УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Ю.Н. Колов
Томский государственный архитектурно-строительный университет

        Считаю совершенно справедливым суждение организаторов конференции, что в настоящее время социально-экономические и политические проблемы России, стран СНГ находятся во взаимосвязи с общемировыми процессами, объединяемыми понятием "устойчивое развитие". С точки зрения методологии исследования, очень важным является и утверждение, что устойчивое развитие нельзя сводить лишь к охране среды и рациональному использованию ресурсов, оно охватывает практически все стороны жизни индустриально и информационно развивающегося общества.

         Из этого суждения можно предположить, что устойчивое развитие есть сознательно управляемый и непрерывно развивающийся процесс удовлетворения всей системы человеческих потребностей. На мой взгляд, необходимо уточнить, что представляет собой постоянно развивающаяся структура системы потребностей.

         Широко известна так называемая пятиэтажная пирамида Маслоу, системно характеризующая потребности людей. Все потребности взаимосвязаны между собой, они вытекают друг из друга. Существуют потребности низшего порядка и потребности более высокого порядка. Взаимосвязь потребностей проявляется в реальной действительности как иерархия потребностей. Вот почему часто пирамиду потребностей Маслоу называют иерархией потребностей.

         У основания пирамиды лежат самые насущные потребности в пище, одежде, жилище и т. п., без удовлетворения которых невозможна жизнь человеческая. У вершины пирамиды - потребности более высокого порядка (признание, самовыражение). Сама пирамида как бы сужается по мере приближения к вершине. Пирамида построена в виде этажей друг над другом. Согласно концепции Маслоу, апеллировать к потребностям более высоких уровней иерархии возможно лишь после того, как удовлетворены потребности более низкого порядка. По Маслоу, человек - это "животное, которое постоянно чего-то хочет". Когда потребности самого низкого порядка удовлетворены хотя бы частично, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей следующего этажа пирамиды.

         На мой взгляд, пирамида Маслоу морально устарела, она не отражает всех реалий начала третьего тысячелетия. В целом она даёт представление об иерархии потребностей, но не учитывает ряда важных обстоятельств. Прежде всего, это резкое обострение глобальной экологической проблемы. В ней не учитывается также действие закона возвышения потребностей. Многие виды потребностей, приобретающих для человека и человечества всё большее значение, не получили отражения в иерархии потребностей Маслоу. Так, в ней не экологические, этнические, духовные, нравственные и космические и ряд других потребностей. В данной пирамиде полностью не реализуется системный подход.

         Сама пирамида отражает психологию потребительского общества: в её широком основании находятся физиологические потребности, самые безграничные и постоянно возрастающие. Все другие потребности базируются на этом виде потребностей, и чем выше к вершине, тем меньше круг потребностей, идёт сужение высших потребностей по сравнению с низшими. Пирамида Маслоу не отражает также идеи разумности потребностей. Не учитывается и ряд других факторов.

         Пирамида Маслоу должна быть существенно модернизирована. Возникла необходимость перестройки пирамиды Маслоу и её этажей, а также достройки многих новых этажей, ибо в реальной жизни человека и человечества становится тесно жить в пятиэтажной пирамиде Маслоу. Рассматривать мотивацию с позиции пирамиды Маслоу - это равносильно тому, чтобы жить в "хрущевках", в которых, к сожалению, живут многие россияне, в "хрущевках", не приспособленных к потребностям людей. Нужен новый подход к иерархии потребностей, с позиции требований начала третьего тысячелетия. Иерархия потребностей, по моему мнению, должна представлять собой усечённую пирамиду, перевёрнутую более узким основанием вниз.

         Внизу у основания пирамиды - физиологические потребности, как и у Маслоу, но ограниченные, по сравнению с высшими потребностями. Физиологические потребности должны быть разумны, иначе человек так и не выберется из своего животного состояния.

         Далее у Маслоу идут потребности безопасности. Они, по Маслоу, могут быть удовлетворены при достаточном уровне денежных доходов, который даёт возможность откладывать деньги для медицинского и социального страхования, для пенсионного фонда, чтобы обеспечить свою безопасность в будущем, а также на случай безработицы, возможной инфляции. Я бы этот вид потребностей назвал потребностями безопасности и выживания. При этом потребности безопасности следует понимать более широко. Это не только безопасность одного человека, но и безопасность семьи, этноса, к которому принадлежит данный индивид, безопасность государства, в том числе обеспечение достаточной обороноспособности страны. И это также безопасность всего человечества и каждого человека на Земле. Надвигающаяся экологическая глобальная катастрофа, как никогда, сделала актуальной проблему выживания каждого человека и всего человечества в целом. Вот почему потребности безопасности и выживания я бы поднял на более высокий, на двенадцатый этаж, достроив пирамиду ещё на десять этажей.

         На втором же этаже должна быть естественная, самая насущная потребность продолжения человеческого рода. Это потребность в половой любви, а также потребность в семейной жизни. Семья, её потребности и интересы - вот что стоит сразу же после удовлетворения физиологических потребностей. Да и физиологические потребности могут быть более полно удовлетворены только через семью, посредством семьи. В целом этот вид надо назвать демографическими потребностями. В них надо включить и потребности в иммиграции и эмиграции, потребности, связанные с урбанизацией, и др.

         Первые два вида потребностей человека можно назвать потребностями тела человека. Но потребности тела непосредственно связаны с потребностью сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей. По сути дела, здоровье - это состояние тела человека, степень его износа. Есть русская пословица "В здоровом теле - здоровый дух". Потребности в охране здоровья поддерживаются не только системой непосредственно здравоохранения. Состояние системы массовой физической культуры и спорта не в меньшей степени поддерживает здоровье людей. Хорошо, что Президент и Государственный Совет наконец-то вспомнили о значении физической культуры и спорта для поддержания здоровья нации. Немалое значение для охраны здоровья нации имеет развитие системы санаторно-курортного лечения. Во многих странах очень большое внимание обращают на развитие туризма и системы активного отдыха, восстанавливающих здоровье людей. Очень важно, что в нашей стране сегодня в системе охраны здоровья заговорили о необходимости перехода от парадигмы "болезнецентризма" к парадигме "здравоцентризма". Это означает, что не лечение болезней, а их профилактика выходит на первый план. Следует думать о том, как создать общество здоровых людей, когда не больной человек идет к врачу, а врач идет к здоровому человеку. Надо сделать так, чтобы приоритетной целью российского государства, российского общества, каждого россиянина стало здоровье.

         Но даже инстинкт тела, чтобы проявиться в реальной действительности, должен вступить в контакт с определённой информацией. Познание информации, получение информации из окружающего человека мира - это важнейшая человеческая потребность, которая возникает уже с рождением ребёнка. Без информации невозможна нормальная человеческая жизнь. При этом растёт поток информации, и одновременно растёт потребность перерабатывать в своём сознании определённую информацию. Итак, информационные потребности - это четвертый этаж иерархии потребностей.

         На пятом этаже должны разместиться потребности в труде: в частных, государственных и муниципальных фирмах, в корпорациях; потребности в индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности. Труд, трудовая и предпринимательская деятельность - это не только суровая необходимость зарабатывать на жизнь, но и реализация самого себя, своих потенциальных способностей. Очень важно подчеркнуть значение предпринимательства в современном обществе. Когда мы говорим о предпринимательстве, то речь идёт не только о стремлении к росту доходов и прибыли, а о потребности к деловому риску, о потребности к новшествам, к инновации, что проявляется в постоянном поиске новых форм организации труда и воспроизводства в целом, новых форм управления, новых технологий, новых рынков.

         Вступая в процесс труда и предпринимательства, человек неизбежно вступает в более широкий процесс, который можно назвать одним словом экономика. Потребности, возникающие в экономике, многообразны. Я солидарен с теми экономистами, которые экономические потребности делят на три группы: абсолютные, действительные и платежеспособные. Абсолютные - это не обеспеченные соответствующими ресурсами, идеальные потребности, которые являются мощным стимулом дальнейшего развития воспроизводства богатства. Действительные - это потребности, обеспеченные соответствующими ресурсами и уровнем технологии и техники, уровнем соответствующей информации. Платежеспособные - это потребности, обеспеченные соответствующими доходами индивида и его семьи. К экономическим следует также отнести технологические, технические и организационные потребности, то есть потребности в управлении экономикой. Итак, шестой этаж занимают экономические потребности.

         Потребности в труде и экономические потребности непосредственно связаны с постоянным воспроизводством жизненных сил, знаний и энергии человека, то есть с возмещением затрат, связанных с сохранением жизненных сил и энергии, с созданием человеческого капитала. Речь идёт о рекреационных потребностях в широком смысле слова - потребностях воспроизводства человеческого капитала и предпринимательского потенциала. Они включают в себя и потребности в отдыхе и досуге, в повышении квалификации и образовательного уровня, а значит - в развитии системы непрерывного образования. Таким образом, на седьмом этаже располагаются рекреационные потребности.

         На восьмом этаже пирамиды можно разместить этнические потребности. Каждый человек, относя себя к какому-либо социальному слою, стране, относит себя и к какому-либо этносу. "Я - русский", "Я - еврей", "Я - чеченец", - гордо заявляет человек. Вот почему, удовлетворяя потребности развития страны, нельзя забывать о потребностях и малых, и больших этносов. А это не всегда учитывается во внутренней и внешней политике российского государства. Переживая величайший кризис на Кавказе, россияне, прежде всего русские, забыли о традиционных интересах чеченцев, осетин, ингушей и других народностей Северного Кавказа. В результате ещё более усилился кризис во всей России.

         Над этническими потребностями располагается желание людей жить в обществе, а значит общаться с другими людьми, в том числе и с людьми другого этноса - это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи. В условиях рыночной экономики речь также идёт об отношениях конкуренции. Это может быть потребность в определённой солидарности социального слоя, сословия, класса. Многие данный вид потребностей называют социальными. Итак, девятый этаж занимают социальные или, по-другому, социологические потребности.

         На десятом этаже должны располагаться политические потребности. Этот вид потребностей связан с тем, что человек живёт в определённом обществе, в определённом государстве. Политические потребности могут у разных людей проявляться по-разному: у одних - это голосование через определённый период времени; у других возникает потребность в политической деятельности на уровне муниципалитета, региональных и федеральных органов государственной власти; у третьих - это может быть деятельное участие в органах самоуправления. Так, это может быть работа в домовых и уличных комитетах, в органах самоуправления микрорайоном, в профсоюзных органах, в комитетах экспертов, а также участие в деятельности политической партии или общественного движения. В целом, можно сказать, это потребность в управлении обществом, естественная потребность человека, как "общественного животного". Человек - не просто общественное, но и политическое животное - так говорил о человеке еще древнегреческий философ Аристотель.

         Непосредственно с политическими связаны правовые потребности - потребности регулировать многочисленные отношения людей, а также их отношения к различным объектам через Основной Закон государства, то есть посредством конституционных норм. Это потребность людей в различных законах, принимаемых представительной властью; потребности иметь в государстве различные правовые нормы, выступающие как механизм реализации принятых законов и реализации конституционных норм. Очень хорошо, что Президент В.Путин заговорил об установлении диктатуры закона. Это весьма важно для России и каждого россиянина. Итак, правовые потребности находятся на одиннадцатом этаже.

         И только на двенадцатом этаже размещаются потребности, которые мы назвали потребностями безопасности и выживания.

         На тринадцатый этаж можно поместить все те потребности, данные в иерархии Маслоу, которые тесно связаны с понятием статус, что означает "вес", или "важность" человека в обществе, среди своих друзей, в коллективе и т. д. Для любого человека очень важно признание друзьями, родственниками, коллегами по работе, обществом в целом того вклада, который делает своим трудом, предпринимательской деятельностью каждый человек. Имидж, имя, "вес" в обществе, в коллективе, в семье - очень важная потребность каждого человека. Возможность удовлетворения таких потребностей - могучий источник мотивации труда и предпринимательства. Но человек живёт и трудится не изолированно от общеста, поэтому статус необходимо понимать более широко: статус семьи, членом которой является тот или иной человек; статус фирмы, в которой работает человек; статус того этноса, к которому от рождения принадлежит данный человек; статус той страны, в которой живёт данный человек. Это статус города, села, того региона, той определённой территории, а сегодня это также статус того интеграционного сообщества государств, где проходит жизнь данного человека.

         Имидж, имя, "вес" в коллективе, семье, регионе, стране, в целом в обществе непосредственно и прямо связаны с потребностями нравственного долга, с потребностями морали. Мораль, нравственность, этика все больше становятся движущими силами каждого человека, отдельных коллективов, общества в целом. Этические, нравственные потребности - это потребности нравственного порядка в обществе, коллективе, семье, в которых живёт человек. Итак, на четырнадцатом этаже располагаются этические, нравственные потребности.

         Пятнадцатый этаж, имеющий ещё большее основание, чем все другие, - это экологические потребности, прямо и непосредственно связанные с потребностями безопасности и выживания. Экологические потребности включают потребность сохранения жизненной среды человека; потребность сохранения всего живого на Земле; потребность воспроизводства воспроизводимой Природы; потребность рачительного хозяйского отношения к невоспроизводимым ресурсам и продуктам, которые человек берёт из Природы; потребность не только сохранить Природу, но и создать условия для её процветания. Экологические потребности - это потребности, непосредственно связанные с жизнью человека. Советский академик Бонифатий Кедров говорил: "0храна Природы - это охрана человека с помощью природы, ибо человек может нормально развиваться только в здоровой природной среде". Надо также помнить, что мы удовлетворяем все свои предыдущие потребности, находящиеся на нижних этажах, за счёт благ, созданных нашим трудом, талантом и Природой. Верно, что человек не "оплачивает" вклад Природы, как пишет новосибирский исследователь П. Олдак, но надо помнить, что мы получили природные блага не в наследство от дедов, а берём их взаймы у внуков и правнуков. Отсюда вытекает очень важное положение: россияне, как и все земляне, имеют право жить лишь на проценты с капитала Природы. Совершенно справедливо замечание Олдака: всё, что взято сверх процентов, должно быть возвращено, возмещено трудом и нашим талантом.

         На шестнадцатом этаже размещаются потребности в поддержании жизни на Земле. Человеку дан разум для того, чтобы он не только в чистоте поддерживал свою жизненную среду, но и отвечал перед Богом, перед Высшим космическим разумом за все живое на Земле. Человек должен нести ответственность за исчезновение отдельных видов животных и растений. За любую тварь человек в ответе перед Богом, перед Природой. Это потребности общения человека с Природой Земли, в постоянном диалоге с ней.

         На семнадцатый этаж можно поместить потребности, которые я бы назвал потребностями красоты. В литературе эти потребности чаще всего называют эстетическими. Это любовь ко всему прекрасному: культурные потребности, то есть потребности любви к прекрасному, созданному руками человека, духом и душой человека; потребность любви к прекрасному в самой Природе, в самом человеке; это любовь к Божественной красоте, то есть в целом это потребности красоты тела, души и духа человека, красоты Природы и Космоса.

         Процесс удовлетворения потребностей человека, находящихся на четырнадцати нижних этажах пирамиды потребностей, органично связан с удовлетворением потребностей передвижения человека, идей, технологий, продуктов деятельности человека и информации в пространстве планеты Земля. Сюда можно отнести и постоянно возрастающую потребность в путешествиях и туризме, потребность в транспортировке техники и продуктов деятельности людей, а также потребность в дальнейшем развитии системы "Интернет" и глобальных средств связи. Итак, восемнадцатый этаж занимают потребности в движении человека, информации, технологий и идей в земном пространстве, а в будущем и в космическом пространстве.

         На девятнадцатом этаже располагаются потребности, которые Маслоу назвал как потребности в самовыражении. Это "желание стать больше, чем ты есть, стать всем, на что ты способен". По Маслоу, это потребности самого высшего порядка, которые удовлетворять очень трудно. Люди сознают значимость своей деятельности, испытывая удовлетворение от своего труда, от своей роли в семье, в коллективе и в целом в обществе. Это потребности в развитии способностей, в реализации потенциальных возможностей человека, стремление к индивидуальному совершенству. Но это и потребность к самосовершенствованию каждого сообщества людей и всего человечества.

         Для удовлетворения потребности в постоянном совершенствовании каждый отдельный человек, все общество в целом должны располагать свободным временем. Свободное время - это пространство для развития всех видов способностей человека. Свободное время и его дальнейший рост - непременное условие для развития человека как личности. Итак, на двадцатом этаже можно разместить потребности человека и общества в целом в свободном времени.

         Высшая степень самовыражения и самосовершенствования человека - это его приобщение к "божественной" способности творить все новое: красоту, новые знания, новую информацию, "искусственную" природу; участвовать в совместном творении коллектива фирмы, творить новый тип государства, новые отношения между этносами и государствами, самого себя как нового человека. Потребности творения, творчества занимают двадцать первый этаж иерархии потребностей.

         Но чтобы творить, человек должен быть свободен. Именно со свободой, с потребностью в свободе связана, как писал Н. Бердяев, тема о человеке и творчестве. И далее он подчеркивает следующую очень важную мысль: "Истина есть также путь и жизнь. Истина есть духовное завоевание. Истина познается в свободе и через свободу. Навязанная мне истина, во имя которой требуют от меня отречение от свободы, совсем не есть истина, а есть чертов соблазн…Я свободно познаю ту истину, которая меня освобождает. Никакой авторитет в мире не может мне навязать эту истину. Меня нельзя насильственно освобождать". Потребность свободы находится на двадцать втором этаже пирамиды.

         Свободный дух человека неумолимо, неизбежно устремляется в Космос. Человек из живого земного существа становится космическим существом. Возникают потребности общения с Космосом. Но, общаясь с Космосом, человек выступает как представитель планеты Земля. Он является носителем земных потребностей и земных интересов. Индивидуальная сущность человека одновременно становится космической и планетарной сущностью. Планетарные и космические потребности занимают двадцать третий этаж пирамиды потребностей.

         Но чтобы творить, чтобы общаться с Космосом, чтобы прикоснуться к делу Творца, человек должен иметь потребность общения с Богом. Чтобы творить, необходимо стремление и способность приобщаться к небольшим частицам Абсолютной истины. Но такое приобщение становится возможным, если человек служит Богу, добру. Общение с Богом возможно только через любовь к Богу, через надежду на Бога, через веру в Бога. Итак, двадцать четвертый этаж - религиозные потребности, или потребности человеческого Духа, как частички божественной сущности.

         Возникает вопрос: "А почему 24 вида потребностей, а не меньше и не больше?" Мне кажется, что здесь надо искать ответ в "Откровении Святого Иоанна Богослова". Не являются ли многие числа и слова в "Откровении" ключом к жизни человечества? Внимательно прочитаем "Откровение": "И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы". Не являются ли 24 вида потребностей теми золотыми венцами, которые находились на головах старцев, или теми 24 престолами, которые находятся вокруг престола?

         Удовлетворение 24 видов потребностей человека создает реальные условия для жизни на Земле и означает устойчивое развитие общества.

         Устойчивое развитие предполагает постоянно повторяющийся процесс удовлетворения потребностей человечества, отдельного человека, различных человеческих сообществ, как этнос, государство, семья, находящихся в определенной иерархии друг к другу. Напомним, что система потребностей представляет собой усеченную пирамиду, у самой вершины которой находятся безграничные потребности общения человека с Природой Земли, Космосом, Богом. Это самые высшие потребности. Это духовные, планетарные и космические потребности. Это потребности человеческого Духа. Это потребности человека как земного, так и одновременно космического существа. В целом, все потребности человека, как единая система, являющиеся мотивацией к действиям, есть потребности материального Тела, Души и Духа человека, триединой сущности человека.

         Устойчивое развитие также предполагает гармонизацию системы потребностей, сбалансированность удовлетворения потребностей. Устойчивость, как отмечает И.В.Бестужев-Лада, связывается с системой глобальных, региональных и локальных балансов. Я бы здесь добавил: и с системой удовлетворения каждого типа потребностей, характеристика которых дана выше. Устойчивое развитие - это сбалансированная и гармоничная эволюция всех сфер жизни человечества. Сбалансированность же системы потребностей означает, что каждый тип потребностей имеет соответствующую меру, а значит, не только качественную, но и количественную характеристику.

         Нужно учесть, что иерархия человеческих потребностей не является раз и навсегда постоянной. Она непрерывно меняется в соответствии с требованиями циклов эволюции человечества. Принципиально иной иерархия потребностей становится в третьем тысячелетии, когда, возможно, человечество переходит на новый цикл своей эволюции.

         Естественно, возникает вопрос: "А зачем, ради каких целей необходимо устойчивое развитие общества?". Устойчивое развитие общества должно быть подчинено самой сути жизни человечества. При этом каждая социальная система, как элемент устойчивой системы жизни всего человечества, должны служить самой сути этой системы. Например, встает вопрос о сути экономики, о её назначении, её цели. Какую цель преследует экономика? Каково назначение экономики? Чисто формальное определение сути экономики едва ли даёт ответ на эти вопросы. Иначе обстоит дело, если речь заходит об экономической этике.

         Устойчивое развитие общества, на мой взгляд, должно быть подчинено фундаментальным целям человечества, которые представляют собой целую систему, построенную также по принципу иерархии. Но рамки статьи не дают возможности раскрыть иерархию целей человечества, способом реализации которой является устойчивое развитие.

         Итак, устойчивое развитие постиндустриального и информационно развивающегося общества есть сознательно управляемый, непрерывный, сбалансированный процесс удовлетворения всей системы потребностей, построенной по принципу иерархии и отвечающей требованиям и закономерностям каждого этапа эволюции мировой цивилизации, а также подчиненной фундаментальным целям жизни человечества.

         Исходя из такого понимания системы потребностей, вытекает принципиально новый подход к мотивации. Приоритетными в мотивации становятся те потребности, которые находятся на высших, а не на низших этажах пирамиды. Необходимо сознательное формирование высших потребностей у каждого человека. Это требует нового подхода к приоритетам в развитии экономики, а также политики и культуры. В экономике приоритетными должны быть те отрасли, которые создают условия для удовлетворения высших потребностей. Наше же государство, к сожалению, очень плохо удовлетворяет низшие потребности людей, и практически в забвении у правительства находятся те отрасли, которые способствуют удовлетворению высших потребностей россиян.

Назад