Оглавление

ФРАКТАЛЫ И УРОВНИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Е.С. Волкова
Институт оптического мониторинга СО РАН, Томск

        Одним из главных последствий развития идеи устойчивого развития является то, что отдельные региональные проблемы стали рассматриваться в глобальном масштабе, т.е. проблемы отдельной территории оказались подобны в определенной мере проблемам более высоких по рангу территориальных единиц. Следовательно, признавался принцип фрактальности территориально- иерархических единиц. Это позволило осознать общую сумму проблем, переходя от частного к общему, от решения которых зависит судьба всего человечества.
        Но при этом особенно важно остается исследовать проблемы и на региональном и локальном уровнях, поскольку здесь уже начинают действовать конкретные условия, которые оказывает непосредственное воздействие на состояние природной среды в глобальном масштабе. Каждый уровень территориальной иерархии имеет свой собственный временной и пространственный масштаб развития и собственные условия развития. Уровни иерархии под воздействием внешних условий способны меняться во времени. Условия развития низшей территориальной единицы во многом определяются условиями функционирования более высокой по рангу иерархической структуры. Согласно А.Позднякову, в природе не могут существовать изолированные закрытые системы. Целостные системы любых рангов являются диссипативными самоорганизующимися структурами, которые “ ...могут формироваться и развиваться, если существуют системы с более высоким уровнем организации порядка, обладающие большими возможностями производства вещества и энергии” [1].
        Так, например, область, как уровень территориальной иерархии, имеет свою историю и условия развития, ресурсную базу, экономические структуры, перспективы развития. Но развитие области ограничено условиями развития вышестоящих уровней территориальной иерархии, т.е. Западно-Сибирского экономического района и России в целом.
         На социально-эколого-экономическую систему общества в глобальном масштабе действуют множество разных сил (как внутри системы, так и вне ее), которые дифференцируют систему на подсистемы разных уровней территориальной иерархии.
         Концепция устойчивого развития имеет несколько уровней территориальной иерархии: планетарный, государственный, региональный, местный. Но при этом все уровни территориальной иерархии, как фрактальные структуры, подчиняются единым законам, и каждый последующий уровень подобен предыдущему при определении целей развития.
         Единство целей при решении вопросов устойчивого развития может быть сформулировано в следующем виде:

        Таким образом, система территориально-иерархических уровней образует органическое единство, где изменение одной “детали” нарушает целостность всей системы и вызывает последовательную цепь дальнейших реакций. При описании иерархических систем, во многих случаях, особое внимание сосредоточено на связях между уровнями иерархии, их взаимодействиях, но нет осознания их фрактальной природы: присутствуют ли в каждом уровне элементы самоподобия, какова основная организационная схема действия территориальных систем разных уровней иерархии. Если на математическом уровне понятие фракталов в некоторой степени разработано, имеет определение, то в социально-зколого-экономических системах данная тематика освещена слабо и требует глубоких дополнительных исследований.
         Территориальные структуры как целостные системы состоят из множества подсистем разных рангов (окружающая среда, экономика, население), которые объединяются функциональными отношениями (экономические, технологические социальные, географические и т.д.).
         Так, область как подсистема более высокой иерархической структуры - России состоит из структурных взаимосвязанных подсистем, объединенных разнообразными функциональными отношениями. На территории области существуют также подсистемы более низкого ранга - административные районы и территориально-производственные образования, которые, в свою очередь, аналогично состоят из подсистем экономики, окружающей среды и населения, а также связаны разнообразными отношениями. Но каждый уровень характеризуется дифференцированным набором элементов структурных подсистем и свойственным ему сочетанием функциональных связей. Основным свойством фрактальности административно-территориальных единиц любого ранга является интеграция производства и общественных структур в процессе освоения ресурсов на локальной естественноисторической основе.
         Одно из определяющих свойств фракталов – самоподобие, которое прослеживается на любом уровне территориальной иерархии в следующих функциях:

  1. стремление к оптимальной организации функциональных связей;
  2. установление границ;
  3. формирование центральных структур;
  4. характерное время развития;
  5. формирование периферии;
  6. формирование аттрактивных целей.

        Другим важным свойством фракталов является дробная размерность. Шаг дробной размерности для территориальных единиц определяется величиной территории и стоящими перед системой целями, задачами и историей развития. Терриально-иерархические системы целесообразно делить по площади, структурным связям, задачам управления, центрам притяжения социально-экономической деятельности, разделению труда и т.д. Такое деление должно проводиться исходя из функционально-структурных особенностей общественного производства в целом на определенной территории. При этом процесс районирования - это динамический процесс, который может изменяться во времени и пространстве, если появляется новое “ядро”. Таким образом, существует связь между формированием уровней территориальной иерархии и фазой развития.
         Приведенные теоретические положения позволяют выдвинуть следующие функционально-иерархические ступени административно-территориального деления России:

1-я ступень - государство;
2-я ступень - экономический район;
3-я ступень - территория субъекта Российской Федерации;
4-я ступень - крупная часть территории субъекта Российской Федерации (территориально-производственные образования);
5-я ступень - районы субъекта Российской Федерации (административные районы);
6-я ступень - часть административного района.

        Согласно мнению некоторых ученых, таксономические единицы более высокого порядка не могут содержать менее трех ступеней таксонов. Причем размерность таксонов является дробной величиной, поскольку каждый уровень территориальной иерархии представляет собой не просто подобную структуру, а иной уровень развития.
        Для примера можно привести соотношения площадей некоторых ступеней иерархии. Так, площадь России составляет - 17,1 млн. км2, Западно-Сибирского экономического района - 3,8 км2 , Томской области - 316,9 тыс. км2, Томского района - 10 064 тыс. км2 , Фрактальность прослеживается в том, что каждая ступень иерархических систем имеет собственный центр, вокруг которого формируются функциональные связи. При этом развитие концентра (ядра) происходит на всех иерархических уровнях, и чем больше его экономический потенциал, а также чем выше развиты его аттрактивные силы и хинтерланд (поле притяжения), тем больше концентрирующая сила, территориальный охват и выше иерархическая ступень. Согласно теории центральных мест, существует непосредственная связь между людностью города и его пространственным положением в системе расселения.
        Одним из примеров фрактальности административно-территориальной иерархии может послужить система расселения России. Если ее рассматривать на высшем государственном уровне, то можно отметить, что природные и исторические условия определили неравномерность размещения населения. Примерно 2/3 территории страны занято “очаговым” заселением. Главная ось расселения проходит от Центральной России, постепенно сужаясь к востоку, через Поволжье, Средний Урал, юг Западной Сибири, далее еще более сужаясь, идет в основном вдоль Трансиба [3].
        На примере Томской области рассмотрим третью ступень административно-территориальной иерархии. Подобно высшему уровню, расселение населения области отличается большой неравномерностью. Наименьшая плотность населения в северной части области (0,2 человек / км2), а наибольшая в южной и юго-восточной частях (7-8 человек /км2). Это объясняется спецификой климата и специализацией хозяйства. Почти все населенные пункты центральной и северной зон области располагаются узкой цепочкой вдоль рек. И чем ближе к устью рек, тем меньше расстояние между населенными пунктами, и сами населенные пункты становятся более многолюдными. В такой специфики географии населенных пунктов находит свое отражение род хозяйственной деятельности этих населенных пунктов.
         Подобное сходство прослеживается и на других иерархических уровнях, а также в других сферах деятельности. Это можно наблюдать не только на примере системы расселения, но и в размещении транспортной системы и пр.
        Принцип фрактальности административно-территориальных единиц применительно к вопросам устойчивого развития может позволить выявить общие закономерности организации пространственных систем разных уровней. Использование принципа фрактальности административно-территориальных единиц для решения задач устойчивого развития видится в установлении общих закономерностей, целей и перспектив развития для систем разных территориальных уровней. Свойство подобия позволяет сформировать приоритетные направления, которые будут отвечать функциональным целям и задачам развития как высшей ступени иерархии, так и низшей. По Д.М.Мехонцевой, главной целью системы является самосохранение, функциональной целью - сохранение вышестоящей системы [4]. Основными целями устойчивого развития для любого уровня иерархии являются: достижение экологической безопасности, нормативного качества окружающей среды, приемлемых условий жизни населения, рационального потребления природных ресурсов. Особое значение приобретает заинтересованность регионов в решении вопросов устойчивого развития на общероссийском уровне - признание важности задачи поднятия общероссийского экономического потенциала, улучшения благосостояния населения всех Российских регионов. Без осознания этого трудно говорить о консолидации государства и позитивном отношении регионов относительно “центра”.

Литература

  1. Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. - Томск, 1998. - 324 с.
  2. Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П., Крылов Ю.М. и др. Устойчивое развитие: мифы и реальность. - Тольятти: ИЭВБ РАН, 1998. - 191 с.
  3. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т.Хрущева. - М.: КРОН - ПРЕСС, 1997. - 352 с.
  4. Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. - 248 с.

Оглавление