Оглавление

О ЦИКЛАХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Ю. Н. Колов
Сибирский государственный медицинский университет
Томский государственный архитектурно-строительный университет

        Цель статьи – только поставить ряд проблем, не формулируя научных гипотез. Настало время отказаться от скудной и лишенной сути периодизации всеобщей истории человечества: архаичный мир – древний мир – средние века – новое время – новейший период. Такая периодизация отражает лишь прогресс в истории человечества, но отрицает существование регресса. Необходимо изучать циклы и фракталы жизни человечества.
        Разрешая данную проблему, надо ответить на вопрос, что понимать под циклом вообще. Имеется разброс мнений в трактовке понятий: “цикл”, “волна”, “период”, “ритмы жизни”. Делается попытка сравнить эти понятия. Волну можно представить как сумму бесконечных волн разных частот (гармоник). Циклы характеризуются повторяемостью, однотипностью механизмов, связей, форм проявления [1, c. 14]. Мир имеет свои ритмы жизни на всех уровнях его иерархической организации, подвергаясь периодическим колебаниям [2, c. 44]. Ритм возникает там, где происходит борьба двух неуравновешивающих одна другую сил [3, c. 215]. Циклические колебания трактуются как чередование этапов взлетов и падений, расцвета и увядания, ускорения и торможения в развитии [4, c. 63].
        Цикл – это полная организационная эволюция структур, их спонтанное возникновение (самозарождение), относительно устойчивое существование (сохранение) и распад (переструктирование) [5, c. 311]. Цикл жизни человечества – это полная эволюция всей мозаики структур жизни человечества, их возникновение и становление, их относительно устойчивая эволюция, их распад (переструктирование), т. е. движение мозаики структур жизни человечества от хаоса к порядку, а от порядка вновь к хаосу.
        Циклы отражают одну из наиболее общих закономерностей эволюции человечества - это нелинейность процессов. Они выражают единую жизнь человечества как бы в трех координатах: во времени, в пространстве и в движении. Свойство всех волн, что в них осуществляется перенос энергии без переноса вещества [6, c. 85]. В жизни человечества перенос энергии - это деятельность, связанная с воспроизводством благ и процессом удовлетворения потребностей.
        Циклическая эволюция человечества – это волнообразное и спиралевидное развитие. Закон спирального развития есть еще представление греческой философии. Греки это представление восприняли от египтян, а последние – от халдеев [7, т. 1, c. 180]. До последнего времени спиралевидное развитие изображалось как восходящая спираль в виде расширяющейся вверх спирали. Но, по мнению Р. Ф. Абдеева, наложив один виток на другой и соединяя соседние витки друг с другом, получаем сужающуюся (“сходящуюся”) спираль с переменным шагом, и, как мысленная модель процесса самоорганизации, сходящаяся спираль более адекватна современным представлениям о процессе развития [8, c. 104]. Как я считаю, спиралевидное развитие человечества - это синтез двух форм спирали: расходящейся и сходящейся. Возможно, цикл единой жизни человечества начинается и завершится Мировым Яйцом, или Кругом, с единой центральной точкой в нем . Идея Мирового Яйца, или Круга принадлежит Е. Блаватской [7, т. 1, c. 151]. Кроме конусной расходящейся и конусной сходящейся спирали в промежутке между ними, возможно, есть цилиндровая спираль. Расходящаяся спираль - это движение от хаоса к порядку, цилиндровая спираль – порядок при дремлющем хаосе, сходящаяся спираль – движение от порядка к хаосу, а Мировое яйцо с центральной точкой в нём – хаос при дремлющем порядке в динамичной и открытой системе, которой является единая жизнь человечества. Энтропия и информация служат выражением двух противоположных тенденций в процессах эволюции человечества. В условиях цикла расходящейся спирали человечество развивается в направлении упорядоченности, и энтропия уменьшается. Но это требует внесения информации. Винер писал: “Человек всю жизнь борется с энтропией, гася её извлечением из окружающей среды отрицательной энтропии – информации” [9, c.49]. В условиях сходящейся спирали в жизни человечества возрастает постепенно мощь энтропийных процессов. В условиях цикла цилиндровой спирали речь идет о равновесии неравновесной системы, которой является жизнь человечества, отдалившейся максимально от энтропии.
        Cколько фаз в своей эволюции включает каждый цикл? Одни авторы называют только две фазы, а другие - 4-6 фаз. Так, Чижевский цикл делил на 4 периода. [10, c. 37]. Гумилев обосновал 7 фаз этногенеза, т.е. процесса от момента возникновения до исчезновения этнической системы в связи с потерей пассионарности. (О фазах этнической системы см.: [11, c. 585, 606-608]). Но цикл на две фазы короче жизненного цикла из-за совпадения во времени в переходный период конечной и начальной фаз сменяющихся друг друга циклов, что определяет непрерывность исторического процесса [12, c. 34]. Считаю, что для эволюции большинства систем жизни человечества характерны 7 фаз цикла, но в реальной жизни человечества цикл имеет в основном лишь 5 фаз.
        Одна из главных проблем – поиск критериев для классификации циклов жизни человечества. У Маркса циклы всемирной истории– это социально-экономические формации. У Гумилева – это жизнь этносов. У Тойнби циклы - это жизнь культурно-исторических общностей, которые мы определяем как локальные цивилизации. Но есть субъекты исторического развития еще более высоких порядков, а потому и много более протяженных во времени. Так, П.Олдак выделяет три категории собирательных целостностей. Это поколение цивилизаций единого духовного корня. Это циклы цивилизаций биосоциального ряда от потопа (глобально экологической катастрофы) до потопа (следующей глобальной экологической катастрофы). Речь идёт о цивилизациях симбиотической общности. И, наконец, это циклы цивилизаций глобально исторических эпох [13, c. 22].
        По мнению П. Олдака, генеалогическое дерево временных рядов цивилизаций разных исторических эпох можно представить следующим образом: циклы жизни этносов – 1,2 тыс. лет; циклы локальной цивилизации – 1 – 3 тыс. лет; циклы цивилизаций симбиотического ряда – 7 тыс. лет; циклы цивилизаций глобально-исторических эпох – 20 – 21 тыс. лет, представляющих собой поколение трёх симбиотических цивилизаций, протяжённость каждой из которых составляет 7 тыс. лет [13, c. 29].
        К циклам Олдака следует добавить циклы, о которых пишет И. Задде. Это 78,5-летние пушкинские циклы, означающие рубежи состояния: “настроения”, “мировоззрения”, “экономики”, и “управления”. Кроме того, это 314-, 2,5- и 20-тысячелетние парные ритмы, как бы вложенные в четырехфазные 628-, 5- и 40-тысячелетние циклы, соответствующие основным периодам палеонтологической летописи нашей земной истории [14, c. 116-119].
        Cуществуют и другие циклы жизни человечества: историометрические циклы Чижевского (11 лет); среднесрочные политические циклы (около 22 лет), связанные со сменой поколений людей, переменами в политическом строе, развитием международных союзов; циклы борьбы за мировую гегемонию – одно-два столетия; вековые тенденции Броделя продолжительностью от 150 до 350 лет [15, c. 72]; тысячелетний цикл эволюции земной цивилизации.
        Интерес представляют малые волны эволюции земной цивилизации, связанные с эволюцией экономики: сезонные колебания - 0,25 года; циклы Китчина - 3 года и 2 месяца; классические деловые (циклы Жугляра) - 10-12 лет; циклы Кузнеца (строительные циклы) - 18-25 лет; 50-60-летние волны Кондратьева, большие волны экономики; 80-летние циклы научных революций, лежащие в основе 80-летних циклов развития технологии и инноваций [16, c. 39]; вековой тренд или цикл протяжённостью около 100 лет.
        Важное значение для составления прогноза не только развития социально-экономических систем, но и эволюции мировой цивилизации имеет идея А. Позднякова о разграничении циклов развития социально-экономических систем на несколько типов, среди которых основными являются: цикл конформного (автомодельного) развития – динамически равновесного состояния; цикл эволюционных революций; цикл эволюционных катастроф [17, c. 33-35].
        Нельзя игнорировать и идею о циклах Коренных Рас. Эта идея сформулирована в книгах Е. Блаватской. По ее мнению, на Земле уже проживали Четыре Коренные Расы, а сегодня на нашей планете существует Пятая Раса. Каждой из них соответствует свой Материк. Вот её классификация: Несокрушимая Священная Страна; Гиперборейский Материк; Лемурия – третий Материк (Возникает вопрос: не являются ли малые народы Крайнего Европейского Севера России, Сибири и Дальнего Востока этносами, возникшими ещё во времена Гиперборейского материка и Лемурии?); Атлантида – так называется Четвёртый Материк; Пятый Материк (Европа и Америка) – это Родина Арийской Коренной Расы [7, т. 3, c. 13-19]).
        Интерес для классификации циклов жизни человечества имеет идея Панарина о том, что в мировой истории действует большой восточно-западный мегацикл. Первая инициатива принадлежала Востоку, где зародились ранние цивилизации с их коллективистской фазой в развитии мировой истории: шумерская, ассиро-вавилонская, египетская. На смену им приходят цивилизации “западного” типа: в форме греческой и римской античности. Это был реванш индивидуального принципа. А примерно 1000 лет – от падения Рима до Ренессанса – тянется “восточническая” фаза в форме феодализма. Начиная с Ренессанса, побеждают цивилизации западного типа. Недалеко то время, когда наступит “восточная” фаза исторического мегацикла. Итак, каждый сдвиг – это смена доминанты: западной на восточную или восточной на западную [18, c.33- 41].
        Ю. Яковец вводит понятие суперцикла. Точка отсчета - неолитическая революция. Первый суперцикл - это неолитическая, раннеклассовая и античная цивилизации (7-8 тыс. лет). Второй суперцикл начинается с середины 1 тыс. н. э. и длится 1,5 тыс. лет, охватывая средневековую, предындустриальную (раннекапиталистическую) и индустриальную цивилизации. С конца ХХ в. начался переход к суперциклу, который охватит постиндустриальную и две другие цивилизации (3 многовековых исторических цикла) и будет иметь продолжительность около половины тысячелетия [12, c. 40].
        Позиция Яковца схожа с концепцией Тоффлера, который выделил в истории человечества 3 волны. Первая началась 8-9 тыс. лет назад, с неолитической революции, которая породила сельскохозяйственную цивилизацию. Вторая волна – индустриальная цивилизация – возникла 300 лет назад. Третья волна несёт новый образ жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии; на институте, названном “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего [Там же].
        Для понимания циклов жизни человечества большое значение имеет новое осмысление так называемого “осевого времени” (ОВ). Идею ОВ обосновал Ясперс. ОВ знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. В эту эпоху были разработаны основные категории, заложены основы мировых религий. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Мифологической эпохе пришёл конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Впервые появились философы. Все это и составляет очевидную для всех людей ось мировой истории (Основные идеи об ОВ взяты из кн.: [19, c. 33, 48-49]). По мнению авторов “Истории Востока”, мы живём в некое новое ОВ, начавшееся, возможно, около ХУ в. [20, т. 1, c. 586].
        На мой взгляд, ОВ имеет временную протяженность - 628 лет. Речь идет о фазе пассионарного подъема духовности цикла духовной эволюции человечества, который составляет 3140 лет. Цикл духовной эволюции человечества является пятифазным, каждой из фаз – 628 лет. Этот цикл начался, как справедливо отмечают авторы “Истории Востока”, около 1100 лет до н. э. Но первое ОВ – это не века между 800 и 200 гг., как считает Ясперс, а период 572 г. до н. э. – 56 г. н. э., когда возникли и распространились мировые религии: буддизм, конфуцианство, даосизм, христианство. А второе ОВ начнется, по разным прогнозам, между 2024-2036 гг. Это переход от патриархата к матриархату. На смену принципа “Вэй” идет принцип “Ву-вэй”. “Вей” означает приложение силы или силы воли, уверенность в том, что вещи, животные и даже люди сделают то, что им приказано. “Ву-вей” – противоположный принцип: оставлять вещи в покое, позволить природе идти своим путем, это – знание о том, как обойтись без вмешательства [21, c. 169]. Это будет эпоха, когда важнейшими методами исследователей жизни человечества станут три вида религиозного познания: метаисторический, трансфизический и вселенский [22, c. 30-54]. Это будет переход от библейских и буддистских религий, от конфуцианства, даосизма и других мировых религий к принципиально новой религии, религии Мудрости. Это будет религия, которую Нострадамус и русский предсказатель Даниил Андреев назвали как религия “Роза мира”, являющаяся синтезом всех мировых религий, философии и науки на основе христосознания. Такой переход – это своеобразный Апокалипсис, это конец библейско-буддистского, конфуцианско-даоистского цикла жизни человечества.
        Ясно, что конец ХХ – начало ХХI вв. - это критический и поворотный пункт эволюции земной цивилизации. Как справедливо пишет А. Поздняков, развитие мировой цивилизации идет по направлению к эволюционной катастрофе. А если будет продолжаться установившийся режим, то будет, на его взгляд, достигнут предел земных возможностей и цикл развития цивилизации закончится переходом в состояние хаоса под воздействием Природы [17, c. 35]. Заслуживает внимания концепция биосоциального кризиса, предложенная П. Олдаком [13, c. 54-56]. Но понятие “биосоциальный кризис” не отражает полностью сути надвигающейся глобальной катастрофы. Ведь это не только биологический и социальный кризис в их единстве. Это также и кризис Духа. Вот почему эту катастрофу можно точнее назвать как глобальный планетарный кризис, как ЗЕМНОЙ кризис или кризис планеты ЗЕМЛЯ. Этот кризис имеет четыре составные части. Это, прежде всего, кризис Духа, т.е. духовный кризис в широком смысле слова. Это также кризис Земли, или, по-другому, это кризис суши. Если этот кризис рассматривать с точки зрения геопространства, то третья составная часть глобального планетарного кризиса – это кризис моря, кризис Воды. И это кризис ближнего, а возможно, дальнего Космоса. Все эти четыре вида глобального планетарного кризиса есть результат деятельности человечества. Именно человек, человечество в результате своей деятельности привели планету Земля и всё живое на ней к Апокалипсису. Это своеобразные четыре коня Апокалипсиса. Основная причина надвигающегося Апокалипсиса – это не только загрязнение земного, водного и воздушного пространства планеты Земля, а и кризис Духа.
        Настала пора переходить от игры чувств, ума и отношений к практическим действиям по спасению Жизни на планете Земля. Надо осознать, что Человек и Человечество, сделав себя самозванными Центрами Вселенной, бросили вызов Природе, Живой Вселенной, Богу. Современное человечество, особенно после первой промышленной революции, вступило в острый конфликт с Богом и Природой. Считая себя завоевателем Природы и Вселенной, люди грубо нарушали законы Природы и Вселенной. Наступает час расплаты. Всеобщее покаяние – вот первый шаг по пути духовного примирения с Природой и Богом. Всеобщее покаяние в первые годы нового тысячелетия и столетия – это возможность перевернуть своё мышление, получить внутреннее обновление. Это будет первая революция в целях разрешения планетарного кризиса.
        Другой глобальной мирной революцией должна стать экологическая революция, о которой взывал величайший гуманист-эколог Н. Ф. Реймерс. Но, к сожалению, он не был услышан правительствами. П. Олдак говорит об обратной демографической революции [13]. Сегодня ясно, что необходимо принимать эффективные и экстренные меры сначала по стабилизации населения на планете Земля, а затем по постепенному его сокращению, ибо уже при нынешней системе и структуре потребностей Земля не выдерживает антропогенного давления. Самой трудной, по мнению П. Олдака, будет духовная революция, как кардинальное изменение системы ценностей, установок нашего сознания и подсознания. На его взгляд, речь идёт о принятии принципиально нового первого завета. Его суть состоит в следующем. Только сохранив всеобщее (природу), можно сохранить целое (общество, этносы) и единичное (жизнь и благосостояние каждого из нас). Только в рамках такого первого завета всё человечество может пройти критический и переломный момент своей эволюции. Только сохраняя Природу, человечество может успешно преодолеть самые тяжёлые для него испытания за всю писаную историю [13].
        На стыке двух тысячелетий должны, на мой взгляд, произойти не только вышеназванные революции, но и другие. Прежде всего - космическая революция. В результате её каждый человек ощутит себя гражданином планеты. Он почувствует впервые ответственность не только за свой дом, за Родину, в которой он родился и живёт, но и ответственность за всю планету Земля, за Ближний и Дальний Космос. Космическая революция даст человечеству новые возможности для его эволюции: космическую технологию и технику, космическую энергию, космическую культуру, в том числе и космическую философию. Космическая революция будет также означать превращение человечества в “автотрофное человечество” и переход от биосферы к ноосфере. А это будет нечто иное, как переход человечества от земного существования к космическому. Это будет нечто иное, как эволюционное творение на Земле космической цивилизации. И, наконец, на стыке двух веков произойдёт и гуманистическая революция. Неизбежно, перед лицом грозящих опасностей человечество вынуждено идти по пути установления и утверждения гуманизма, гуманистического понимания и гуманистического миросозидания. Иного не дано. Иное – движение к гибели не только человечества, а может быть, и всей жизни на Земле. Итак, экологическая, демографическая, духовная, космическая и гуманистическая революции, революция в душе и духе каждого человека – это самые мирные революции за все тысячелетия существования человечества. Их можно назвать эволюционными революциями (термин А. Позднякова). Они будут означать качественный скачок в эволюции человечества. Это и есть формы разрешения глобального планетарного кризиса. Эти мирные революции могли бы создать реальные условия для выживания человечества и всей жизни на Земле. Я поддерживаю идею А. Позднякова о необходимости организации Парламента Мира [23, c. 46]. Его задачами могли бы стать и меры по созданию условий реализации в жизнь мирных, самых человечных, революций во имя Природы и Человека, во имя реализации заповедей Христа. Первым шагом на пути создания Парламента Мира могла бы быть организация Всемирных комиссий по реализации в жизнь мирных революций.
        Основой этих мирных революций будут новая технологическая и новая информационная революции и усиление тенденций перехода к информационному обществу. Новая технологическая революция связана, прежде всего, с развитием гуманных социальных технологий, информационных, космических, автотрофных. Что касается новой информационной революции, то, как я полагаю, она будет связана с непосредственным получением человеком различных видов информации и знаний из Космоса. Именно свободный доступ ко всем видам информации и технологии, в первую очередь космической информации и космической технологии, создаст реальные условия успешного проведения гуманных революций. Информационная революция и переход к информационному обществу – это и процесс формирования коллективного интеллекта, по словам Н. Моисеева, обладающего уникальными информационными и аналитическими возможностями (и способностями).
        Все восемь революций в их взаимодействии обеспечат движение общества по пути гармонии человечества с Живой Вселенной. Весь ли это перечень мирных революций, которые произойдут в новом столетии? Ответ на этот вопрос, возможно, есть в “Откровении” Святого Иоанна Богослова. Новый святой город Иерусалим, сходящий от Бога с неба, будет иметь двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, а двенадцать ворот – двенадцать жемчужин [24, c. 1344-1345]. Не являются ли двенадцатью жемчужинами и двенадцатыми воротами Нового Святого Иерусалима двенадцать эволюционных революций? Полагаем, что к перечисленным следует добавить революцию государственности, эстетическую и этническую, а также революцию, связанную с переходом от человека разумного к человеку мудрому.
        Все существующие локальные цивилизации, в том числе и российская, начали свой жизненный путь почти одновременно и завершат его также почти одновременно. Ведь планетарный кризис поразил все ныне существующие цивилизации. Это означает, что планетарный кризис охватил не только православные цивилизации, в первую очередь российскую цивилизацию. Но не менее страшный глобальный кризис также поразил и другие мировые цивилизации, такие как западная, исламская, индуистская, китайская и дальневосточная, если классифицировать существующие мировые цивилизации по Тойнби. Итак, планетарный кризис – это кризис всей земной цивилизации, всех стран и континентов. Как я считаю, в условиях процесса разложения всех существующих на планете Земля цивилизаций в ХХI в. поистине скажется мессианская судьба России и русского народа. А разложение существующих цивилизаций на Земном Шаре - это и есть своеобразный конец Старого Света, это своеобразный Апокалипсис. Причём, под Старым Светом я понимаю не часть Земного Шара, а огромную по протяжённости историческую эпоху. На смену Старому Свету идёт Новейший Свет, неизвестный нам, землянам.
        Возникают вопросы: Что лежит в основе всех типов циклов? Можно ли построить единую систему циклов? Есть ли в них что-то общее, как с точки зрения качества, так и количества? Общее в них то, что они показывают единую жизнь человечества. Это единство в многообразии. Это качественная сторона жизни человечества. А временные циклы различных типов – это мера единой жизни человечества, мера той книги жизни, о которой писал Святой Иоанн Богослов в своём “Откровении”. “И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями…Книга раскрыта, которая есть книга жизни” [24, c. 1329]. Что является этой мерой? Не являются ли этой мерою Священные Числа - основные символы жизни человечества. Такими Священными числами являются “3, 1, 4, 1, 5, 9, 2, 7” как числовая иерархия [7, т. 1, c. 150-151, 153].
        Возможно, на основе числовой иерархии, священных чисел существует система циклов жизни человечества. Речь идет о циклической таблице жизни человечества (ЦТЖЧ). Это классификация циклов, графическое выражение закона жизни человечества, устанавливающего периодическое изменение ее. Принцип построения ЦТЖЧ заключается в выделении определенных периодов и групп циклов (расположены соответственно горизонтально и вертикально). Период – совокупность временных циклов, определяющих эволюцию целостностей жизни человечества, начинающихся однофазным циклом и заканчивающихся многофазным циклом. Каждая группа подразделяется на главную и побочную подгруппы, причём циклы каждой подгруппы – аналоги. В большинстве групп циклы подгрупп обнаруживают определённое сходство, главным образом в высших степенях единой жизни человечества, значение которых формально соответствует номеру группы.
        ЦТЖЧ, возможно, содержит 7 периодов и 24 группы, причём каждый период и каждая группа являются незавершенными, ибо жизнь человечества творится и будет твориться во веки веков. Как говорится в Библии: “И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое” [24, c. 1344]. Основой структуры ЦТЖЧ. служит определённая последовательность формирования конфигураций циклов по мере роста его порядкового номера. Состояние любой целостной системы жизни человечества характеризуется иерархией чисел: 3, 1, 4, 1, 5, 9, 2, 7. Исходя из этого, первый период - это микроциклы протяженностью до 3,14 года. Второй период – циклы протяженностью до 31,4 лет. Третий период - суперциклы протяженностью до 314 лет. Четвертый период – гиперциклы протяженностью до 3142 лет. Пятый период – мегациклы протяженностью до 31.416 лет. Два других периода: шестой и седьмой включают в себя мифологические или изотерические циклы: до 314.159 лет и до 3.141.593 лет. Критерием деления на группы является иерархия потребностей. Она включает в себя 24 вида потребностей. Именно потребности определяют характер деятельности, как каждого человека, так и всего человечества. Как правильно отмечает Яковец, потребности не растут равномерно, они также имеют свою цикличность [12, c. 54]. И эти циклы каждого вида потребностей, а также деятельность человечества, связанная с их удовлетворением, объединены в отдельные группы. Хорошо известны циклы демографические, экономические, политические, духовные, социальные, религиозные, научные, инновационные, в области культуры, образования. Они характеризуют неравномерную динамику различных сфер жизни общества, процессы, связанные с потребностями. Каждый цикл обладает своей ритмикой, взаимодействует с циклами в смежных сферах. В “Откровении Святого Иоанна Богослова” записано: “ И вокруг престола 24 престола; а на престолах видел я сидевших 24 старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих” [24, c. 1329]. Возникает вопрос: “Не закодированы ли в этих словах параметры книги жизни?”.
        Сегодня все чаще ученые и многие мыслители всего мира пытаются осмыслить слова и числа “Откровения Святого Иоанна Богослова”. Возможно, в них дан код будущего человечества. Настала пора и российским исследователям более серьезно заняться проблемой кода “Откровения”. Я понимаю, что во многом я заблуждаюсь, но я все-таки сделал робкую попытку осмысления некоторых слов и чисел “Откровения”.
        И, в заключение, считаю необходимым дать новую периодизацию жизненного цикла эволюции России. При этом буду использовать три идеи: идею Ю. Яковца о пяти фазах жизненного цикла и их характеристику [12, c. 34], идею И. Задде о 78,5-летних циклах и 314-летнем парном ритме [14, c. 117], а также идею локальной цивилизации как открытой и неравновесной системы. На мой взгляд, цикл российской локальной цивилизации протяженностью 1570 лет состоит из пяти фаз и 20 пушкинских ритмов.
        I фаза - 467 – 780 гг. – восточнославянская скрытая фаза становления российской цивилизации (фаза зарождения в недрах старой системы, скрытое, латентное развитие; рождение, утверждение в борьбе с уходящей, отживающей системой): 467 – 544,5 гг. (ранний период эволюции восточных славян); 544,5 – 623 гг. (дулебский период эволюции восточных славян); 624 – 701,5 гг. (период массового расселения восточных славян на Русской равнине и смешения славян с этносами, проживающими на Русской равнине); 701,5 – 780 гг. (хазарский период становления российской цивилизации, дальнейшего расселения восточных славян на Русской равнине).
        II фаза - 781 – 1094 гг. – варяжско-византийская фаза эволюции российской цивилизации (распространение, превращение в преобладающую, господствующую систему): 781 – 858,5 гг. (варяжский период становления российской цивилизации); 858,5 – 937 гг. (период варяжских княжеств и становления великого княжества Киевского как первой формы российского государства); 938 – 1015,5 гг. (период Киевской Руси и принятия христианства на Руси); 1015,5 – 1094 гг. (период дальнейшей эволюции Киевской Руси и становления великоросского этноса).
         III фаза - 1095 – 1408 гг. – туранская фаза эволюции российской цивилизации (зрелость, когда в полной мере проявляются присущие данной системе черты): 1095 – 1172,5 гг. (период междоусобицы, падение Киевской Руси); 1172,5 – 1251 гг. (период продолжения междоусобицы, возникновения Северо-Восточной Руси, начало владычества Золотой Орды над Русью); 1252 – 1329,5 гг. (период становления великого княжения Москвы); 1329,5 – 1408 гг. (период становления Московского государства и крушения Золотой Орды).
         IV фаза - 1409 – 1722 гг. - фаза Третьего Рима, или великодержавная фаза эволюции российской цивилизации (нарастание противоречий, кризис, противоборство с уже родившейся и борющейся за место под историческим солнцем следующей системой): 1409 – 1486,5 гг. (период объединения русских земель под единой властью и расширения территории Московского государства); 1486,5 – 1565 гг. (период открытия России Европе, начало становления российского самодержавия); 1566 – 1643,5 гг. (период завершения варяжского правления, междинастии и Смуты); 1645,5 – 1722 гг. (период установления Российской империи).
         V фаза - 1723 – 2036 гг. – фаза крушения российской цивилизации, или скрытая фаза становления Афро-Евразийской мегацивилизации (длительная фаза отмирания, реликтивного существования в виде трансформированных осколков на периферии утверждающейся новой системы): 1723 – 1800,5 гг. (период случайных правителей, русского направления в Европу и роста влияния России в Европе, укрепления крепостничества); 1800,5 – 1879 гг. (период значительного расширения владений Российского государства на Восток, отмены крепостного права); 1880 – 1957,5 гг. (период предпосылок крушения романовской монархии и становления советской империи); 1957,5 – 2036 гг. (период крушения советской империи, движения России одновременно в объединенную Европу и на Восток: на арабский и мусульманский Восток и в Индию).
         Исходя из исследований циклов человечества, я пришёл к выводу, что, действительно, многие циклы эволюции человечества фрактальны. Поэтому я согласен с основной идеей организаторов семинара: деятельность человечества фрактальна, т. е. современные человеческие деяния подобны прошлым состояниям: изменяясь в размерах, они сохраняют подобие. В силу того, что фрактальные множества определяются дробной размерностью, развиваются нелинейно, по скручивающимся/раскручивающимся спиралям, сохраняя подобие лишь по форме и по размерам и существенно различаясь по содержанию. Возможно, что многие циклы, названные в статье, по существу, являются фракталами.

Литература

  1. Полетаев А.В., Савельева И. М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования). – М., 1993.
  2. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. – 1993. - №2.
  3. Спенсер Г. Основные начала. -Спб., 1897.
  4. Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. - М., 1992.
  5. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). – Спб, 1999.
  6. Физика. Большой энциклопедический словарь. – М., 1998.
  7. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 4 т.- Д.: Сталкер, 1997.
  8. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
  9. Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958.
  10. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924.
  11. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1994.
  12. Яковец Ю. В. История цивилизаций: Учеб. пос. для студентов вузов гуманит. профиля. – М., 1997.
  13. Олдак П. Г. Экологическое измерение и духовные начала мировой истории. - Новосибирск, 1998.
  14. Задде И. Н. Опыт синхронизации галактических и современных циклов эволюции цивилизации как элемент прогноза // Принцип неопределенности и прогноз развития социально-экономических систем. – Томск, 1999. - С. 116-119.
  15. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ – ХУ111 вв. Т. 3. Время мира. – М., 1988-1992.
  16. Левис Э. Периодичность в развитии феноменов разума и экономических кризисов // Принцип неопределенности и прогноз развития социально-экономических систем. -–Томск, 1999. - С. 38-42.
  17. Поздняков А. В. Механизм циклического развития социосистем // Принцип неопределенности и прогноз развития социально-экономических систем. - Томск, 1999. - С.29-38.
  18. Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХ1 веке. –М., 1998.
  19. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. – М., 1994.
  20. История Востока. Т. 1: Восток в древности. – М., 1999.
  21. Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке: Пер. с англ. -М., 1996.
  22. Андреев Д. Л. Роза Мира. - М., 1992.
  23. Поздняков А. В. Сингулярные тенденции в развитии цивилизации, монополярный мир и государство // Самоорганизация и организация власти. – Томск, 2000. - С. 46-50.
  24. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - 1991

Оглавление