КРИТЕРИИ СИММЕТРИИ И ГАРМОНИИ В МОДЕЛИРОВАНИИ САМООРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ю.И. Русинов
Союз дизайнеров РФ, Томск

        Известный принцип симметрии дополняется понятием о гармонии, где симметрия, сохраняемая без напряжений, определяется как гармоничная; симметрия, сохраняемая при изменениях среды посредством напряжений или эквивалентных действий, определяется как дисгармоничная. На основе алгоритма сохранения симметрии может быть создана программа имитационного моделирования самоорганизации социально-экономических, экологических и физических (космических) систем в их непрерывной взаимозависимости.

        Понятия о симметрии и гармонии пришли к нам из древней Греции (symmetria - соразмерность; harmonia - связь, стройность, соразмерность, слияние различных компонентов объекта в единое целое; упорядоченность космоса, противостоящая хаосу). Отражение симметрии и гармонии можно усмотреть также в диалектическом единстве противоположностей, в единстве "качественных различий, образующих явление или вещи" (Гегель), в философии инь-ян и в других европейских и восточных учениях.

         Исходной позицией предлагаемой версии симметрии, включающей критерии гармонии, служили "картинки" в старинных книгах о Земле и космосе с комментариями двоюродного деда П.С. Бабушкина, и часто произносимая старшей сестрой Ниной фраза: "в природе все стремится к гармонии" с подтверждениями бытовыми примерами. Затем, законы диалектики, знакомство с идеями Анаксимандра (VI в.до н.э.), Платона (IV в. до н.э.), Лейбница (XVII в.), Ломоносова (ХVIII в.), В.И. Вернадского, Н. Винера, Аурелио Пиччеи, Н.Н. Моисеева и множества других исследователей. Общее представление о истории познания критериев симметрии и гармонии можно получить из книги О.П. Мороз "В поисках гармонии" [1]. Некоторое приближение к пониманию критериев симметрии и гармонии в предлагаемой версии выражено в [2].

         Известно, что симметрия - основа всех законов сохранения. Но в отличие от симметрии в современной физике наша симметрия нигде и никогда не нарушается. Если в квантовой механике симметрия тождественна инвариантности структуры объекта, то в нашей версии - это принцип симметрии приращений. У Ломоносова он выражен как "закон общего сохранения": "сколько в одном месте убудет, столько в другом месте прибудет". Применительно к социально-экономическим системам - это симметрия производства и потребления, спроса и предложения, унижения и возвышения, действия и противодействия и т.д.. Например, насколько "произвел", настолько и "употребил". Но это в нулевой космической среде, где ничего нет. А на планете Земля мы "потребляем" воздух, воду и все элементы таблицы Менделеева, "произведенные" в природе в процессе самоорганизации без участия человека. Доля участия человека в фазе "производства" зависит от уровня воспроизводства в экосистеме, которую мы определим как среду.

         Чтобы сохранить "потребление" в урожайные и неурожайные годы на должном уровне человеку приходится работать то меньше, то больше. А чтобы не зависеть от колебаний естественной среды мы механизируем, автоматизируем производство, и тем самым уменьшаем долю своего участия в фазе "производства" вплоть до неучастия. Из непосредственного опыта очевидно, что в стране, где технология "производства" относительно низкая, необходимо больше трудиться для обеспечения должного "потребления", чем в стране, где "производство" высокотехнологичное. Значит, в понятие "производство в среде" мы должны включить механизацию и автоматизацию.

         Допустим, что величина должного "потребления" фиксирована (постоянна). Тогда с понижением уровня "производства" в среде мы испытываем нервное напряжение и пропорционально увеличиваем напряжение труда, но при достижении критической величины нервного напряжения срываемся в бунт, либо изобретаем механизацию и автоматизацию для восстановления нормы "производства". Вот эту некоторую норму сохранения симметрии "производства" и "потребления" без нервных напряжений, мы и определим как гармоничное равновесие структурной единицы в среде. А под структурной единицей будем иметь ввиду семью, фирму, регион, страну, или человечество в целом.

         Заметим, в гармоничном равновесии мы спокойны ("уравновешены"!), в дисгармоничном - крутимся, изобретаем, действуем, бунтуем. Иными словами, при понижениях или повышениях уровня среды относительно гармоничного равновесия мы испытываем нервные напряжения и реализуем их в эквивалентные действия, понижающие или повышающие потенциальную энергию противофаз. Тогда, по закону равного противодействия (по тому же принципу симметрии!) в среде должно возникать равное но противоположно направленное напряжение или эквивалентное действие, с той же силой повышающее или понижающее потенциальную энергию (уровень воспроизводства) в среде. Это можно выразить как закон сохранения симметрии:

         (1)

         где N1 положительная потенциальная энергия структурной единицы, характеризуемая величиной "производства" в пространстве S1; (-N)2 - отрицательная энергия в фазе "потребления" в пространстве S2, определяющая величину приращения "производства" собственным трудом, прибавленную к производству в среде; N3 - значение уровня (энергии) воспроизводства в условно невозмущенной среде в прилегающем пространстве S3 (отождествляется с уровнем оси симметрии структурной единицы); D1 и D2 - коэффициенты упругой деформации, сохраняющие симметрию противофаз "производства" и "потребления" при повышениях или понижениях среды (при повышениях или понижениях оси симметрии) посредством нервных напряжений или их реализации в эквивалентные действия, расширения и сжатия.

         Необходимо заметить, что коэффициенты D1 и D2 симметричны, т.е. равны по величине но противоположны по направлению, и выражают кинетическую составляющую системы, увеличивающую или уменьшающую потенциальную энергию N за счет расширения или сжатия S посредством напряжений D или эквивалентных действий, достаточных для сохранения симметрии противофаз структурной единицы при изменениях в среде. Возникающие при деформациях силы упругости выражаются напряжениями эгоизма или альтруизма ("в природе все стремится к гармонии"), и показывают величину отклонения системы от гармоничного равновесия.

         Реакция на понижение уровня (энергии) естественного воспроизводства в среде может быть различной. Например, наши предки опустошали какой-либо регион и кочевали на следующий, либо вооружались и отвоевывали более благополучную среду у соседа. В социально-экономических отношениях объявляли себя господином и захватывали фазу "потребления", а соседа объявляли рабом и отдавали ему фазу "производства". Но то - дикари, а мы цивилизованные. Можем восполнить недостающее количество рыбы сооружением искусственных нерестилищ; увеличить продуктивность скота коррекцией генетического кода; создать автоматические линии очистки воды и продавать ее в бутылочках (еще в моем детстве чистая вода была в реках и озерах). Воздух испорчен пока в городах, где его можно глотнуть из автомата, бросив туда монету (например, в Токио). А если отравим всю атмосферу, то сделаем сверкающие автоматические линии для очистки воздуха. Возможно, они будут сжигать атмосферу, но и на этом можно заработать, продавая воздух в баллончиках.

         Рыночные механизмы пришли "в неразрешимое противоречие в отношениях социосистем и природной среды…и они отомрут" [3]. Но возразим А.В. Позднякову. В природе нет другого механизма самоорганизации социально-экономических систем кроме рыночного, и, чтобы выжить, мы обязаны разрешить противоречие. Лошади тоже были дикими, но мы же их обуздали, и они стали "культурными". Все дело в правилах игры.

         Заглянем в историю - это экспериментальная лаборатория для исследования разных правил игры в социально-экономических отношениях. Очевидно, что всякое разделение социумов на господ и рабов всегда сопровождалось восстаниями и войнами (показание нервных напряжений противостояния по условию сохранения симметрии (1)). Гай Юлий Цезарь культивировал паразитизм Рима с изощренными формами возвышения за счет унижения, и Римская империя исчезла (разрушение запрограммировано правилами игры!). То же произошло с империей жестокого Чингизхана. Россия, как пружина, сжатая монголо-татарским игом, выпрямилась до Аляски. Крестьяне России, скрученные сначала крепостным правом, а после отмены еще сильнее царскими чиновниками, поверили большевикам и обеспечили победу революции 1917 года (основная масса солдат были крестьяне). Заметим, отчетливо прослеживается симметрия действий и противодействий, где все противофазы имеют протяженность по 200-300 лет. Они характеризуют естественную инерцию культуры. Значит, "успехи" современных "сильных" или "особенных", в том числе сталинских "номенклатурных" - временные, и их претензии имеют прогнозируемые следствия.

         Смоделировать отношения "господ и рабов" с помощью формулы (1) несложно. Достаточно представить, что в общей гармоничной среде, ось симметрии у "господина" повышается за счет напряжения расширения фазы "потребления" и сжатия фазы "производства, а у "раба" наоборот. По отношению к общей среде, в которой они в сумме уравновешены, оба испытывают напряжения дисгармонии, оба несвободны. Напряжения накапливаются как в конденсаторах и неизбежно разряжаются в преступления, войны, болезни. Но если снять претензию на "особенность", и выровнять обе оси симметрии с общей, то оба становятся свободными, независимыми, (знак "плюс" между ними заменяется на знак "равенства"). И тогда, соблюдая симметрию в общей среде, каждый может неограниченно повышать или понижать "потребление" за счет собственного "производства", и при любой разнице амплитуд оставаться в гармонии между собой и с окружающей средой. Это условие свободы (независимости, гармонии) и есть объективное условие устойчивости социально-экономических систем.

         Замечательно, что показанная гармония социально-экономических отношений, хорошо согласуется с принципами Генри Джоджа [4], [5]. Ядро его философии, как утверждает Р.В. Анделсон в [4], удачно сформулировал Вигго Старка (Дания): "Что произвел я - мое! Все мое! Что произвел ты - твое. Все твое! Но что не произвел никто из нас, но что ценно нам обоим, по праву принадлежит нам всем сообща". (В [5] распределяется в форме ренты). Не менее в резонансе другой принцип Генри Джорджа, который также следует из гармонии социально-экономических отношений: все свободы должны быть ограничены запретом нарушения других свобод (автор независимо высказывал этот принцип по телевидению и в газете "Народная трибуна" [6]).

         Действительно, свобода - основа гармонии. Если у человека ограничить свободу развития одной ноги, то он станет уродливым. Социально-экономическая система будет уродливой, если нарушить баланс "производства" и "потребления". (В 90-х годах производственная "нога" в России была подрублена, а торгово-потребительская вихляла где-то за пределами экономики). То же, при нарушении свободы предпринимательства, или при развитии монопольной отрасли за счет угнетения другой и т.д. Красивой может быть только та система, в которой все части развиваются свободно (гармонично).

         Обратим внимание, среду социумов составляет экосистема, самоорганизацию которой можно моделировать также по закону сохранения симметрии (1). Объективно экосистема разделяется на "полки": "производство" и "потребление" у хищников - в среде травоядных; "производство" и "потребление" у травоядных - в среде растительности; "производство" и "потребление" у растительности - в геофизической и космической среде (эта зависимость проявлена "волнами жизни" в геологических разрезах). А далее, по тому же закону сохранения симметрии, производилась идентификация структуры околоземного космоса, Солнечной системы и Галактики в их взаимном энергетическом равновесии [7] - моделировались причины сжатий и расширений планеты, потеплений и похолоданий [2]. Таким образом, алгоритм идентификации механизмов самоорганизации, основанный на законе сохранения симметрии, связал мир в одно целое, где изменение параметров в одном звене причинно-следственных связей распространяется на весь мир. Частично человек уже взял под контроль "производство" растительности и травоядных, а далее, способен контролировать состояние всей экосистемы планеты посредством мониторинга и коррекции энергетического равновесия волн космоса - по тому же закону сохранения симметрии (1). В этом масштабе взаимодействий значение культуры резко возрастает.

         Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это программа, сохраняющая в подсознании правила игры и принципы отношений со средой, где все поступки и процессы предсказуемы. Известный публицист и подвижник Римского клуба Вильям Олтманс (Willem L.Oltmans) в частной беседе с автором в 1977 г. заострил внимание на проблеме, которую выразил примерно так: человечество в своем потребительском ажиотаже уронило свое достоинство до уровня "плесени, пожирающей планету", и спасти планету можно только средствами культуры. Это значение культуры подтвердил и основатель Римского клуба Аурелио Пиччеи, который по настоянию Вильяма Олтманса, написал книгу "Человеческие качества". Лейтмотив книги - утверждение, что человеку посильно решение задач любой сложности, в том числе решение задачи спасения цивилизации средствами культуры. "Культурная эволюция является важнейшей целью и основой человеческого развития. Для нас это единственный путь сохранять постоянный паритет с изменяющейся Вселенной" [8].

         Подтвердим, что других средств спасения цивилизации в природе нет. Только средствами культуры мы можем переориентировать социально-экономические отношения с разрушительной потребительской ориентации на совместное с природой гармоничное развитие. И эти средства культуры сегодня во власти средств массой информации.

         Средства массовой информации работают на образно-эстетическом языке, на котором работают психологи, воздействуя на подсознание, и на котором программируются (культивируются) все отношения в природе и обществе. Однако страшно включать телевизор - он сразу стреляет и взрывает, а если не стреляет, то какие-то ящики долго и шизофренически хихикают. Страшно включать радио России: если не скрежет "авангарда" или хохот куражливого дебила, то: "…мы тяжко рухнем завтра, но это завтра, а сейчас - азарт" - эти слова изо дня в день под стандартное тиканье маятника и светлую, радостную музыку (как хорошо, что мы "рухнем") - психологически грамотное программирование на разрушение (психологи России, где вы?!). Но свет в тоннеле есть! Памперсы и прокладки постоянно обновляются, и скоро появятся такие, что будут летать и заполнят весь эфир, поражая нас своим совершенством и чистотой.

         Силу образно-эстетической информации хорошо знают психологи и политики. Посредством театрализованных массовых "зрелищ" артист Гай Юлий Цезарь внедрил в обращение индустрию возвышения за счет унижения, и Европа провалилась в темноту средневековья на тысячу лет. Художник Гитлер театрализованными выступлениями и факельными шествиями запрограммировал в подсознание нормальных людей фашизм и бросил Европу в бессмысленную войну. Не так давно россияне освободились от власти "монументальной пропаганды" других ориентиров развития, также не подтвержденных законами природы. Значит, чтобы не провалиться в новую трясину (вместе с заказчиками!) необходимо каким-то образом освободить гражданское сознание журналистов от их "древнего профессионализма", и определить объективные ориентиры развития, достойные человека. При этом необходимо не указывать куда идти и где стоять, а дать каждому зрение (объективное знание), чтобы каждый сам видел куда идти.

         Мы действуем, как знаем, и все наши отношения (культура) зависят от знания (знание также зависит от отношений; например, в условиях средневековья, запрограммированных Гаем Юлием, люди забыли, что Земля - шар, и водрузили ее на черепах, слонов, а космос стал хрустальным, и только в эпоху возрождения Земля вернулась на свою космическую орбиту - зависимость явно параллельная). Чтобы знание было общеприемлемым, оно должно быть надежно объективным (адекватным природе), а чтобы было общедоступным, необходимо перевести его на образно-эстетический язык (метаязык природы). Такое знание может быть выражено на основе предлагаемого алгоритма сохранения симметрии, в форме программы имитационного моделирования самоорганизации социально-экономических, экологических и физических систем в их непрерывной параллельной взаимозависимости. На этой основе можно наладить массовый выпуск образовательных, деловых и детских компьютерных игр. Цель проекта ("Проект создания лаборатории имитационного моделирования самоорганизации" предлагается вниманию в приложении в конце сборника)- сообщить всем законы природы, сделать все следствия взаимодействия со средой предсказуемыми и обеспечить совместное с природой устойчивое развитие цивилизации до бесконечности (Может быть, это и есть "третий путь"? [5]).

        Литература

  1. Мороз О.П. В поисках гармонии. М.: Атомиздат, 1978. 208 с.
  2. Русинов Ю.И. Принцип сохранения в моделировании самоорганизации замкнутых волн плотности континуума пространства-массы // Фракталы и циклы развития систем: Материалы пятого Всерос. науч. семин. "Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе". Томск / ИОМ СО РАН, 2001. С.177-181.
  3. Поздняков А.В. Фракталы и циклы. Порядок и хаос - соотношения и закономерности в развитии систем различной природы // Там же. С.13-18.
  4. Анделсон Р.В. Генри Джодж и реконструкция капитализма // Проблемы собственности на природные ресурсы: Материалы первого науч. семин. "Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе". Новосибирск: СО РАН, 1999. С.7-15.
  5. Харрисон Ф. Российская модель третьего пути развития // Там же. С.41-48.
  6. Русинов Ю.И. Знаем ли мы, чего хотим? Системный экскурс в проблему демократии. // Народная трибуна. 1991, № 129 (161), 17 октября (Томск).
  7. Русинов Ю.И. Системная модель поля устойчивой волновой структуры плотности масс. Деп. в ВИНИТИ 20.04.88, № 3004-В88. 27 с.
  8. Аурелио Пиччеи. Человеческие качества. М.: Прогресс. 1980. 300 с.

Назад