ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

М.А.Афонасова
ТГУСУР, г. Томск

        Раскрываются особенности реализации модели устойчивого развития в России, связанные с так называемым региональным фактором. Рассматриваются проблемы экономической безопасности страны и регионов в контексте концепции устойчивого развития. Анализируется роль инвестиционных процессов, их значение в качестве "экономического ядра", точек роста и устойчивого развития экономики.

        В современной экономической политике России наиболее актуальными являются проблемы, связанные со стимулированием экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений, обеспечением устойчивого социально-экономического развития регионов, Регион является главным составляющим элементом государства и основной характерной особенностью реализации модели устойчивого развития в России. Недооценка регионального фактора, по оценкам специалистов, относится к числу наиболее существенных причин, оказывающих значительное влияние на устойчивость и темпы развития российской экономики.

         Понятие "регион" является сложным и неоднозначным, активно внедряемым в последнее время в научный и популярный оборот. Российский регион - это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов.

         Основными тенденциями, которые вызваны интернационализацией мировой экономики и оказывают значительное влияние на экономику России, являются глобализация и регионализация. Первая связана с открытостью национального пространства информационным, финансовым и другим потокам, действующим в мировой экономической системе. Вторая - наоборот. Одним из принципов регионализации является защита территории от негативного влияния мирового сообщества путём использования экономических преимуществ регионов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются не проблемы ассоциации территорий, а проблемы их экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития.

         Результатом трансформации экономической и социальной структуры общества явилось то, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. Выполнение государством своих функций на региональном уровне - поддержание устойчивого развития - в долгосрочной перспективе связано с созданием механизмов обеспечения экономической безопасности регионов.

         Классические стандарты устойчивого развития предполагают, что экономика должна в равной степени ориентироваться как на удовлетворение разумных потребностей настоящего времени, так и на сохранение способности будущих поколений удовлетворять свои важнейшие потребности. Одним из этапов оценки степени устойчивого развития является анализ экономической безопасности регионов. В настоящее время разрабатываемые концепции и прогнозы развития регионов, как правило, не увязываются с проблемами экономической безопасности. Тем не менее, экономическую безопасность следует рассматривать в качестве важнейшей характеристики экономической системы, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов региона, обеспечения достойных условий жизнедеятельности его населения, устранения возникающих угроз.

         Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.

         Проблема обеспечения экономической безопасности существовала всегда, однако сегодня она приобрела особую остроту в связи с негативными последствиями реформирования экономики, дезинтеграцией в её реальном секторе, разрывом хозяйственных связей, разбалансированностью между добывающими и перерабатывающими производствами, а также разной степенью готовности регионов к функционированию в условиях рыночной экономики с учётом имеющихся у них потенциалов развития.

         В 1996 г. была принята государственная стратегия экономической безопасности РФ, согласно которой под экономической безопасностью подразумевается такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал. Применительно к региону под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики региона, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов населения, хозяйствующих субъектов, общества в целом.

         В концепции национальной безопасности РФ в новой редакции, принятой в январе 2000 г. Указом Президента РФ № 24, определяется, что устойчивость экономики в значительной мере базируется на устойчивости финансовой системы, которая определяется "уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчётных отношений". Именно от финансовой безопасности зависит уровень развития реального сектора экономики, производственная, военная и все остальные элементы и виды безопасности. Финансовая безопасность является составляющим блоком экономической безопасности и имеет собственный механизм реализации. При этом она выступает своеобразной объединяющей основой при создании других условий экономической безопасности.

         Одним из главных факторов финансовой, а значит, и экономической безопасности региона являются инвестиции в основные фонды и человеческий капитал. Инвестиции чрезвычайно важны для финансирования экономического роста и обеспечения экономической безопасности. Однако в настоящее время одной из главных проблем российской и региональной экономики остаётся дефицит инвестиционных ресурсов. Многие регионы обладают богатой минерально-сырьевой базой, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, но при этом не имеют достаточных финансовых ресурсов, необходимых для обновления основного капитала, преодоления экономического спада и самостоятельного выхода на рынок.

         Экономическое развитие России за годы реформ характеризуется беспрецедентным падением объёмов производства и замораживанием инвестиционной активности. С 1992 г. началось обвальное сокращение инвестиций. Особенно драматично снизились в 1992 г. инвестиции в производственные объекты - на 44 % по сравнению с предыдущим годом. Всего за 8 лет (1992 - 2000 гг.) они сократились более чем в 4 раза (по данным Госкомстата). При столь удручающем падении объёма инвестиций удельный вес инвестиций, направленных на ввод в действие новых основных фондов, оставался низким. Однако известно, что именно эта часть инвестиций способна в наибольшей степени стимулировать научно-технический прогресс и составляет главную исходную предпосылку для устойчивого экономического роста.

         Произошли также существенные структурные сдвиги внутри инвестиций в промышленность. Значительно выросла доля инвестиций в топливную промышленность, при этом в наибольшей степени росли инвестиции в нефтегазодобывающую промышленность, достигнув в 1998 г. 55% от всех инвестиций в топливную промышленность. Абсолютный объём инвестиций в металлургию сократился с 1990 по 1998 г.г. более чем в 3 раза, в машиностроительный комплекс примерно в 12 раз ( по данным В.С.Барда). Такое снижение доли инвестиций в машиностроение и металлообработку значительно подрезало научно-технический потенциал российской экономики и инвестиционный потенциал страны в целом, поскольку именно машиностроение создаёт фундамент для инвестирования во все другие отрасли народного хозяйства.

         Происходившие изменения в структуре инвестиций означали ускоренное движение к инвестиционной структуре, характерной для страны, выполняющей роль топливно-энергического и сырьевого придатка мирового рынка. Указанная тенденция особенно отчётливо проявилась на примере отдельных регионов РФ. Произошли изменения и в структуре источников финансирования, что выразилось в резком сокращении удельного веса государственного сектора в финансировании инвестиций. Специалисты констатировали обострение проблемы экономической безопасности России.

         Оживлению инвестиционной активности, притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями переходного периода. Сложные системы с неограниченным разнообразием состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время в научной литературе активно обсуждается проблема "экономического ядра", т.е. такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут стать генераторами и точками роста устойчивого развития экономики.

         Потребность в выделении точек роста на региональном уровне сопряжена с формированием региональной экономической политики, в том числе эффективной инвестиционной политики в регионе, поскольку инвестиции необходимы как воздух для нормального функционирования и устойчивого развития экономики региона. Одним из методов выделения точек роста в регионе является подход с позиций экономической безопасности региона (Татаркин А.И.). Суть подхода заключается в определении критических значений для основных экономических параметров развития региона и в выявлении зон устойчивости региональной экономической системы. Для важнейших экономических показателей устанавливаются пороговые значения, которые указывают на вероятность необратимых процессов в экономике и предполагают необходимость оперативного вмешательства руководителей региона с целью изменения опасных тенденций, корректировки осуществляемого курса.

         Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы - пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

         Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию - сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.


Назад