ОПТИМАЛЬНО ОГРАНИЧЕННЫЙ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ЛЮФТ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Н.В. Михеев
Томский государственный университет

        Рассматривается значение метафизического люфта в общественных системах, который существует физически в любых природных и технических и в латентной форме в общественных. В биологических системах этот люфт близок к оптимальному вследствие регулирования его естественным отбором. В технических системах управления его регулирует сам человек. И только в общественных системах он остается метафизически "непроявленным", хотя и существует фактически общественно нерегулируемым образом.

        Недостаточный люфт в мышлении "специалистов народного хозяйства" проявляет себя самым пагубным образом через информационные, экономические, политические, технические, природные и др. связи в функционировании разнообразных социальных и политических систем.

         Люфт в мышлении специалистов, как и люфт мышления всякого человека, является метафизическим и потому подвержен непроизвольному случайному регулированию от нулевого, как это происходит в некоторых математических дисциплинах и в традиционной формальной логике, вплоть до беспредельного, как, например, при решении некоторых отдельных проблем в космогонии, в космологии: первовзрыв с творением материи и "нашего" мира, в истории: сокращение исторического времени до 400-500 лет, что совершенно неприемлемо - а что же люди делали раньше, чем объяснить такой кратковременный историзм человеческого общества, кроме метафизического беспредельного люфта? Необоснованно также сокращение периода существования человека как вида до десятков и сотен тысяч лет.

         Поскольку благоприятные для жизни человека природные условия возникли давно, не менее сотен миллионов лет назад, то возникновение человека как вида в однократном кратковременном недавнем процессе и бурное последовательное развитие единственной за все времена современной технократической цивилизации выглядит как беспредельный люфт, как чудо, что вряд ли приемлемо для неметафизического процесса. Ведь развитие жизни во всяком вновь сформировавшемся жизненном пространстве происходит взрывообразно: в первичном океане относительно быстро сформировались все возможные в слабоминерализованном растворе формы жизни, после зарождения материков в Океане так же взрывообразно в сильноминерализованном уже растворе сформировались новые формы жизни, в том числе и способные к выходу на сушу. Жизнь, вышедшая на новорожденную сушу так же взрывообразно захватила все доступное для жизни пространство, образовав необходимые для этого формы. Человек как биологический вид мог сформироваться уже здесь или чуть позднее. Нет никакого смысла нагромождать все процессы становления человека непосредственно к современной эпохе развития Земли.

         Взрывообразно поступательный процесс дивергенции жизни, происходивший в условиях относительного постоянства внешних абиотических факторов, шел в основном при изменяющихся биотических, время от времени прерываемых гигантскими катастрофами как биотического, так и абиотического характера: всплывание и погружение материков, горообразование, падение астероидов и комет, сближение с другими планетами, в частности с Луной, пришедшей из околосолнечного пространства и вызвавшее резкое уменьшение плотности атмосферы и изменение наклона земной оси, биогенные экологические кризисы и катастрофы. Названные события вполне согласуются с геологическими данными, но не принимаются всерьез безлюфтной наукой. Некоторые из этих идей чисто метафизически в кажущемся чрезмерным для науки люфте высказывались отдельными специалистами вне связи с общим развитием Земли.

         Приведем пример люфта из неживой природы. В недрах звезд идет синтез тяжелых ядер из легких. Имеются два фактора, способствующих этому процессу: высокая температура и гигантское давление. Оба этих фактора энергетические: температура характеризует "частичную" плотность энергии, давление - объемную. Ход синтеза определяется совместным действием этих двух факторов. Но какой из них - главный? Метафизически безлюфтная астрофизика главным фактором ядерного синтеза считает только температуру, а сами эти процессы чисто термоядерными. Однако имеются физические основания считать, что хотя бы в некоторых звездах, в частности в Солнце, главным фактором синтеза служит давление. Дело в том, что давление и температура оказывают различное синтезирующее действие: в то время как давление действует беспрерывно, температура действует прерывисто, только в столкновениях. Вследствие отсутствия однозначной зависимости между давлением и температурой и их относительной независимостью, как константной и хаотической, существует в выборе главного фактора синтеза в звездах определенный люфт, однако современная наука метафизически не признает этого люфта. В результате из поля зрения науки выпадают важные физические процессы, безусловно происходящие в недрах звезд. Поскольку преобладание барического синтеза приводит к существенному снижению температуры звездных недр, в них становится возможной конденсация жидкой нейтронной фазы, хотя бы и сильно разуплотненной, близкой к критическому состоянию. В этом случае заметная часть энергии синтеза освобождается в процессе непосредственного перехода газообразной фазы недр звезды в жидкую нейтронную. Эту возможность нельзя исключать из рассмотрения, как это делает современная наука.

         Люфт в природных неживых процессах является саморегулирующимся, спонтанным, и не всегда попадает по этой причине в поле зрения науки и не находит в ней адекватного отражения. Этот вид люфта не может характеризоваться как оптимальный или неоптимальный. Так как этот люфт не регулируется непосредственно человеком, он остается вне поля его зрения и не проникает в метафизику научного знания, находя свое выражение лишь в сфере бессознательного эстетического.

         В биологических процессах люфт является целесообразным, хотя и нецеленаправленным. Различные виды искусства давно подметили это свойство живой природы в формах генетически определенных категорий красоты, гармонии, чувства прекрасного. Целесообразно устроенные и целесообразно функционирующие формы живого благодаря оптимальному люфту прекрасно вписываются в реальную действительность.

         Напротив, в человеческом обществе целесообразность существует лишь как исключение, как правило же осуществляется целенаправленность. Благодаря этому люфт и в человеческом обществе является нерегулируемым, хаотическим и бессмысленным фактором, хотя возможность регулирования имеется. Разнообразные политические силы и группировки ведут дела совершенно произвольным образом, нарушая законы и соглашения. В такой системе не может быть и речи об оптимальном или хотя бы ограниченном оптимально люфте. Хаотический бессмысленный люфт не способствует целесообразному гармоничному течению общественных и социальных процессов.

         Поскольку люфт в естественных природных и общественных процессах повсеместно существует, то обратим главное внимание метафизическому люфту: люфту языка, люфту наук, философии, знаний о природе и обществе. Никакое регулирование общественных процессов, включая и государственное управление, невозможно без четко выраженного понятия метафизического люфта в задачах управления. Прежде чем осуществить управленческий люфт в физической реальности общественных систем его нужно осознать и отрегулировать метафизически. Современное же человечество имеет опыт регулирования люфта только в технических системах управления. В политических, социальных и иных общественных системах имеющийся люфт не осознается метафизически как люфт на философском и методологическом уровнях, в самой научной философии нет метафизически выраженного люфта. Философия, как и вся современная позитивистская наука, использует в своих метафизических построениях исключительно безлюфтную классическую двоичную логику.

         Автор данной статьи вовсе не считает безлюфтную классическую логику чем-то ненужным. И безлюфтная философия, и безлюфтная логика, и все безлюфтные науки в принципе нужны для человеческого познания и использования достижений науки, но применение безлюфтной метафизики - лишь часть научного познания, его начальный этап. Для завершения феномена научного познания необходимо оценить степень люфта приобретенных научных знаний, в том числе и в управленческих процессах общественного и социального развития.

         Если сравнить работу исследователя с работой дерево- или металлообработчика, скульптора, то можно сказать, что современная наука вследствие ее малолюфтности снимает тонкую стружку, шлифует, полирует. Но ведь такие виды работ - не вся работа. Сначала нужна предварительная обработка материала крупнолюфтным инструментом, снимающим толстую стружку. А после завершения всех видов обработки - проверка конечного люфта изделия особым контролем - соответствия изделия стандарту.

         Поскольку в современной науке люфт методологически не определен, то на предварительных этапах научного исследования происходит употребление хаотически организованного бесконтрольного люфта, зачастую беспредельного, который не только наносит вред конечному продукту, но порой и вовсе его уничтожает.

         Подытоживая наше рассмотрение, заметим, что люфт в той или иной мере реально имеется во всех физических и метафизических системах. Но воспринимается он в качестве люфта далеко не всегда, существуя в различных системах под разными наименованиями и в разных конкретных функциях.

         Близкий к оптимальному саморегулирующийся люфт осуществляется в биосистемах.

         В общественных и социальных системах люфт как правило закамуфлирован. Для его выявления необходимы специальные усилия, в том числе и нравственные. При этом для несведущего большинства населения люфт выглядит как случайный хаос. Во многих случаях этот объективно существующий люфт носит беспредельный характер, выражая волю властных сил, либо вовсе отсутствует как феномен, принимая значение равное нулю.

         Для того чтобы общество было регулируемым и устойчиво развивающимся, люфт во всех звеньях общественной системы должен быть выявлен субъективно-метафизически, что в принципе может сделать только власть, целеустремленно служащая обществу как целостно функционирующей системе (не народу, и тем более не большинству населения). Для оптимального развития люфт должен быть оптимальным.

         Поскольку России нынешней эпохи такая власть "не светит" в ближайшей перспективе, кроме того для оптимизации люфта и население должно иметь соответствующий уровень гражданской сознательности, не может быть и речи об оптимальном люфте в современном обществе.

         Однако независимые общественные силы, которые в принципе могут существовать и при нынешней власти, при нынешнем режиме, могут поставить вопрос об исследовании условий, при которых люфт может быть ограничен. Однако простое ограничение люфта не может само по себе решить никакие проблемы. Ведь ограниченный люфт также может быт каким угодно большим. Необходимо ставить проблему оптимально ограниченного люфта, то есть такого люфта, который еще далеко не оптимизирует общественные процессы, но позволяет им быть управляемыми. Нынешняя Россия страдает от неуправляемости, которая возникла, видимо, сразу же в постсталинскую эпоху, но так и не была выявлена и преодолена.

         В условиях неуправляемости все новые и новые власти в России принимают те ли иные законы, указы, постановления и т.п., которые призваны изменить ситуацию, но не могут этого сделать именно в силу ее неуправляемости. Все решения и вложения увязают в беспредельном люфте, как в песке.

         Никакое эффективное управление государством не может быть волевым, как это показывает история всех времен. Как только исчезает диктатор, Чингиз-хан (Сталин), например, многочисленные преемники разъедают общественный организм.

Назад