УСТОЙЧИВОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

Т.П. Скуфьина
Институт экономический проблем Кольского НЦ РАН

        Современной особенностью экономико-политического развития является выбор европейских критериев в качестве институциональных ориентиров социально-экономической трансформации России. Естественным этапом на пути движения к европейским институтам служит присоединение России к ВТО.

         Перед Россией в этом контексте стоят две задачи: первая - формирование собственных институтов, соответствующих современной рыночной экономике; вторая - их интеграция в систему международных институтов. Согласно данным задачам, приоритетом нынешнего этапа экономических реформ стали институциональные преобразования. Целевая установка на адаптацию России к европейским институтам получила отражение в качестве приоритетного направления стратегии России в ряде правительственных документов. Однако современные тенденции развития экономико-политической ситуации свидетельствуют о торможении институциональных реформ. Так, из 100 пунктов, намеченных к реализации в Стратегической программе на 2000-2001 гг., было выполнено только 10.

         В подобных условиях закономерен вопрос - каковы шансы России в адаптации к условиям глобализации? Для попытки дать конструктивный ответ на этот вопрос мы концентрируемся на рассмотрении современного состояния институциональной среды российского рынка, иллюстрируя основные элементы характера симбиотических отношений формальных и неформальных институтов на образчике экономической системы российского потребительского рынка в целом и его регионального уровня на примере потребительского рынка Мурманской области в частности.

Основная функция институтов. Трансакционные издержки как степени несовершенства институциональной среды рынка

        На наш взгляд, внутренняя неоднородность и противоречивость концепций неоинституционализма связаны, прежде всего, с различным пониманием значения институциональной среды в экономических процессах. Последователи Т.Веблена рассматривают технологию как движущую силу и источник ценности, тогда как иерархические институты образуют консервативную силу, препятствующую введению новых технологий и новой организации. Безусловно, экономические агенты совершают выбор в крайне жестких рамках, обусловленных действующими институтами, обладающими инерционным характером динамики, а значит в основном неэффективными. Однако само существование институтов определено ограниченностью рациональности человека, не имеющего сил и возможностей оценивать ситуацию на рынке заново и полностью просчитывать возможные поведенческие стратегии. Поэтому человек и действует в определенных рамках формальных (закреплены в системе действующего законодательства) и неформальных (зафиксированы в традиционно применяемом стереотипе поведения) институтов, относясь к ним не критически. Само возникновение институтов обусловлено стремлением сэкономить усилия на приобретение и обработку информации. Таким образом, наша позиция близка к позиции последователей Коммонса, рассматривающих институциональную среду как способ выбора между технологическими альтернативами, а институты в качестве определителя правил действия законов и норм морали, которые помогают экономической структуре, управляют доступом к власти и ее применением. Исследования Всемирного банка подтверждают, что качество институтов в значительной мере влияет на результаты экономических показателей стран. (Государство в меняющемся мире (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии -1997. Краткое содержание) // Вопросы экономики. - 1997. - №7.)

         Исходя из вышесказанного, основной функцией институтов является минимизация затрат, которые фирмы тратят на то, чтобы договориться между собой и обеспечить выполнение договоренностей.

         При отсутствии необходимого рынку формального института, хозяйствующие субъекты вынуждены создавать свои собственные технологии и нести, соответственно, повышенные трансакционные издержки (ТИ). Таким образом, величина ТИ становится показателем степени несовершенства институциональной среды для эффективного функционирования рынка.

         По минимальным оценкам, произведенным автором, ТИ потребительского рынка Мурманской области составляют 15.91млн. руб. в месяц.(Эмпирическими предпосылками количественной оценки ТИ послужили серия углубленных интервью с руководителями предприятий сферы потребительского рынка Мурманской области, а также качественная оценка институциональной среды, основанная на анализе данных анкетных опросов с руководителями предприятий исследуемой сферы. База данных используется на всем протяжении настоящей работы. Наши количественные оценки ТИ совпадают по порядку величин с оценками, содержащимися в исследованиях В.Тамбовцева (Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике // Вопросы экономики. - 2001. - №5.- С.73-88)) Эти непроизводительные общественные затраты диктуют необходимость теоретического и практического переосмысления сложившейся институциональной среды в условиях адаптации России к европейским институтам.

Об устойчивости институциональной среды

        Проведенные нами исследования процесса институционализации потребительского рынка Мурманской области выявили превалирование неформальных институтов, структурирующих ведение бизнеса. Ретроспективные данные других исследователей (См., напр.: Тамбовцев В. Институциональная динамика в переходной экономике // Вопросы экономики. - 1998. - №5. - С.29-40; Барсукова С. Трансакционные издержки вхождения на рынок предприятий малого бизнеса // Проблемы прогнозирования. - 2000.- №1. - С.108-119.) показывают, что десятилетие развития российского предпринимательства устойчиво характеризуется превалированием неформальных практик ведения хозяйственной деятельности.

         Согласно нашим исследованиям существует ряд серьезных просчетов в нормативно-правовой базе хозяйственного законодательства. Безусловно, это является одной из причин развития предпринимательством собственных технологий трансакций. Однако, анализ фактического материала наших исследований институциональной среды, материалы, опубликованные в специализированной экономической литературе и, наконец, современные тенденции институционализации российского рынка, позволяют предположить, что объяснить доминирование неформальных норм поведения хозяйствующих субъектов исключительно недостатком формальных правил нельзя. "В странах Центральной и Восточной Европы пришествие формальных регуляторов вело к сужению зоны неформальных отношений…В России же "вживление" новых формальных регуляторов приводило к совершенно иному, неожиданному результату - к еще большей активизации "нестандартных" поведенческих моделей и непрерывному расширению их ассортимента".(Капелюшенников Р. Где начало того конца? // Вопросы экономики. - 2001. - №1. - С. 145.)

         Нами выдвигается следующая объяснительная гипотеза - институциональная среда российского рынка находится в состоянии устойчивости, характеризующейся превалированием неформальных норм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и представителями власти. Подтверждением данной гипотезы служат следующие аргументы.

         1) Сложившаяся институциональная среда устраивает и хозяйствующих субъектов, и представителей властных органов. Для неоинституционализма характерно рассмотрение любых рыночных взаимодействий, взаимодействий институтов, как антогонистичных. В то же время основная масса людей больше склонна к сотрудничеству, нежели к конфронтации. Поскольку, институты реализуются через деятельность людей, то и между институтами происходит взаимодействие на основе согласования интересов конкретных людей.

         Анализ институциональной среды потребительского рынка Мурманской области полностью подтверждает основную предпосылку теории общественного выбора о принятии чиновниками на всех уровнях таких решений, которые максимизировали бы значение их собственной функции полезности. Подтверждением может служить, например, график динамики сезонной активности проверяющих организаций (см. рисунок). Обращает внимание увеличение активности в праздничные (Новый Год, 8 Марта), постотпускной (сентябрь) периоды. 100% опрошенных предпринимателей Мурманской области по стандартизированным анкетам свидетельствуют, что постоянно сталкиваются с вымогательством чиновников проверяющих органов.

         При этом, несмотря на то, что основную факторную нагрузку на предприятия сферы потребительского рынка Мурманской области несут проблемы взаимодействия с властными органами, те же, к примеру, проверяющие органы учитывают интересы предпринимателей в обмен на поддержание своей экономической базы. Серия углубленных интервью с предпринимателями подтверждает, что в результате согласования интересов сторон происходит снижение штрафных санкций за многочисленные нарушения хозяйственного законодательства субъектами рынка, уменьшение количества проверок и т.д. Долгосрочность данных союзов, распространенность неформальных соглашений свидетельствует об устойчивости ситуации. Так, в процессе согласования интересов предпринимателей и властных органов 60% опрошенных по анкетам предпринимателей приходилось удовлетворять вымогательства чиновников (20% отказались отвечать на вопрос).

        

Рис.1. Динамика сезонной активности проверяющих органов

        Интереснейшим фактом является то, что данная ситуация вполне устраивает предпринимателей. В этой связи симптоматично следующее высказывание интервьюируемого: "А вы представляете, если они вдруг брать перестанут? Соблюсти все правила невозможно, штрафные санкции жуткие. Так что уж лучше пусть берут, только пусть их поменьше будет".(Точное количество проверяющих организаций счесть затруднительно. Сами предприниматели насчитали от 12 до 21 проверяющих организаций. По данным иных исследований количество проверяющих органов только федеральных достигает от 52 до 64.) При огромном количестве проверяющих органов, дублировании их полномочий выполнение ими должностных обязанностей надлежащим образом привело бы к разрушению бизнеса. Поэтому сам рынок сделал выполнение функций проверяющих органов фиктивными.

         2) Распространенность неформальных институтов в процессе осуществления текущей хозяйственной деятельности подтвердилась при анализе деятельности предпринимателей, а также при определении структуры ТИ потребительского рынка Мурманской области. Исследования добровольности участия экономических агентов в сложившихся неформальных технологиях ведения бизнеса, насколько известно автору, не проводились. Однако доказано, что распространенность нормы является препятствием к ее изменению.(Доказательство распространенности нормы как препятствие для ее изменения см.: А.Олейник. Институциональная экономика. // Вопросы экономики - 1999.- №7.- С.138) Да и простая логика подсказывает, что если, например, какой-нибудь магазин будет соблюдать все формальные правила ведения хозяйственной деятельности, а другие не будут - то его предприятие станет неконкурентноспособным.

         Анализ структуры ТИ потребительского рынка Мурманской области позволил констатировать, что центральное место в композиции ТИ занимают выплаты неформального характера.

         3) Неизменность ситуации. Изменчивость институциональной среды потребительского рынка Мурманской области наблюдалась на базовом вопросе о тенденции изменчивости ситуации с вымогательством чиновников. Проведенный анкетный опрос подтвердил, что в целом не наблюдается изменения характера институциональной среды. Ответ характеризовал не только функциональную необходимость неформальных практик в хозяйственной деятельности, но и степень укоренелости негласных отношений между бизнесменами и властными структурами. Заслуживает внимание то обстоятельство, что, несмотря на декларируемые на государственном уровне лозунги поддержки малого предпринимательства, облегчения налогового бремени, дебюрократизации экономики, предприниматели в анкетах и интервью скептически оценивают результативность усилий Правительства по этим направлениям. Проведенный нами анализ современных тенденций развития формальных институтов, структурирующих хозяйственную деятельность, свидетельствует, что формальные ограничения и контроль над их соблюдением продолжают вводиться таким образом, что возможна их интерпретация и прямые нарушения (без последствий для чиновников) с целью получения дополнительного дохода от предпринимателей.(Подробнее о способе проникновения и утверждения в практике формальных институтов см.: Радаев В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. - 2001. - №6. - С. 60-79; Радаев В. Российский бизнес:на пути к легализации?//Вопросы экономики. - 2002. - №1. - С. 68-87.)

         4) Выравнивание ТИ предприятий. Если предположить, что закон средней прибыли применим и для ТИ, то при устойчивой рыночной ситуации в долгосрочном периоде ТИ фирм должны выравниваться. Наш анализ результатов интервью подтвердил, что имеет место выравнивание ТИ предприятий исследуемой сферы.

Основная закономерность взаимодействия формальных и неформальных институтов при устойчивости институциональной среды

        Анализ институциональной среды потребительского рынка Мурманской области позволяет сделать вывод о перераспределении ТИ в сторону выплат неформального характера. При этом, методом case-study было определено, что источником покрытия повышенных ТИ служит неформальный сектор предприятий. На основе этих данных возможно выдвижение следующей объяснительной гипотезы закономерности взаимодействия формальных и неформальных институтов - введение государством формальных институциональных ограничений, порождающих неравное распределение ТИ между экономическими субъектами рынка, ведет к расширению неформальной деятельности, то есть к снижению ТИ легальных выплат до приемлемого уровня, при их стремлении к минимальному значению. Парадокс функционирования институтов в том, что если сторона властных органов имеет преимущества в виде использования потенциала насилия, то ТИ все равно выравниваются в долгосрочном периоде в результате согласования интересов сторон. Анализ результатов взаимодействия формальных и неформальных институтов подтверждает данную закономерность и на уровне отраслей: чем выше доля неформального сектора в ВВП, тем меньше доля выявленного ущерба органами контроля за соблюдением закона (см. таблицу).

         О доле теневой деятельности в ВВП и выявляемом ущербе в скрытом секторе теневой экономики

(По данным ФСНП (Васягин В. Обуздание теневого сектора // РИСК - №1. - 2001. - С.38).)

Доля теневого ВВП в общем объеме ВВП - 27% Доля выявляемого ущерба в секторе теневой экономики - 15.77%

По отраслям доля теневого сектора, %

в промышленности - 7.4

в строительстве - 13.6

на транспорте - 18.9

в торговле - 69.9

по отраслям (в % к общему объему теневого сектора отрасли):

в промышленности - 25.7

в строительстве - 34.8

на транспорте - 2

в торговле - 4

        Выявленная нами закономерность позволяет утверждать, что деятельность государства по совершенствованию институциональной среды ограничена и не может быть эффективной в условиях стабилизации отношений формальных и неформальных институтов.

         В условиях локального рынка, отгороженного от мирового рынка эффектом девальвации рубля, данная ситуация институциональной стабилизации приемлема и устраивает всех участников рынка. Однако произведенный нами расчет ТИ потребительского рынка Мурманской области свидетельствует о его неконкурентоспособности при условии вхождения России в ВТО.

         Учитывая жесткость высказываний Президента России насчет дальнейшего роста коррупции, а также сопротивлении чиновников институциональным преобразованиям, в ближайшее время можно ожидать от государства попыток слома существующей институциональной среды путем усиления борьбы с экономической преступностью. Однако, поскольку экономические преступления той или иной тяжести совершают практически все субъекты российской экономики, борьба с экономической преступностью мало повлияет на реальные масштабы теневой экономики. Фактически, что и наблюдается в настоящее время, будет происходить перелив властных полномочий, а значит и денежных средств, между ведомствами. Такой путь не приведет к стабилизации и социальному порядку в современных условиях институциональной среды.

         Приходится констатировать, что на настоящий момент шансы России в адаптации к условиям глобализации невелики, поскольку преодолеть переход от плановой экономики до экономики, отвечающей требованиям глобализации - дистанция огромная. И преодолеть эту дистанцию будет невозможно без выработки новой парадигмы управления, основанной на демократических институтах, предполагающих ответственность государства и перед хозяйствующими субъектами, и перед каждым гражданином России.

Назад