РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЛАНКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ю.Г. Бендерский
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН Красноярск

        Доклад посвящен региональным аспектам устойчивого развития. В нем обоснована необходимость применения специального инструментария исследования, оценки и регулирования процессов устойчивого развития на местном уровне. Приведены примеры учета региональных особенностей в реализации принципов устойчивого социально-экономического развития. Даны рекомендации по совершенствования методов оценки устойчивости регионального развития на базе теории регионализации потребностей.

        Обилие терминов, описывающих понятие "устойчивого развития", при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей.

         Реализация этого принципа сопряжена: с преодолением совокупности противоречий (экология и экономика, ресурсы и потребности, богатые и бедные и т.д.); с необходимостью фундаментального изучения естественных и общественных процессов, влияющих на устойчивое развитие; с возможностью разработки экономических механизмов, адаптирующих хозяйственную деятельность к требованиям устойчивого развития.

         Начавшаяся в середине 90-х годов мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий.

         При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований - АТО), по нашему мнению, не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Нами разработаны и апробированы методы оценки уровня социально-экономического развития регионов, учитывающие региональные условия и особенности жизнеобеспечения населения (природно-климатические, производственные, демографические, расселенческие и др.), которые существенно изменили кластерный состав АТО, по сравнению с оценкой их по официальным методикам. Содержательной основой рекомендуемого подхода является использование инструментария и методологии теории региональных потребностей.

         Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится "эгоистичная" модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

         Межбюджетные (в данном случае - межрегиональные) отношения не учитывают роль и задачи природоэксплуатирующих (и природосохраняющих) регионов в реализации принципов устойчивого развития на макроэкономическом и государственном уровнях.

         Тем не менее, мировой экономической наукой разработаны подходы к учету регионального воздействия на экологические системы (механизм Киотского протокола), которые пока отрабатываются на межстрановом уровне. Представляется целесообразным осуществить "настройку" экономических механизмов Киотского протокола на межрегиональном (в рамках России и ее субъектов) уровне, обеспечивающих интеграционный эффект деятельности по сохранению устойчивости, как отдельных регионов, так и государства в целом.

         В Красноярском крае выполнены работы по оценке баланса эмиссии и депонирования парниковых газов. Результаты расчетов свидетельствуют, что на уровне 2008-2010 годов, "рынок СО2" может составить в стоимостном выражении не менее 80-100 млн. долларов. Однако данные показатели носят скорее виртуальный характер, поскольку в России практически отсутствует рыночная инфраструктура, обслуживающая экологическую составляющую устойчивого развития. Одним из методов, направленных на финансовую базу устойчивого развития территорий, могло бы стать создание траст-фондов для регионов с исчерпаемыми природными ресурсами. Расчеты показывают, что в Красноярском крае, например, возможно стратегическое перераспределение природной ренты в целях формирования устойчивой, неиспользуемой базы природопользования.

         Изложенные выше положения свидетельствуют, прежде всего, о том, что проблематика устойчивого развития для региональных систем, требует разработки и использования адаптированных к местным условиям и региональным финансово-экономическим механизмам методологии и методики исследования и регулирования.


Назад