Оглавление

ПОИСК ОБЩИХ ОСНОВАНИЙ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Г.Л. Стальная

        Все существует в виде колебаний, а развивается в виде циклов. В данной работе предпринята попытка определить различия между колебательной и циклической формой движения и выяснить природу того и другого.
         Колебания. Способ существования материи во Вселенной - колебательное движение, а способ развития любых способных к развитию систем - циклы. Это справедливо для любых систем - простых и сложных, открытых и замкнутых.
        В случае достаточно сложных природных или социальных систем отличие колебательного, воспроизводящегося, движения от циклического, с развитием или деградацией, не всегда бывает явным, поэтому следует показать основные отличительные особенности этих процессов.
         Примерами простых колебательных систем могут служить: корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц; процессы в атомных ядрах (протон превращается в нейтрон, периодически испуская пи-мезон); вращение Земли вокруг Солнца (силы гравитации уравновешиваются центробежными); перемещение литосферных плит по поверхности Земли, с периодичностью примерно 800 миллионов лет сдвигающее материки в единый континент; "химические часы"; жизнь простейших одноклеточных - амеб - то в виде отдельных особей, то в виде единого многоклеточного организма. Колебания присущи и более сложным системам - природным и социальным.
        Неподвижных объектов (в смысле отсутствия пространственных перемещений или неизменности внутренней природы) во Вселенной нет. Почему движение (и, как правило, именно колебательное) есть абсолютно необходимое условие существования, способ существования любых систем? Возможно, потому, что само пространство Вселенной, то есть выхваченная у изначального Ничто область для Бытия, создается перемещением материи, то есть энергии, сжатой в с2 раз; а материальные тела - осцилляцией свойств энергии, проявляющейся как ритмическое изменение природы составляющих ее частиц.
        Прекрасной иллюстрацией этого процесса является древнекитайский символ Великого Предела, изображающий чередование двух противоположных состояний. Когда одно из двух начал (воспринимающее - Инь или активное - Ян) достигает пика своего развития, оно отступает, дав начало развитию противоположного начала.
         Геометрия пространства нашей Вселенной представлена ее гравитационным полем, а энергетика - конгломератом электромагнитных, сильных, слабых (и, возможно, иных) полей, носителем которых является вакуум - физический аспект пространства. Однажды возникнув, простые системы самим фактом своего возникновения вызывают к действию соответствующую их природе компоненту общего поля (электромагнитную, гравитационную, сильную и т.д.), которая и обеспечивает их энергией для поддержания существования, гомеостазиса. Энергия эта практически неисчерпаема, а подобные системы - чрезвычайно устойчивы (т.к. движение по эквипотенциальным поверхностям любых полей происходит без энергозатрат и безэнтропийно).
         Более сложные самосохраняющиеся, не зависящие от среды, системы представляют собой циклично связанные самоорганизующиеся подсистемы, где предыдущая создает условия для последующей; причем, последняя подсистема в цикле поддерживает первую, так что, сохраняя друг друга, подсистемы защищают весь цикл. Примерами могут служить: метаболизм клеток, взаимодействие частей живого организма, система взаимных договоров и т.п. Коммуникативные процессы в такой системе не являются носителями входной и выходной информации. Система является закрытой в отношении смыслового содержания коммуникативных актов. Это содержание может быть реализовано только посредством круговорота внутри системы.
         Г. Спенсер ("Основные начала") высказал мысль, что "ритм возникает повсюду, где происходит борьба двух не уравновешивающих одна другую сил", показав тем самым, что ритмическая динамика является сущностным проявлением диалектического характера явлений любой природы.
         Борьба двух не уравновешивающих друг друга сил (разной природы) – это способ гомеостатического существования. Гомеостазис возможен, когда не меняются существенные для его поддержания характеристики внешней среды (p-n в ядре, Земля-Солнце). Но когда окружение системы меняется, а она не может приспособиться к этим изменениям, то - разрушается или деградирует.
        >Поэтому единственным способом обеспечения структурной устойчивости сложных систем в меняющемся мире является эволюция, развитие.
         Циклы. Существенные для биологических и экосистем, для человеческого общества характеристики окружающей среды меняются постоянно, начиная с природы и заканчивая содержанием ноосферы.
        Достаточно сложные открытые системы способны к такой самоорганизации своей внутренней структуры, которая позволяет системе приспособиться к изменениям окружающей среды, противостоять ей. Эволюцию, считают Г. Николис и И. Пригожин, можно рассматривать как проблему структурной устойчивости.
         Эволюцию какой бы системы мы ни рассматривали на отрезке характерного времени ее развития, мы обнаружим циклическую, синусоидальную форму этого процесса. Кажущееся прямолинейное, восходящее, "устойчивое" развитие связано с недостаточностью рассматриваемого временного промежутка. Эволюция жизни на Земле - это возникновение, расцвет и угасание различных видов растений и животных и приход им на смену более приспособленных к окружению форм. Само существование нашей Вселенной от ее возникновения 10 - 15 млрд. лет назад до грядущего распада (или "схлопа") представляет собой единый цикл, где на смену его восходящей ветви неизбежно придет нисходящая.
        Циклы в развитии социальных систем: экономические, политические, культурные - были выявлены и изучены многими учеными в 19- 20 вв.
        Любой социальный цикл демонстрирует проявление единого алгоритма становления - последовательного чередования процессов зарождения нового социального порядка и процессов сохранения этого порядка, аналогичного смене синергетических режимов - LS и HS, что проявляется как периодическая смена относительного преобладания рыночных и тоталитарных тенденций, демократизма и авторитаризма, либерализма и консерватизма, традиционного коллективизма и индивидуализма и т.д.
         А. Шлезингер–старший, например, (30-е гг.) выявил цикл последовательной смены волн консерватизма и либерализма (~30 лет) как смену периодов озабоченности правами меньшинства и озабоченности бедствиями многих. Цикл, по Шлезингеру, не есть возвращение нации к предыдущему положению. После возвращения консерваторов к власти либеральные реформы обычно не сводятся на нет. Поэтому более приемлемым является образ спирали, когда на каждом новом витке развития происходит процесс аккумуляции изменений. Шлезингер- младший отмечал, что эпоха доминирования частных интересов неизбежно сменяется эпохой созидательной активности людей.
        Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева (с периодом 48- 55 лет) - это последовательно изложенная модель самоорганизации в экономической сфере. Так, повышательная волна (фаза подъема, режим LS) есть этап более открытого существования экономической системы. Возникновение новых точек роста (новые отрасли производства) рождает структурную неоднородность, а значит, и неустойчивость. Усиливается борьба за сферы влияния на внутреннем рынке, классовая борьба, происходят революции. Затем потраченная на внутреннюю и внешнюю борьбу энергия начинает угасать. Диссипативный процесс замедляет общий темп развития, наступает длительная депрессия (фаза спада, режим HS). Даже технические новшества, если и внедряются в этот период, то не для изменения лица экономики, а на закрепление наличного социального состояния.
         Теория этногенеза Л.Н. Гумилева - это аналог полного цикла самоорганизации системы, обозначенного в процессуальной синергетической модели. Негэнтропийный прорыв, зачинающий самопорждение нового этноса, осуществляется когерентными действиями пассионариев.
         Итак, общество как открытая система может существовать лишь в пульсирующем состоянии. Здесь важен эволюционный синтез поступательности и возврата, прогресса и регресса. Данное чередование этапов самоорганизации системы не может превратиться в природный маятник, т.е. не может стать подобным закрытой, равновесной системе с постоянным возвратом в исходную точку. Разомкнутость цикла обеспечивается феноменом бифуркации – непредсказуемости очередного поворота.
        Рождение нового социального порядка фиксируется в сознании и политической идеологии как общая национальная цель - общественная целеустремленность к улучшению жизни. А. Смит отмечал: человек, следуя велениям своей природы (и только им, а не своим представлениям об общественном благе) бессознательно содействует реализации некоего предустановленного Плана, свойства и цели которого человек едва ли может постичь целиком. Идея, как отмечает А.В. Поздняков [1], есть некая субстанция, которая направляет действия людей в определенное русло необратимых событий.
        Когда же запас энергии в системе иссякает, ее способность поддерживать организованные структуры ослабевает. Поэтому высокоорганизованные структуры распадаются на менее организованные, где больше случайных элементов, ассоциирующихся с хаосом. Тойнби называет такой феномен чувством промискуитета, всеобщего смешения, проявляющегося во всех областях социальной жизни: в религии, литературе, языке, искусстве, манерах и привычках. Распад цивилизации проявляется также в чувстве "неконтролируемого потока жизни" – чрезвычайно болезненном переживании утраты жизненного порыва. Именно смешение элементов, уничтожающее неоднородность системы, есть признак роста энтропии, ведущего к распаду и дезорганизации.
         Энтропия. Возможно, главная опасность для развития общества как раз и состоит не в осложнении конфликтов, а в энтропийной тяге к инертности, усредненности и гомогенности.
         Так что же такое энтропия?
        "Тень" энергии, мера ее рассеяния и деградации, антипод информации, энтропия обычно определяется как мера неупорядоченности системы многих частиц. Чем выше степень беспорядка в координатах и скоростях частиц системы, тем больше вероятность того, что система будет находиться в состоянии хаоса. Формулу Больцмана S = k ln W обычно рассматривают как определение энтропии.
        Но кроме Больцмановой, термодинамической, выделяют:

  • космологическую энтропию (безразмерная величина, представляющая собой отношение количества частиц вещества, т.е. барионов, мезонов, лептонов, - к количеству квантов полей - фотонов, векторных бозонов, глюонов);
  • информационную - мера неопределенности сообщения, несовершенство памяти, забывание;
  • нравственную, характеризующую меру творческой пассивности или деструктивной активности личности;
  • культурную - унификация, потеря специфики и разнообразия произведениями искусства (поп-музыка, боевики и т.п.);
  • социальную - мера политической, социальной, экономической инертности общества.

        Существует иерархия уровней сложности систем (от элементарной частицы до человечества). Чем выше иерархический уровень системы, тем большее количество полей задействовано в поддержании ее гомеостазиса. И тем больше разновидностей энтропии стремятся обратить эту систему в хаос. Но доминирует та, которая действует на уровне, определяющем тип данной системы.
        Возможно, все законы природы представляют собой дифференциацию, специализацию для систем разных уровней всего нескольких основополагающих мировых законов, а основным из них является закон равновесия. Тогда наиболее общее определение энтропии как таковой будет выглядеть так:

        Энтропия - это реакция небытия на возмущение, возникшее в нем.

        Непрерывно действуя на всех иерархических уровнях мироздания, энтропия стремится обратить в изначальное ничто все образующие Вселенную системы и частицы материи.
        Энтропия является причиной необратимости всех реальных процессов, она задает направление, вектор времени. Будучи реакцией окружающего Вселенную небытия, энтропия обращает вечность в текущее время. Внутри Вселенной развитие вынуждено происходить во времени, последовательно, каузально, подчиняясь закону причинности. Подобно индуистскому богу Шиве, энтропия, разрушая, способствует созиданию. Она, обращая в хаос неустойчивое, несовершенное или отжившее, дает и материал (флуктуации возможны в хаосе, но не в устойчивой структуре), и время как возможность постепенного и последовательного структурирования ранее не существовавшего из разрозненных или виртуальных фрагментов. "Ветер богов поднимает бурю, но он же раздувает паруса".
         Грозя уничтожением, энтропия вынуждает эволюционировать всё, желающее существовать.
         Информационное поле. Так как способность к саморегуляции - свойство, противодействующее возрастанию энтропии, то поступление и переработка внешней информации - способ борьбы с ростом энтропии. В процессе естественного отбора повышается информационное содержание органического мира, степень его организованности, происходит концентрация рассеянной информации.
         Но если бы суть дела заключалась лишь в том, что развитие систем инициируется неким негэнтропийным потоком, то мы имели бы прямолинейную или ступенчатую картину эволюции системы.
        Как и почему происходит переключение режимов LS (отпадение от интегрального целого, дифференциация и самоопределение частей) и HS (включение в интегральное целое, слияние частей, диссипация, размывание), характеризующих различные этапы эволюции зародившейся структуры?
        Установление LS-режима знаменуется локализацией и оформлением структур в открытой нелинейной среде. Можно сказать, что этот режим "держит хаос в определенной форме". Отметим, что система в режиме LS - неустойчива к флуктуациям, но когда верхняя точка цикла пройдена, и происходит переключение системы на HS-режим, то система обретает устойчивость.
         Циклическая картина эволюции системы получается, если предположить, что инициирующий начало цикла развития энергоинформационный поток дискретен, и он порождает некий аттрактор, к которому и стремится в своем развитии система. А развивающаяся система способна находиться только в одном из двух режимов: режиме восприятия информации или в режиме ее переработки.
         Изменяющаяся система характеризуется не только своими свойствами и структурой, существующими в данный момент в данном месте (актуальная структура), но и набором потенциальных (не проявляющих себя актуально в данных "здесь и теперь") структур, находящихся между собой в отношении альтернативности. Потенциальность присуща объективной реальности, изменяемость материального бытия заложена в свойстве его потенциальности.
        По мнению Э.А. Азроянца и др. [2], "Информация имманентно присуща немарковским процессам, связанным со структурными превращениями… При определенных условиях отражения-отпечатки накапливаются, объединяются, комбинируются, происходит процесс их самоорганизации. Поскольку отпечатки могут жить "самостоятельной жизнью", то можно говорить о возникновении своего рода параллельного мира, отражающего "внешний мир". При этом в связи объект-отпечаток оказывается возможным существование обратной связи. Отпечатки могут и управлять поведением объектов, что является одним из характерных признаков жизни. Можно сказать, что объекты находятся в информационном поле…"
        Между различными путями эволюции выбор определяется динамикой флуктуаций, при этом в роли определенного новационного элемента, необходимого для "прощупывания" пространства состояний, выступает случайность. К самоусложнению и быстрому развитию способны структуры, наиболее эффективно перерабатывающие негэнтопийный поток внешних воздействий.
        Итак, система бы развивалась непрерывно и без всяких спадов, если бы было возможно осуществить непрерывный энергоинформационный приток. Но, вероятнее всего, подобный поток непрерывно меняющейся информации был бы деструктивным.
         Пока система не переработает полученную порцию информации, она следующую не воспримет, поскольку может находиться в режиме либо восприятия, либо - переработки информации. Переработка порции информации - это построение будущего образа системы, который как аттрактор "притягивает" ее и формирует, инициируя восходящую ветвь цикла. Среду, в которой формируется аттрактор, можно назвать информационным полем.
         "Структура-аттрактор, - пишет А.В. Поздняков, - это возможная, вероятная реальность" для самоорганизующихся систем. "Аттрактивная цель выступает в качестве предела, по мере приближения к которому развитие системы затухает" [3].
        Подтверждением того, что аттрактор формируется вне самой развивающейся системы, может послужить анализ любого творческого (или социального) процесса. Притяжение аттрактора - это "интенция к истине", режим LS. Но никогда не реализуются ни социальные утопии, вдохновляющие революционеров, ни замыслы художников, будь то образ картины, книги или научной работы ("Мысль изреченная есть ложь"). Реализуется в лучшем случае неполное и неточное отражение этого образа.
        Открытие И. Пригожиным некой протяженности настоящего, тем более длительной, чем сложнее система, может служить одним из подтверждений существования информационного поля. Возможно, отличная от нуля длительность "настоящего момента" требуется системе для сообщения с ее "образом" или аттрактором в информационном поле.
         В социальных системах таким информационно-полевым аттрактором является некий доминирующий идеал, накладывающий отпечаток на все общественное развитие.
         Работы Франца Поупа (биофизик) и Натальи Зубовой (директор Российско-американского института натуральной медицины) выявили наличие информационно-полевой структуры человека, некую голографическую матрицу, которая контролирует и регулирует все биохимические процессы в теле человека.
         В квантовой теории поля находят свое эмпирическое подтверждение теоретические конструкции, в которых фиксируется единство потенциальной и актуализованной реальности. Поле в квантовой теории – это по сути новый фундаментальный физический объект, представляющий в своих свойствах синтез классического (например, электромагнитного) поля и поля вероятностей нерелятивистской квантовой механики. Его сущность составляют виртуальные процессы и виртуальные состояния физических объектов, а также условия их актуализации.
        Названные и огромное множество подобных открытий последнего времени могут служить подтверждением существования этой нематериальной реальности - информационного поля. Это не материальный носитель информации, а среда, содержащая смысл, содержательное понимание информации. Если физический закон - это носитель информации, то информационное поле - безэнтропийная "вычисляющая" субстанция, зиждитель законов природы, хранитель "образов" гомеостатических систем и аттракторов систем развивающихся.
        Заключение. Итак, колебательное движение как способ существования гомеостатических систем, предполагают двойственную природу объекта: активную и воспринимающую, и наличие "образа" системы в информационном поле.
        Циклы с развитием требуют взаимодействия, пульсации доминирования трех активных компонент: энергии, информации и энтропии.
        Удачная флуктуация в хаосе, предшествующем началу цикла, при наличии энергоинформационного притока в систему (превышающего поступление и производство системой энтропии: dE + dI > deS + diS, где dE - подвод энергии, dI - подвод информации к системе), создает аттрактор в информационном поле, который, "притягивая" систему в соответствие ее образу, инициирует процесс структурирования системы (корпоративное действие частей системы, выстраивание иерархий). После достижения системой пика, т.е. максимально возможного в данных условиях приближения реального состояния системы к ее образу-аттрактору (точки информационного насыщения, dI=0), начинаются процессы диссипации. Существование системы в этом режиме подобно существованию гомеостатических систем. Но поскольку существование сложных систем поддерживается целой иерархией законов, полей и взаимодействий, где действует энтропия, то неминуемы деградация и распад таких систем. Даже если система ничего не теряет вовне, т.е. deS = 0, то diS > 0, что неизбежно обуславливает деградацию системы.
        А затем - инициация новой ветви цикла при условии поступления качественно новой информации.

Литература

  1. Поздняков А.В. Сингулярные тенденции в развитии цивилизации, монополярный мир и государство. - В сб. "Самоорганизация и организация власти", Томск, "СПЕКТР", 2000 г.
  2. Азроянц Э.А., Харитонов А.С., Шелепин Л.А. Немарковские процессы как новая парадигма. - Вопросы философии, № 7, 1999 г.
  3. Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. - Томск, 1998 г.
  4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. РАН 5. Жукова М.Ф. - Новосибирск, ООО "Изд-во ЮКЭА", 1997.
  5. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб., Издательство "Лань", 1999.
  6. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. - М., "Наука", 1985.
  7. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. - М., "Мир", 1990.
  8. Пригожин И., Стенгерс И.. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М., "Прогресс", 1986.
  9. В.П.Бранский. Теоретические основания социальной синергетики. - Вопросы философии, № 4, 2000 г.
  10. Гивишвили Г.В. О "сверхсильном" антропном принципе. - Вопросы философии, № 2, 2000 г.
  11. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. - Вопросы философии, № 6, 2000 г.
  12. Егоров И.А.. Принцип свободы как основание общей теории регуляции. - Вопросы философии, № 3, 2000 г.

Оглавление