ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

М.И.Леденев, Ю.С.Салин
ИКАРП ДВО РАН, Хабаровск

        Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (1987) определила устойчивое развитие как развитие, которое обеспечивает нужды настоящих поколений, не принося в жертву возможность будущих поколений обеспечить свои нужды.

         Но о каких будущих поколениях может идти речь, когда уже нынче биосфера способна прокормить только 2,5 млрд человек, если они будут питаться как американцы, а литосфера сможет обеспечить энергией только 1 млрд людей, потребляющих энергию на уровне среднего американца? Из чего, собственно, и возникло представление о золотом миллиарде. Совершенно не случайно также созвучны названия - экология и экономика. И та, и другая этимологически - науки о доме. Однако у экологии более естественный, а у экономики более искусственный оттенок. Экология интересуется местом человека в природе, экономика - законами строительства искусственного местообитания, дома с четырьмя стенами, поселка, города, хозяйства. И если называть первой природой изначальную, девственную природу, а все созданное руками человеческими - второй природой, то получится, что экология - это наука о месте человека в природе первой, а экономика - наука о месте человека в природе второй.

         Природа вторая создается из природы первой, а потому чем больше возрастает вторая природа, то есть чем больше богатства появляется у человека, тем меньше остается первой природы: "Когда будет выловлена последняя рыбина, когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, тогда вы поймете, что деньги не едят!".

         Единственное экологическое преступление - богатство. Любая сумма денег - это вексель к взысканию с природы, больше взыскивать не с кого. Если у тебя в кармане тысяча долларов, значит, ты ограбил природу на тысячу долларов. Если у тебя в банке миллиард долларов, значит, ты ограбил природу на миллиард долларов.

         Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Божие, настаивал Сын Человеческий. "Ученики ужаснулись от слов его. Но Иисус опять говорит им в ответ: Дети, как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие!" (Марк, 10:24). Вот как в Священном писании! Даже помышление о богатстве - тяжкий, непрощаемый грех.

         Попытка решить экологические проблемы на пути научно-технического прогресса, разработки высоких, природосберегающих технологий - миф и самообман. Это типичный пример несистемного подхода, это попытка оценить элемент системы вне самой системы. Более совершенная технология может быть создана только в более совершенном обществе. А совершенствование общества неразрывно связано с повышением уровня его сложности. При этом повышение уровня сложности общества потребует таких затрат, что все выгоды от использования самих высоких технологий окажутся сущими пустяками.

         На что же идут системные расходы? На организацию управления.

         А.А.Зиновьев приводит такие социально-технологические выкладки. В развитых странах Запада все большее количество продукта создается все меньшим числом людей. Складывается чрезвычайно впечатляющая картина роста производительности труда. "Но какого? Труда работающих людей. Назову такую производительность абстрактной. Производительность труда общества в целом, однако, характеризуется также многими другими факторами, в том числе наличием массы трудоспособного населения, не занятого в хозяйстве. Если его присоединить к той части работающих, которая занята в сфере производства материальных ценностей, то картина будет уже не такой радужной".

         К тому же из тех 20-25% работающих, которые заняты в промышленности, отнюдь не все заняты непосредственно производительным трудом. "Большинство из них занято в сфере обслуживания производительной части в собственном смысле слова. Если их включить в сферу обслуживания, то суждения о высоте производительности труда западных стран будут еще восторженнее. И еще бессмысленнее, поскольку никаких вразумительных критериев различения производительного и непроизводительного труда не существует. Да и вряд ли они возможны в принципе".

         В синергетике, главной науке XXI в., сформулирован принцип диссипативности (от латинского dissipatio - рассеяние или даже расхищение, проматывание, растрата, расточение). И термин этот принят совершенно не случайно. По О.Тоффлеру, более сложная система расходует больше, чем та, на смену которой она пришла. Увы, за все на свете надо платить, а за усложнение - особенно.

         Две иллюстрации принципа диссипативности.

         Автомобиль в Европе выбрасывает в среднем в 40 раз меньше токсичных веществ, чем в России. Тем не менее наш "импорт" отравы с трансграничными воздушными потоками превышает наш "экспорт" в Европу более чем в 100 раз. Западные области европейской территории России лишь на 10-25% обеспечивают себя собственными ядами, остальное - дары более передовых в техническом отношении западных стран.

         А насколько экономичен сам по себе компьютер и как много труда экономит его применение! Тем не менее одна только компания "Майкрософт" стоит 100 млрд долларов, то есть столько она потребляет, в конечном итоге, за счет природы. Вероятно, вся Африка потребляет меньше. Окончательно: чем выше технологии, тем больше загрязняют они природу.

         Прибыльной экономики не может быть вообще. Иллюзия о прибыльности могла возникнуть только в "доэкологическую" эпоху. Как только были учтены потери природы, стало ясно, что любая экономика "дарит" нам одни убытки, и чем более она эффективна, тем более она разорительна.

         Так что же, отказаться от развития? Ни в коем случае. Просто развитие потребительское, материально-техническое должно быть заменено развитием духовным, антипотребительским: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мат., 6:19, 20).

         Генеральная линия общечеловеческого развития - понижение материального жизненного уровня, постепенное ослабление давления на природу при повышении духовного, интеллектуального, культурного уровня.

         И - никаких компромиссов, никакого сочетания духовного и технического прогресса! "Не можете служить Богу и маммоне" (Лк, 16:13).

Назад