частей. С одной стороны это динамические равновесия объединенные в некоторые системы, с другой - все остальные неравновесные и хаотические процессы, явления и соответствующие им образования. Проведенные нами исследования показывают, что в природе встречаются равновесия различных типов (фундаментальные, относительные предельные, инерционные, метастабильные) , а закономерности их образования на различных уровнях организации мира, одни и те же. Анализ вышеизложенного позволяет обосновать, что между динамическими равновесиями различных типов существуют взаимосвязи, обусловленные их общим происхождением и подобием в строении, так что каждый процесс начинается и заканчивается в определенных равновесных состояниях. Наличие таких взаимосвязей между динамическими равновесиями является основой самоорганизации природы на отдельных уровнях её существования и между ними, обеспечивая в целом универсальный эволюционизм Вселенной.
         Основные идеи глобального универсализма сформулированные Н.Н.Моисеевым [1] сводятся к следующим утверждениям. 1. Вселенная представляет собой самоорганизующуюся систему; 2. во всех процессах, имеющих место во Вселенной, неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие, и все эти процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределенности; 3. во Вселенной властвует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого; 4. в мире властвуют законы, являющиеся принципами отбора; 5. принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, т.е. состояний, из которых даже в отсутствии стохастических факторов, возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний. По нашему мнению эти утверждения должны быть дополнены еще утверждением о том, что в природе существует естественная координатная система.
         Тогда вместо пяти вышеприведенных утверждений и предлагаемого дополнительного можно сформулировать три принципа глобального эволюционизма. 1. Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему; 2. На всех уровнях самоорганизации Вселенной образуется координатная система, элементы которой соответствуют динамическим равновесиям, самоподобны друг другу и коррелируют между собой; 3. не координатообразующие процессы являются стохостическими и подверженными принципам отбора. По мере развития этих представлений, основополагающие принципы глобального эволюционизма могут быть сформулированы более оптимально. В качестве наиболее важных свойств подобной координатной системы можно отметить следующее. Все структурные, пространственные и временные параметры процессов направляются такой координатной системой. Сама эта система представляет собой единую “нить” связывающую фундаментальные природные равновесия. Система координат, основанная на фундаментальных равновесиях, создается конкретными природными системами, за счет той части энергии, которая может быть уравновешена в этих системах. В результате возникают ячейки динамического равновесия общие для всех природных процессов и системы координат. То есть любые явления, процесс, вещь, структура имеют в себе “ячейки взаимосвязи” с координатной системой природы, которые сами являются этой системой. Мир эволюционирует, формируя координатную систему для своего развития.
         Исследование природной системы координат представляет собой важнейшую проблему современной философии, имеющую огромное значение для обретения человеком условий гармоничного развития и коэволюции с природой. При внимательном рассмотрении проблемы оказывается, что с ней взаимодействует множество других фундаментальных проблем и вопросов. С природной системой координат связаны система координат М.Планка на основе фундаментальных физических констант и диссипативные структуры неравновесной термодинамики (приближение И.Пригожина), диалог и коммуникации, культура и информация, динамические равновесия и системные образования.
         В настоящей работе для исследования окружающего нас мира мы опираемся на триаду основных категорий: “бытие” - “природа” - “материя”. Среди них основной является природа, которая характеризует окружающий нас мир в целом. Материя характеризует каркас природы, ею внутреннее устройство, а бытие внешние проявления (взаимодействия) природы, является ответственным за эти проявления. В отличие от онтологии традиционной, ориентированной на бытие, онтология природной системы координат имеет дело со всей этой триадой категорий одновременно. Она исследует их взаимодействия и устойчивые относительные равновесия между тремя вышеназванными сферами природы. Онтология природной системы координат- это онтология мира процессов становления. Природная координатная система вбирает в себя все относительные природные равновесия с различных уровней структурной организации природы, включая в себя динамические равновесия между отдельными элементами системы, а также равновесия между равновесиями различных типов. Последние в свою очередь могут соответствовать самым различным типам.
        Выявление системы координат как главной методологической идеи подчёркивает то обстоятельство, что она применяется к открытым системам, которые готовы к различным типам взаимодействий, в том числе к самоорганизации, саморазвитию и диалогу. Именно открытость этих систем позволяет им всегда быть взаимосвязанными с системой координат. Система координат, которая возникает в пределах “сложного” не является жёсткой. Она представляет собой динамическое равновесие и может последовательно изменяться вслед за изменением основных определяющих параметров. Благодаря этому подобная методология связана с глобальным эволюционизмом.
        Эпистемология природной координатной системы, также как и эпистемология синергетики основываются на диалоге. Открываются широкие возможности для диалога и межчеловеческой коммуникации. Наиболее правильной и глубокой формой диалога становится не диалог между человеком и человеком, а диалог человек-система координат и затем система координат-другой человек. Устойчивая взаимосвязь человека с этой системой координат приводит к возникновению нового типа рефлексии, состоящего из целого набора промежуточных рефлексий, которые можно рассматривать как эхо между человеческим сознанием и окружающей его координатной системой. То есть имеет место двойная рефлексия: субъект-объект-субъект. Субъект постигает себя через объект, то есть опять же через взаимодействия, которые имеют место между субъектом и объектом.
        Антропный принцип и формирование ноосферы
        Важнейшим элементом глобального эволюционизма является ноосфера, которая совмещает в себе естественное и искусственное, космическое и земное, представляя собой именно элемент природной координатной системы. Подобное представление о ноосфере подчеркивает всю важность ноосферогенеза, его роль в судьбе человечества. Именно ноосфера может направить развитие человечества в устойчивое русло. Здесь в полной мере проявляется антропный принцип, поскольку ноосфера становится ключевым узлом “эволюционно-антропной” нити.
         Антропный принцип является логичным развитием антропологического принципа, представляющего собой совокупность подходов к проблеме человека в контексте различных философских систем, осмысления мира и путей его развития и изменения. В середине двадцатого столетия стало ясно, что антропологический принцип находится в глубокой связи с идеями глобального эволюционизма и исследованиями, направленными на выявление всей полноты взаимосвязей природы, что привело к постановке ряда важных вопросов.
         Может ли Вселенная развиваться как угодно, если в ней существует человек? Насколько структура Вселенной и законы её эволюции находятся в соответствии с существованием человека? Антропный принцип и стал ответом на эти вопросы. Его формулировки, различной степени строгости, имеют следующий вид.
        Живые организмы имеют чрезвычайно тонкую организацию и их существование, по-видимому, критически зависит от единственно гармоничного сочетания взаимодействий, которое характерно для нашей Вселенной (Девис П., 1989, с. 175). Это утверждение хорошо дополняет Р.Эстлинг. “Рассуждения о сверхъестественном и сверхразумном основаны на антропном принципе, утверждающем, что реализуется именно та Вселенная, которая пригодна для человека, и нам следует поразмыслить о тех бесчисленных совпадениях, которые абсолютно необходимы для существования человека в самой жизни. Единственное небольшое отклонение в одном из тысяч важных совпадений резко (возможно даже полностью) изменило бы Вселенную. Однако абсолютно во всём, начиная от постоянных, определяющих гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые ядерные взаимодействия, и вплоть до основных биологических предпосылок мы обнаруживаем, что космос в целом, наше Солнце в частности, и в особенности Земля настолько точно подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается вопрос - А не Бог или кто-то ещё с аналогичным именем создал всё это, прежде всего имея в виду нас? Это слишком много для совпадения, даже для чуда, чтобы назвать это чистой случайностью” (цит. по Девис П., 1989, с. 261). В более ранней своей работе П.Девис [2] утвеждает: “Причина того, почему вышло так, что мы “выбрали” для своего существования именно эту конкретную (большую, изотропную, холодную и т.д.) Вселенную, заключается в том, что лишь во Вселенной такого типа мы способны жить. Следовательно, если бы космологические условия возникновения и существования человека были несколько иными по сравнению с наблюдаемыми, то мы бы об этом ничего не знали, так как нас просто бы не было”. “Скорее не наш мир сделан так, чтобы нам было в нём удобно, а мы созданы так, чтобы соответствовать ему” [2]. По мнению В.Тримбла, если человек смог возникнуть во Вселенной с совершенно определённой структурой и законами эволюции и оказался “необходимым элементом в системе связей мирового целого”, то тогда “он может превратиться в объяснительный принцип законосообразного характера развития материи, ибо сам факт его существования накладывает жёсткие ограничения на возможность произвольного характера развития Вселенной” [2].
         Таким образом, основные параметры четырёх фундаментальных взаимодействий (гравитационного, электромагнитного, слабого, сильного) обеспечивают развитие материи таким образом, что она принимает существующие формы, включая живую, а также обеспечивают саму возможность наблюдать и изучать сформировавшийся мир, исходя из этих форм. Антропный принцип является составной частью антропокосмизма, который обозначает стремление познать человека в его связях с космосом, предполагает, что природа, судьба человека могут быть объяснены лишь в свете знаний о Космосе. Антропный принцип представляет собой разновидность обратной связи (отклика) во взаимодействии человека с космосом. При наличии развитой организованности в космосе, в планетарных сферах, в социуме такой отклик должен обязательно возникнуть. Антропный принцип неотделим от эволюции человечества. По мере его дальнейшего развития (повышения организованности) роль антропного принципа будет возрастать.
         Рассматривая антропный принцип, как важнейшую часть глобального эволюционизма Вселенной, можно отметить, что он хорошо коррелирует с системным и синергетическим принципами, а также с принципами относительности (в формулировке А.Уайтхеда). Суть принципа системности сводится к целостному характеру объектов, взаимосвязи их элементов между собой и с другими объектами, функционированию и развитию объектов в результате взаимодействия с соответствующей окружающей средой. Именно всё перечисленное обеспечивает существование динамических равновесий, в том числе и в виде, сложным образом организованных, иерархических образований. Согласно основному принципу синергетики, системы природы, принадлежащие различным структурным уровням её организации, самоподобны. Самоподобие обеспечивает эволюцию существующих относительных равновесий и вследствие этого является второй основной предпосылкой, наряду с системностью, для связи антропного принципа с относительными природными равновесиями.
         Сама возможность образования относительных равновесий следует из принципа относительности А.Уайтхеда, согласно которому “природе бытия присуще, что оно содержит в себе потенцию для каждого случая становления” [4] (Уайтхед А., 1990). То есть процесс становления может начаться из любого природного состояния в любой момент времени и, следовательно, у природы есть множество возможностей создавать относительные равновесия и взаимосвязанные с ними структуры. Подобную глубокую мысль высказывал и А.А.Богданов [5]. “Все природные процессы начинаются в равновесных состояниях, затем они проходят через многие промежуточные неравновесные этапы и приходят в новые равновесные состояния. Механизмы формирования этих динамических природных равновесий аналогичны друг другу” . Именно благодаря этой аналогии возможна устойчивая связь между основными равновесными состояниями природы и, как отражение такой связи - антропный принцип.
         В гносеологическом аспекте формирования ноосферы выделим, прежде всего, образование и исследуем может ли антропный принцип быть связан с современными тенденциями в области образования. Системный и синергетический взгляды на проблему образования позволяют установить устойчивые связи антропного принципа с образовательными практиками, а также с процессом ноосферогенеза. Согласно этим подходам в современном образовании особое внимание обращается на целостность и самоподобие различных информационных блоков и методов взаимодействия с ними. В одной из своих статей Э.Эррио, известный деятель французского просвещения (премьер-министр в двадцатых-тридцатых годах), писал, что “образование это то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто”. Оставаться в человеческом сознании может только то, что взаимоувязалось в устойчивые и оптимальные структуры, в некие равновесия, между которыми перекинулась “нить” взаимосвязи аналогичная “нити” антропного принципа - “антропная нить”.
         При формирование ноосферной реальности выявленные взаимосвязи составят онтологический базис ее формирования. Эволюция в природе происходила так быстро именно потому, что “антропная нить” направляла её. В истории эволюции Земли поражает, что несколько раз природе приходилось проходить как бы сквозь игольное ушко. Все остальные варианты были губительными, но нужный вариант находился несмотря на ничтожную вероятность его выявления. Точно также некая нить, ориентированная на состояние сформированной ноосферы, должна направлять образование современного человека (также как и остальные стороны его жизни). При формирование ноосферной реальности выявленные взаимосвязи составят онтологический базис ее формирования. Все проблемы современного человека определяются тем, что он находится на пути к своему настоящему предназначению. Полноценное существование человек обретет в ноосфере, но непосредственно построить её, по какому-то плану невозможно. Для этого необходимо найти сначала природную координатную систему и обеспечить развитие в рамках этой системы. Формирование ноосферы предполагает гармоничное сочетание естественных процессов саморазвития земных оболочек с процессами искусственными. Природа и сама умеет находить координатную систему, но в случае формирования ноосферы процессы пойдут гораздо быстрее природных и если человечество не будет строго следовать природной координатной системе, то оно не сможет осуществить такое тонкое и многогранное мероприятие как осуществление помощи ноосферной оболочке в процессе её формирования.

Литература

  1. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М., Аграф, 1998. 480 с.
  2. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. - М., Мир, 1989. 272 с.
  3. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. - М., Мир, 1979. 288 с.
  4. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., Прогресс, 1990. 718 с.
  5. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: в 2 кн. Кн. 1. - М., Экономика, 1989. 304 с.

Оглавление