ТУРИЗМ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

А.В. Пучкин
Институт оптического мониторинга СО РАН, Томский госуниверситет

        Республика Алтай - один из наиболее привлекательных для организации отдыха и туризма регионов России. Территория всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2000 г. она стала вторым по популярности туристским районом в турфирмах нашей страны. Алтай вошел в число лидеров туристских продаж (второе место после Сочи) благодаря обилию и разнообразию природных рекреационных ресурсов, богатой и древней истории и активному развитию инфраструктуры в последние годы.

         А.Ю. Александрова [1] в контексте устойчивого развития туристских регионов рассматривает прежде всего экологический и экологически устойчивый туризм. Как показал опыт многолетних наблюдений автора [2-6], для Алтая наиболее привлекательным, перспективным и динамично развивающимся является именно экологический туризм. Не случайно 2002 год объявлен ЮНЕСКО "Годом гор и экологического туризма", благодаря чему интерес общественности к горным регионам возрос еще более. Научные и учебные заведения, вплотную занимающиеся изучением природы, хозяйства и истории горных стран, проводят конференции и симпозиумы, посвященные данной тематике, в том числе и на Алтае.

         Можно подвести некоторые итоги развития туризма на Алтае за последние годы (1995 - 2002) - период, когда интерес к Алтаю сильно возрос. Надо сказать, что условия для организации массовых форм туризма ограничены здесь из-за довольно жестких погодно-климатических условий и отсутствия обширных акваторий с теплой водой. Алтай привлекателен в основном в познавательном плане и для организации активного отдыха. За эти годы количество рекреационных стационаров возросло более чем в 10 раз. В 2001 г. на территории республики зарегистрирована 91 турбаза, 17 из них открылись в этом же году [7]. Однако следует отметить, что практически все они располагаются в низкогорной части Алтая (Майминский, Чемальский, Турочакский районы), которая как раз и используется для массового отдыха. Такая ситуация обусловливает нездоровые тенденции в развитии туристской отрасли в республике. Огромные скопления баз отдыха вдоль русла Катуни и вокруг Телецкого озера приводят к повышенным рекреационным нагрузкам и постепенной деградации и уничтожению ценных природных объектов, в том числе и памятников природы (например, оз. Ая., Манжерок) [7].

         Существенный аспект в развитии туризма - уровень поступления средств от эксплуатации туристских объектов в бюджет республики. Сегодняшняя ситуация такова, что непосредственно в республиканский бюджет поступают только средства от аренды земельных наделов, занимаемых базами отдыха. Налоговые же отчисления идут в те регионы, где официально зарегистрирована та или иная туристская фирма (Алтайский край, Новосибирск, Москва, С-Петербург). По всей видимости, на данную ситуацию должна повлиять (но как?) отмена статуса Республики как свободной экономической зоны.

         Положительным моментом развития туристской отрасли на Алтае следует считать повышение доходов местного населения в районах, прилегающих к центрам туризма. Население предоставляет следующие виды услуг: продажа продовольствия и изделий народного промысла, лекарственного сырья, организация дачно-деревенского отдыха, сдача квартир, частный извоз, сдача в аренду лошадей [7]. Благоприятный для населения, данный факт отрицательно сказывается на экономическом развитии региона в целом. Все перечисленные виды деятельности производятся, как правило, без оформления необходимых лицензий, а следовательно, отчисления от этих доходов в виде налогов в казну государства не поступают. Возможно, поэтому Республика Алтай, при наличии богатых рекреационных ресурсов и общем бурном развитии туристской отрасли, остается дотационным регионом. Повышенные рекреационные нагрузки на популярные туристские объекты требуют проведения работ по благоустройству мест отдыха, возобновлению рекреационных ресурсов, охране памятников и ценных объектов природы, средств же для этого в регионе нет. Путь к устойчивому развитию региона лежит через формирование мудрой (подчас и жесткой) экономической (прежде всего налоговой) политики, предусматривающей разумное расходование средств на возобновление и охрану рекреационных ресурсов, поддержку экологического и экологически устойчивого туризма.

         По данным электронного бюллетеня "САКВояж" [8], пример, достойный подражания, показали власти г. Ялты. Здесь действует максимально упрощенная схема налогообложения квартиросдатчиков: "Разрешение (патент) на сдачу квартир (домов) для отдыхающих можно купить на троллейбусной станции, в городской налоговой инспекции, в горисполкоме Алупки, в Гурзуфе, Симеизе и др. поселках у участковых инспекторов. Стоимость патента на одно койко-место при минимальной стоимости проживания не превышает 15 грн. в месяц. И результаты уже есть: только за июнь-июль патент приобрели 1151 человек, отчего городская казна пополнилась на 75,4 тыс. грн." Подобная система могла бы существенно пополнить бюджет наиболее посещаемых туристами районов Республики Алтай - Майминского, Чемальского, Турочакского, Усть-Коксинского, Кош-Агачского.

         Необходимым следует признать изменение режима охраны некоторых памятников природы, привлекательных в рекреационном отношении. Наиболее значительный ущерб наносят не туристы, а хозяйственная деятельность местного населения. В частности, уникальный памятник природы "Озеро Манжерок" превратилось в грязную лужу не от того, что там наблюдаются большие скопления отдыхающих, а в результате распашки окрестных полей, внесения на них удобрений и ядохимикатов. Эти вещества, в значительном объеме попадая в озеро, активизируют процессы эвтрофикации и отрицательно сказываются на состоянии фауны водоема. Купание в воде озера (несмотря на теплую воду) нельзя назвать приятным из-за слизи, остающейся на коже после купания.

         По мнению А.Ю. Александровой [1], в основу развития экологического туризма положено три главных принципа: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюдение природоохранных требований возводится в ранг основного закона; туристская поездка совершается с исследовательскими целями. Т.Б. Байзаков с соавторами [9] предлагают рекомендации по совершенствованию системы государственного управления экологическим туризмом в Республике Казахстан, которые с поправками целесообразно внедрить и на Алтае. Предлагаемая система представляет иерархическую структуру управления, состоящую из трех уровней.

         Макроэкономический уровень - создание в правительстве соответствующего комитета с правом законодательной инициативы. В функции комитета должны входить следующие виды деятельности:

         - разработка и реализация республиканских перспективных, текущих и целевых программ;

         - анализ и обобщение практики применения законодательства в области туризма;

         - изучение, анализ, прогнозирование и регулирование рынка туристских услуг;

         - участие в создании и укреплении материально-технической базы туризма;

         - пропаганда и реклама туризма и региона;

         - проведение политики привлечения инвестиций в сферу туризма.

         На мезоэкономическом уровне необходимым условием является расширение прав местных органов власти, в задачи которых должны входить:

         - содействие укреплению материально-технической базы туризма на своей территории;

         - создание условий субъектам туристкой деятельности;

         - продажа патентов для субъектов туристской деятельности из числа местных жителей и контроль за их деятельностью.

         Микроэкономический уровень включает непосредственно организаторов отдыха и организации, предоставляющие рекреационные и сопутствующие услуги; особоохраняемые природные территории, органы экологического контроля. В их компетенции находится следующий круг задач:

         - организация и проведение экологических и познавательных туров, маршрутов, экскурсий;

         - контроль за состоянием природных рекреационных ресурсов и исторических памятников;

         - благоустройство зон отдыха, маршрутов и туристских стоянок.

         Таким образом, залогом устойчивого развития Республики Алтай должен стать экологический и экологически устойчивый туризм. Рациональная организация этого вида хозяйствования способна сдвинуть экономику Республики с мертвой точки и вывести регион из разряда дотационных.

         Представим общую схему управления рекреационными ресурсами региона. На развитие рекреационной деятельности в регионах наибольшее влияние оказывают следующие субъекты: 1) государственные регулирующие органы (в схеме - Регулирующие органы): Госкомитет по культуре и туризму, Госкомитет природных ресурсов, Госкомитет по молодежной политике, спорту и туризму; 2) государственные контролирующие органы (в схеме - Контролирующие органы): налоговая, таможенная службы, подразделения МЧС, ГО и др.; 3) общественные, государственные и коммерческие организации, занимающиеся организацией отдыха (Организаторы отдыха); 4) потребители туристских услуг и самодеятельные отдыхающие (Отдыхающие); 5) организации, владеющие и контролирующие пользование природными и рекреационными ресурсами (Владельцы); 6) научно-исследовательские, образовательные организации, работающие в сфере туризма (Наука и образование).

         Таким образом, для организации наиболее рационального рекреационного природопользования в рамках региона, необходимо наладить систему взаимодействия между вышеперечисленными субъектами (см. рисунок).

Взаимодействие субъектов рекреационной сферы: 1) выдача лицензий, сертификатов; 2) контроль за качеством туристских услуг, обеспечение безопасности туристских мероприятий; 3) информация о турпродукте и туристских мероприятиях организаторов отдыха; 4) консультации; 5) реализация прав на использование рекреационных ресурсов; 6) исходная информация об особенностях рекреационных ресурсов; 7) подготовка специалистов; 8) информационное сопровождение, разработка турпродукта, научные разработки и рекомендации; 9) консультации.

        Контроль за использованием рекреационного потенциала целесообразно было бы построить на принципах мониторинга, который должен включать следующие этапы.

         I. Предварительный: 1) выявление территорий перспективного рекреационного освоения; 2) комплексная оценка рекреационных ресурсов этих территорий; 3) выявление наиболее важных природных и антропогенных факторов, подлежащих включению в систему наблюдения, для каждого центра отдыха; 4) разработка комплексной программы наблюдений для каждого из центров.

         II. Основной: 1) наблюдения на ключевых участках, оперативный анализ, информирование населения, спасателей и организаторов отдыха о состоянии окружающей среды, возможных опасностях и неблагоприятных явлениях; 2) накопление первичной информации в координирующем центре, анализ и изучение возможностей прогнозирования природных и антропогенных процессов, важных с точки зрения организации отдыха; 3) формирование блока рекомендаций по рекреационному освоению, в соответствии с природными предпосылками и состоянием окружающей среды; 4) контроль за нагрузками на участках, подвергающихся интенсивному рекреационному использованию; 5) создание рекомендаций по размещению элементов туристской инфраструктуры, благоустройству центров отдыха и туризма, перераспределению отдыхающих; 6) выявление территорий, нуждающихся в особой охране, и планирование мероприятий по сохранению их потенциала; 7) принятие решений административными структурами, организаторами отдыха, спасателями.

        Литература

  1. Александрова А.Ю. Туризм в контексте устойчивого развития // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. С. 8-10.
  2. Кабанкова Л.К., Окишев П.А., Пучкин А.В. Сибирский потенциал экологического туризма и подготовка кадров для его развития // Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития. Материалы третьей Всерос. науч.-практич. конф. (26-27 марта 2001 г.). М.: МГУС, 2001. С. 36-40.
  3. Окишев П.А., Пучкин А.В. Экологический туризм в высокогорных районах: перспективы и особенности организации // Труды Академии туризма: С-Пб.: ТОО "Олбис", 1998. Вып. 3. С. 68-74.
  4. Окишев П.А., Пучкин А.В. Горы Южной Сибири - перспективный регион для развития экологического туризма // География на службе науки, практики и образования. Материалы VII науч.-практ. и метод. конф. Красноярск, 2001. С. 278-279.
  5. Пучкин А.В. Горный узел Биш-Иирду: Возможности организации научного и экологического туризма // Горы и горцы Алтая и других стран Центральной Евразии: Материалы междунар. симпоз. Горно-Алтайск: РИО "Универпринт", ГАГУ, 2000. С. 227-230.
  6. Пучкин А.В. Незнакомое лицо Алтая (слайдфильм) // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы Третьей междунар. науч.-учеб.-практ. конф. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. С. 79-80.
  7. Доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Алтай в 2001 году. Горно-Алтайск, 2002.
  8. САКВояж - электронный туристический еженедельник - sakv@stel.sebastopol.ua. Вып. 105. 18.08.2002.
  9. Байзаков Т.Б. и др. Перспективы развития экологического туризма в Казахстане. Алматы: ТОО "Экопроект", 2001. 88 с.

Назад