Вместо введения


         "Мы знаем, что белому человеку непонятны наши традиции… Он относится к земле как к врагу, а не как к брату, поэтому он движется дальше, когда покорит часть ее…. Он крадет землю у своих детей, и ему все равно…. Он относится к своей матери - земле и к своему брату - небу так, как будто их можно продавать, грабить, покупать… Его аппетит опустошит землю и оставит позади лишь пустыню….
В городах, где живут белые люди, не найти тихого места. Негде послушать, как распускаются листья весной или как стрекочут крыльями насекомые… И зачем жить, если нельзя услышать одинокий крик жалобного козодоя или спор лягушек ночью у пруда? Я - краснокожий, и мне не понять. Индеец предпочитает слушать мягкое шуршание ветра над прудом и вдыхать его запах, напоенный полуденным дождем или запахом сосен.
Дыхание бесценно для краснокожего человека, поскольку все мы живем единым дыханием - зверь,дерево, человек, - все мы. Белый человек, похоже, не замечает воздуха, которым он дышит. Как человек, который уже давно умирает, он не чувствует запахов… И если мы продадим вам свою землю, вы должны сохранить ее в святости, чтобы даже у белого человека было место, куда он мог бы уйти, чтобы почувствовать ветер, напоенный сладостью луговых цветов.
… Мы подумаем над вашим предложением продать вам нашу землю. Если мы решим его принять, я поставлю одно условие: белый человек должен относиться к животным, живущим на этой земле, как к своим братьям.
Я - дикарь и не признаю никаких других традиций. Я видел сотни гниющих туш бизонов в прерии, где они были подстрелены белыми людьми из проходящего поезда. Я дикарь, и мне не понять, как стальная, изрыгающая дым лошадь может быть важнее бизона, который не способен на убийство, кроме как для самосохранения.
Что такое человек без животных? Если исчезли бы все животные, человек умер бы от тоски и одиночества. Поскольку все, что происходит с животными, вскоре происходит и с человеком. Все вещи связаны между собой".

        Вождь индейского племени Сиэттл.
Послание американскому президенту, 1854 г.
(Цит. по: Салин Ю.С. Россия и русские. Хабаровск: ИКАРП ДВО РАН, 2002. С 119-120).

        Это послание не из числа обыденных обращений, тем более - не покаянная речь побежденного перед победителем. Автор его - не безграмотный человек, а ученый, увидевший глубинную суть природы и осененный ее целесообразной организованностью. Все вещи связаны между собой! - убежденно утверждает он. Мы, кичащиеся своими достижениями в познании природных явлений и уровнем практического их применения, не понимаем, что все наши знания используются не на что иное, как снятие скальпа, но теперь с самой Матушки Земли. Это письмо сейчас воспринимается пришедшим из двух миров: прошлого и будущего. Как письмо из прошлого, оно выступает в качестве свидетельства о правильности сделанного прогноза развития человечества. А как письмо из будущего, оно напоминает нам, какими результатами закончится развитие цивилизации.

        Председатель Семинара Александр Поздняков