ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

А.В. Поздняков
Институт оптического мониторинга СО РАН
Томский государственный университет

        Анализируется тезис К.Аннана: глобализация - позитивная сила, открывающая широкие возможности в строительстве будущего. Рассматривается явление антиглобализма и делается вывод, что глобализм и антиглобализм - результат свободно развивающейся самоорганизации.

        Переход цивилизации к устойчивому развитию мировая общественность все больше связывает с процессами глобализации. В частности, К.Аннан [1] пишет: "Глобализация открывает широкие возможности, но в настоящее время ее блага распределяются очень неравномерно, а за издержки расплачиваются все" [1, с. 10]. И далее: "…мы должны сделать так, чтобы народ был в центре всего того, что мы делаем….. Наша главная задача сегодня - добиться, чтобы глобализация стала для всех народов мира позитивной силой, а не фактором, обрекающим миллиарды людей на нищету. Всеохватная глобализация должна быть обеспечена благодаря прежде всего мощной движущей силе рынка…Мы должны уже сейчас начать строительство этого будущего" [1, с. 10-11]. Однако строительство будущего давно начато и интенсивно продолжается. Человечество строит будущее, но только совсем не то, которое рисуется в его воображении. Оно трудится не покладая рук над тем, чтобы использовать с каждым годом конструктивно и в дизайне улучшающуюся технику, жилье, одежду, питание и отдых; ООН в лучших своих помыслах предполагает распространить это на весь мир - удовлетворить все человечество в тех желаниях, каковые реализуются сейчас лишь для 1/5 части членов сообщества.

         Ю.Г.Тютюнник [2]в опубликованной на страницах Интернета статье "Антиглобализм и тоталлогия" под глобализацией понимает "территориальную организацию мирового сообщества на вненациональной основе" и соотносит этот процесс с "концом истории" (по Фукуяма), в том смысле, что заканчивается история национальных государств, они сливаются в нечто большее - глобальную надгосударственную систему. Этот процесс находится в начале развития и еще во многом непонятен.

         Причина глобализации - развитие науки и практическое применение открытых ею законов и закономерностей; индустриализация и информатизация общества, происходящие на основе действия рыночных принципов самоорганизации и самоуправления. Глобализация - типично самоорганизующийся объективно протекающий процесс. Он охватывает все страны и проникает во все уголки мира. Это не значит, конечно, что в джунглях и в местах проживания эскимосов возникнут города, фабрики, автобаны и пр. Однако и народы, мало обеспеченные потенциалом индустриально-информационного развития, непременно будут пользоваться его плодами, и в результате будет меняться их жизнь.

         Иногда утверждается, с чем трудно согласиться, что глобализация определяется не экономическими отношениями и становлением мирового хозяйства. Вряд ли. Развивающиеся цивилизационные коллизии возможно решать, лишь изменяя принципы экономических отношений, и прежде всего в решении проблем собственности на природные ресурсы. Но теперь уже не только в рамках отдельно взятой страны, а в пределах всей цивилизации.

         Процессы глобализации вызвали нарастающую отрицательную реакцию со стороны различных слоев общества, причем стало заметным формирование новой политической силы, получившей название антиглобализм. В Нью-Йорке антиглобалисты требовали снижения расходов на военный комплекс, критиковали политику Буша, ВЭФ. В Генуе, на саммите Большой восьмерки, антиглобалисты организовали "карнавал против капитализма"; число выступавших в демонстрации превысило 150 тыс. человек. Объединяющим этих людей является борьба с глобализацией, направленной на благо богатых и во вред бедным. Дм. Каврук, отмечая большое внимание к явлению антиглобализма, на страницах Интернета пишет: "Все оперируют одними и теми же фактами, аргументируют свою точку зрения одной и той же статистикой. Но в итоге - невероятное количество интерпретаций, которые даже при большом желании очень трудно свести к общему знаменателю. Без сомнения, такая неоднозначность порождена неоднозначностью и многомерностью самой проблемы". Для одних глобализм означает ненавистный американизм, другие ненавидят несправедливость распределения богатств на Земле. Считается, что мощнейшим ядром движения является марксизм. И надо согласиться с замечанием Президента Франции: "120 или 150 тысяч человек не двинулись бы с места просто так, если бы что-то не мобилизовало их сердце и сознание".

         М. Волкова и Дм. Горностаев (Интернет) обращают внимание на преобладающие лозунги антиглобалистов: "Долой капитализм! Да здравствует социализм!". Красные флаги с серпом и молотом встречаются среди демонстрантов наиболее часто.

         В ответ на выступление антиглобалистов в Генуе, главы государств Восьмерки декларировали необходимость вовлечения беднейших стран в глобальную экономику, что нашло отражение в решениях ООН.

         Отвечая на вопрос о причинах формирования антиглобалистских течений, К Аннан дает, как ему кажется, удовлетворительный ответ: "…выгоды и возможности, являющиеся результатом глобализации, по-прежнему сконцентрированы в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах…Глобализация, - утверждает он, - должна означать нечто большее, нежели создание более обширных рынков"; она "должна способствовать большему охвату социальных целей" [1, с. 14]. Кроме того, считает Аннан, не соблюдаются правила, способствующие расширению глобальных рынков. Следовательно, по мнению Аннана, глобализация заведомо может принести положительные результаты, будь она реализована в глобальном масштабе; когда рынок в полной мере станет глобальным, тогда и проблемы мира станут разрешимы.

         И в России многие политики и экономисты думают так же, ничем иным нельзя объяснить такое страстное желание России влиться в международный глобальный рынок и надежды на иностранные инвестиции. Согласно Ю.В.Шишкову [3] "новые (для менее развитых стран) технологии "растекаются" из высокоразвитого ядра мировой экономики к менее развитой периферии, способствуя ускоренному повышению ее технологического уровня" [ с.42 ]. Утверждается [4], что "…подтягивание отстающих стран до уровня авангарда - явление неизбежное, и его механизм неотделим от процесса глобализации. Движущим моментом здесь выступает высокая доходность науко- и техноемкой продукции" (с.7). Иначе говоря, достаточно развивающимся странам начать "клепать" наукоемкую технологию, и валюта к ним потечет рекой, и таким образом установится глобальное социально-экономическое выравнивание.

         Однако как раз рыночная экономика разрешить социально-экономические проблемы в глобальном масштабе не может, ибо тогда она таковой перестанет быть. Политика 30-х гг. ХХ в. "разори соседа своего", являющаяся основой рыночной экономики, сохранилась и продолжает действовать. Только теперь идеология laissez faire, опираясь на современные научные и технические достижения в области информационных технологий, распространяется на все те государства, из недр которых можно выкачивать ресурсы для "устойчивого развития" великих государств - чтобы удовлетворять экономические потребности их нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность всей планеты удовлетворять потребности их же будущих поколений.

         Хотя есть основания полагать, что антиглобализм как движение может постепенно иссякнуть, саморазрушиться, у него имеется мощная питательная воспроизводящая его среда - это растущая бедность населения Земли. И пока "суверенами мировой экономики являются инвесторы-спекулянты, контролирующие 95% мирового финансового оборота", перспективы благоприятного разрешения этой проблемы весьма призрачны. Она будет увеличиваться, с увеличением численности населения и деградацией среды. Антиглобализм будет менять формы проявления, пока не выйдет на дорогу марксизма, ибо нет другого политического течения, которое смогло бы сплотить бедных в единую политическую силу.

         В России идет процесс формирования антиглобалистского движения. Основной причиной этого является продолжающееся снижение уровня жизни, несмотря на некоторые позитивные изменения во внутренней политике с приходом к власти В.В.Путина. На заседании семинара "Национальная безопасность в условиях современной глобализации" (стенограмма опубликована в интернете на сайте Центра стратегических разработок), на котором присутствовали известные ученые и политики России, современное социально-экономическое состояние России охарактеризовано следующим образом.

         В выступлении В.Я.Потапова [5], зам. секретаря Совета Безопасности РФ, констатируется продолжающаяся деградация России и самокритично утверждается, что в России существует практика "… принятия ответственнейших решений без достаточной научной проработки и использования огромнейшего совокупного потенциала национальной науки". Очень верное, хотя и запоздалое признание.

         Особо подчеркиваются "рекорды отрицательного плана" в социально-экономическом развитии России: государственный долг России превышает 138% стоимости ВВП, при его допустимом пороговом значении 60%; ежемесячно Россия теряет 1,5 млрд долларов, уходящих за рубеж, и примерно 2 млрд долларов в год - результат незаконного оборота морепродуктов .

         На семинаре рассматривались различные проблемы развития России. "Реализм в определении национальных интересов и целей России" назван В.Я.Потаповым "базисом, без которого невозможно продвижение в определении стратегии России". Это симптоматично: наконец-то в правительственных и политических кругах России, хотя и по истечении непростительно длительного времени, но все-таки появилось официальное признание ошибочности принимавшихся ранее решений. Тем не менее вызывает большое сожаление, что на обсуждение выносятся следствия, а не анализ причин, их вызвавших. Ситуация же такова, что в настоящее время продолжают развиваться деградационные процессы. И причина этого - законодательно заложенные условия и конкретные политические действия правительства. Российское государство формируется как национально разобщаемое; политика направлена на формирование на территории России многополярного мира.

         Данное обстоятельство обладает мощной разрушительной силой, особенно в условиях бедности, обнищания народа. Не учитывается положительная в этом плане разумно управляемая интеграция европейских государств в единое наднациональное сообщество. Не учитывается опыт образования государственной общины - "советский народ", характеризовавшейся многими прогрессивными чертами.

         Российские политики, всячески добиваясь получения для экономики России статуса рыночной, наломавши дров на попытках ее организации, так и не поняли ее современной сути. Они все еще живут иллюзиями свободы формирования спроса, предложения и цены; действия "невидимой руки", наводящей, в конечном счете, справедливый порядок в распределении благ в обществе.

         Можно полагать, что по мере ухудшения жизненных условий народа России и увеличения разрыва в социально-экономическом положении его и крупных собственников, выступающих действительными суверенами власти, будут расти ностальгические настроения по социалистическим временам; начнется процесс переоценки социалистических идей и роли политических деятелей в развитии страны. Антиглобализм перерастет в движение за социализм.

         "Те средства координации, контроля, управления, которые веками создавались на национальном уровне, явно утрачивают эффективность в глобализирующемся мире. Для того чтобы совладать со стихией общественных процессов, их надо дополнить, надстроить какими-то наднациональными системами управления" (В.Кувалдин, Интернет).

        Очень верное замечание. Тем не менее нельзя согласиться, что структура типа "мирового правительства" является утопичной. Если, согласно [3], "Экономические реалии глобализации неумолимы и все равно заставят мировое сообщество играть по единым правилам под наблюдением и при содействии достаточно сильных надгосударственных институтов, то что же должна представлять собой надгосударственная структура? При этом Ю.В.Шишков [3] считает, что "…ни о каком Всемирном правительстве не может быть и речи…" (выделено мною).

         Процессы глобализации самоорганизующиеся и самоструктурирующиеся. Но в настоящее время самоорганизация в процессе глобализации относится к выделенному мною типу "свободно развивающейся самоорганизации" [6], протекающей стихийно, в соответствии с формирующимися условиями. Свободно развивающаяся самоорганизация - процесс, подобный естественным процессам формирования природных систем, саморегуляция в них осуществляется за счет действия обратных отрицательных и положительных связей. Принципиальное их отличие от технических состоит в отсутствии специального регулирующего (управляющего) органа. Его функции выполняют выходные характеристики параметров системы по ее размерам: объему, массе, численности, количеству поглощаемой энергии, вещества и информации. Чтобы действенно управлять такой системой, необходима организация регулирующего органа. В границах всей цивилизации это может быть специально организуемая структура, наделенная сообществом управляющими функциями. Если эта регулирующая структура будет формироваться на демократических принципах, то, следовательно, она и по форме, и по содержанию будет являться мировым правительством - Парламентом Мира [6]. Получить статус Парламента может Организация Объединенных Наций, как общественная структура, регулирующая международные отношения.

         Главная задача Парламента Мира на нынешнем этапе - борьба за мирное сосуществование государств, против подчинения одних государств другими, против производства и разработки новых видов вооружений, за сокращение вооружений, так как изготовление, использование, хранение и уничтожение вооружений требуют наиболее высоких затрат энергии и вещества и сопровождаются самым мощным загрязнением и разрушением потенциала среды обитания.

         Важной задачей Парламента Мира является формирование и проведение в жизнь политики "мягкого" сокращения численности людей в странах, где она превышает предел экологической емкости или приближается к нему.

         Не менее значимая для общества и всей земной экосистемы проблема - развитие нравственных отношений между людьми, народами, государствами, между обществом и природой. Ее исполнение будет определяться уровнем разрешения первых двух задач.

         Парламент Мира должен стать мировым научно-исследовательским аналитическим и управляющим центром, способным обобщать фактические и теоретические данные и прогнозировать развитие событий не только на Земле, но и в ближнем космическом пространстве. Он должен обладать своей собственностью и действенными возможностями управления в глобальном масштабе в рамках определенной его прерогативы. Это вовсе не значит, что должно отсутствовать деление на государства. Наоборот, роль государств при этом должна повышаться, и каждое из них обязано нести свою долю ответственности за происходящие деградационные процессы на Земле.

         Может показаться, что управление из единого центра предполагает установление равновесия и, следовательно, прекращение действия процессов самоорганизации и развития общества. По нашему представлению, мировая власть (Парламент Мира) необходима не для того, чтобы гасить неравновесные процессы. Она не должна мешать развитию процессов самоорганизации неравновесных состояний, но, опираясь на теорию, направлять их, и из русла сугубо меркантильных отношений между различными системами, предполагающих рост богатства одних и обеднение других, в том числе деградацию экосистем, переводить их в русло борьбы за нравственные отношения между ними и за соответствие результатов жизнедеятельности социально-экономических и экологических систем. Более того, это управление должно быть одновременно направлено на использование развивающихся в экосистемах неравновесных состояний, на увеличение их емкости и устойчивости.

         Возможен иной путь формирования мировой власти, это путь, по которому сообщество движется сейчас. Он ведет к формированию глобальной диктатуры - власти над миром нескольких государств. И он, несомненно, чреват перманентно развивающимися социально-экономическими коллизиями, которые в дальнейшем могут привести к прямому военному подавлению национальной власти слабых государств, подчинению их интересам ведущих стран.

         Формирование глобального правительства должно осуществляться с учетом реальных практических возможностей государств в управлении, которые определяются численностью населения государства; объемом ВВП; объемом природных ресурсов, которыми оно располагает и за рациональное использование которых несет ответственность перед мировым сообществом.

         Основополагающие принципы формирования глобальной власти:

         1. Все природные ресурсы Земли и околоземного космического пространства являются общественным достоянием, и их эксплуатация должна осуществляться во благо поддержания устойчивости среды (геоэкосистемы), следовательно, и благополучия жизни народов.

         2. Действия глобальной власти должны способствовать практической реализации данного принципа во всех государствах Мира.

         3. Управление глобальными социально-экономическими и экологическими процессами должно осуществляться исключительно на основе научно-теоретического анализа складывающейся ситуации на Земле в целом и в отдельных регионах в частности.

         4. Принципы управления, следующие из национальных и религиозных различий народов, должны быть исключены, как вносящие искажение в закономерный ход развития социально-экономических процессов.

         5. Денежная мера стоимости труда и производимой продукции должна быть заменена энергетической, единственно объективной мерой.

         Отношение к собственности - ведущий принцип среди перечисленных.

         Предлагается различать следующие ранги собственности в социально-экономических системах [7, 8]:

         - общемировая: моря, океаны, атмосфера, околоземное космическое пространство, слои планеты, располагающиеся ниже земной коры; собственником должен являться Парламент Мира, взимающий ренту за их эксплуатацию с государств и использующий ее для решения общемировых проблем цивилизации;

         - государственная: территория земли и земная кора в границах государства со всеми имеющимися ресурсами; часть пространства над поверхностью земли до высоты околоземного космического поля (200 км); производственные сооружения, средства производства предприятий общегосударственного значения; армия; получаемая государством рента за пользование землей, часть результатов труда народа и пр., что используется для решения общегосударственных проблем;

         - собственность субъектов государства - областей, республик, регламентирующих использование природных ресурсов на местах, представляя государственную власть;

         - коллективная - собственность самоорганизующихся производственных коллективов внутри государства: производственные здания, средства производства, земля, результаты собственного труда;

         - семейная собственность и индивидуальная собственность.

         Таким образом, полезные ископаемые (нефть, газ, рудные месторождения, земля и пр.) должны находиться в собственности государств. Государство, по согласованию с региональными органами власти, определяет величину рентных отчислений за использование ресурсов в казну для решения общегосударственных задач. Передача в управление и использование природных ресурсов осуществляется на конкурсной основе.

         В частной собственности могут быть только результаты собственного труда человека, семьи, коллектива и даже государства. Можно полагать, что истинно прогрессивное развитие цивилизации приведет к тому, что и государства должны будут платить ренту Парламенту Земли за использование природных ресурсов, принадлежащих всему человечеству, внося, таким образом, свою лепту в решение общемировых проблем.

         Можно констатировать, что сейчас наступает завершающаяся часть цикла свободной, стихийно происходящей самоорганизации социально-экономических отношений, основывающихся на свободных рыночных принципах. На пороге новая эпоха развития человечества, в основе экономических отношений которой лежит научно обоснованное прогнозирование событий, планирование и управление социально-экономическими и экологическими процессами. Заканчивается эпоха демократии, естественным образом переходящая в свое более совершенное продолжение - ноократию - власть разума и мысли.

         О демократии говорят как о самой совершенной форме управления. Однако демократическая форма власти страдает существенным недостатком, заложенным в основных ее принципах, прежде всего в механизмах саморганизации политических партий, а по существу - в политическом плюрализме. Демократические принципы в некоторые периоды исторического развития могут создавать тенденции разрушения государства: деления его на части, экономического ослабления и подчинения другим государствам, а в иных случаях - предопределять формирование диктатуры.

         Процессы самоорганизации объективны, но свободная самоорганизация предполагает одновременное формирование и созидающих структур, и паразитических. В условиях неуправляемой самоорганизации для победы созидающих прогрессивных сил требуется значительное время, по крайней мере, несколько десятилетий - это время, необходимое для развития соответствующего массового самосознания народа, развития его этоса.

         Ноократия - власть людей, определяющих политику и функции государства на основе научного анализа социально-экономических и экологических ситуаций в своей стране и в мире, прогнозирующих политику развития государства как неразрывной части единой глобальной социальной эколого-экономической системы [9]

         Ноократия - это самореферентная власть, представляющая собой государственный аппарат, который призван управление государством осуществлять через теоретическое и критическое осмысление прошлого, настоящего и будущего.

Ноократия формируется на основе достижений демократии и является высшей формой ее развития. К ноократическому направлению можно отнести все те политические движения, которые осуществляют попытку осмысления современных тенденций развития цивилизации и отражения их на экологических процессах. Ноократическое движение проявляется в проведении международных симпозиумов, конференций, конгрессов по проблемам развития цивилизации и взаимоотношений общества и природы; в формировании общественно-политических организаций, деятельность которых направлена на раскрытие смысла природной целесообразности самого существования цивилизации. В этих движениях уже явственно просматривается новая парадигма развития цивилизации и государственного устройства, фундаментальных принципов взаимоотношений общества и природы. Подобные политические течения начинают развиваться и в России.

Литература

  1. Кофи А.Аннан. Мы - народы: Роль Организации Объединенных Наций в XXI веке. М.: Информациология, 2000. 132 с.
  2. Тютюнник Ю.Г. Антиглобализм и тоталлогия.Интернет. 2002.
  3. Шишков Ю.В. Два лица глобализации // Наука и жизнь. 2000. № 11. С. 40-43.
  4. Шишков Ю.В. Глобализация и антиглобалисты // Наука и жизнь. 2002. № 9. С. 2-7.
  5. Потапов В.Я. Национальная безопасность в условиях современной глобализации // Интернет. Сайт Центра стратегических разработок. 2002.
  6. Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. Томск: "Спектр", 1998. 324 с.
  7. Поздняков А.В. Собственность и ее роль в самоорганизации социально-экономических систем // Проблемы собственности на природные ресурсы. Новосибирск, 1997. С. 14-30
  8. Поздняков А.В. О равенстве прав на природные ресурсы // Экология и жизнь. 2002. № 3. С. 26-28
  9. Поздняков А.В. Устойчивое развитие и ноократическое движение // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Матер. междунар. конгресса. Новосибирск, 1995. С. 14-15.

Назад