МОЛОДЕЖЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

А.Н. Тесленко
Институт управления, г.Астана

        На пороге XXI в. человечество столкнулось с тем, что мир стал слишком сложным, сложность очень быстро нарастает. Сбывается прогноз О.Тоффлера, высказанный еще в начале 1970-х годов: "Выпустив на свободу силы новизны, мы толкаем людей в объятие непривычного, непредсказуемого. Тем самым поднимаем проблемы адаптации на новый и опасный уровень, ибо недолговечность и новизна образуют взрывчатую смесь. Жить в ускоренном темпе означает испытывать на себе действие непрекращающихся перемен… Неконтролируемое ускорение изменений в науке, технике и социальной жизни подрывает силы индивида, необходимые для принятия разумных, компетентных решений, касающихся его собственной судьбы" (Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материаы / под ред. Д.М.Гвишиниани. -М.,1997. -С.147). Обнаруживаются пределы человеческих возможностей (Пределы роста: Доклад Римского клуба /Д.Л.Медоуз, Дж.Рэндерс и др. -М., 1991). Поэтому проблемы устойчивого развития невозможно рассматривать никак иначе, как только исходя из всех процессов, которые происходят с человеком, поколением, конкретным обществом и всем человечеством. На острие этих проблем - молодежь - поколение, которое без всякого преувеличения можно назвать поколением Х.

Что такое "молодежь"?

        Как это ни странно звучит, само понятие "молодежь" - всем хорошо известная, но мало понятная категория социального мира. В справочной литературе - "молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%"(См.: CЭС, С.824).

         На наш взгляд, данное определение требует уточнения, прежде всего с точки зрения возрастных границ. На сегодняшний день отсутствует научное определение молодежного возраста (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта его субстанциональная сущность. Не определена также общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов: психо-физиологического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций приобретения ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути. В результате отсутствует и общее видение молодежного социокультурного пространства (как состояния и среды, определяющей реальное развитие индивида), не вычленена общая тенденция, выступающая главной в развитии молодежи как обобщенного субъекта в системе отношений в социуме.

         С точки зрения современной синергетической парадигмы социального познания становиться более понятной правомерность разнообразных подходов к определению понятия "молодежь".

         Психофизиологический подход: молодость - это период развития человеческой личности между "puberty" (половая зрелость) и "maturity" (полная зрелость).

         Социально-психологический подход: молодежь - определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - обладает всеми особенностями возрастного класса.

         Конфликтологический подход: молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни; "длящийся конфликт между индивидом и обществом"; "проблемная стадия в развитии человека".

         Ролевой подход: молодость - "особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей взрослого".

         Субкультурный подход: молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.

         Стратификационный подход: молодежь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфическими социальными позициями, статусом и ролями.

         Социализационный подход: молодежный возраст - это период социального роста, первичной социализации. "главная цель юности - самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности" /279, c.205/.

         Интеракционистский подход: молодость - это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния "родитель" (ориентация на нормативное поведение) и "взрослый" (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения.

         Субъективный подход: молодость - это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.

         Процессуальный подход: молодые - это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования.

         Сопоставление множества определений молодежи показывает: каждое из них фиксирует ее реальные и значимые черты и особенности, но ни одно не является исчерпывающим. В данном случае начинает работать принцип Бора: "нельзя на одном языке описать никакое сложное явление". Быть может, выработка такого понимания, принципиальная смена парадигмы юнологии, социологии молодежи, социальной педагогики - главный позитивный итог многолетних поисков и дискуссий.

         Следовательно, поиск ответа на поставленный ними вопрос: "Что такое молодежь?" требует следующего:

  • необходимо учитывать различные реально существующие подходы;
  • важно видеть, что множество определений связано со спецификой точки зрения на молодежь и ее проблемы с позиций конкретных научных дисциплин (психология, культурная антропология, социология и т.п.) и исследовательских установок;
  • некоторые из определений (особенно стратификационное, социализационное, ролевое, субкультурное) акцентируют внимание на проблемах, которые действительно должны быть объектом междисциплинарного анализа. Поэтому при известной односторонности каждого из них они играют важную роль, фиксируя основные направления такого анализа;
  • знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет выделить те компоненты, которые должно включать интегративное определение

         Эти компоненты интегративного определения молодежи, на наш взгляд, таковы:

  • возрастные границы и социально-психологические особенности;
  • специфика социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения;
  • специфика социально-демографической группы;
  • системное качество - процесс социализации как единство социальной адаптации и индивидуализации;
  • самоопределение, самоорганизация, самоидентификация молодежи как специфической группы.

         Однако было бы методологически неверно и непродуктивно сводить процесс социального развития личности лишь к выделению ее типологических характеристик. Попытки однозначно определить то или иное поколение независимо от характера и обоснованности оценок - страдают узостью, одномерностью. Даже, если удается верно выделить существенные, типичные черты конкретного поколения, то вне поля зрения может остаться все многообразие позиций и ориентаций составляющих его молодых людей и групп. Налицо методологическая переориентация в процессе изучения проблемы "молодежь" или "группы молодежи": на смену преобладавшему подходу - единство=единообразие - должен прийти иной - единство в разнообразии (Прежде всего это связано социальной стратификацией, резко возрастающей социальной поляризацией, основанной на имущественном расслоении).

         Тем не менее, на наш взгляд, можно с большой долей вероятности выделить всеобщие, универсальные свойства молодежи, возраст следует оценивать не только формально, как количество прожитых лет, но и содержательно, по тем основным ролям и функциям, которые люди выполняют на определенном жизненном этапе.

Молодежь как социальный феномен

        Молодежь - это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Молодежь - часть общества; молодежь - часть общества. Одним словом, ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.

         Общественные проблемы в сущности во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследование молодежи вне общества в целом является абстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Решим проблемы общества - решим и проблемы молодежи.

         Действительно, молодежь является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Если из молодежной среды пробиваются порочные побеги, если в этой среде появляются проблемы, то - это прежде всего "вина" социальной среды. Во- первых, с молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом; молодежь, такова, каким является взрастившее ее общество. Во-вторых, расхожие определения современного транзитного состояния казахстанского социума, типа перехода "от социализма к капитализму", "от тоталитаризма к демократии", "от централизованной экономики к рынку" и т.п. отражают лишь частности, но не суть происходящего, следовательно - "главной формой знания о современном обществе является скорее незнание о нем" (Б.Грушин).

         Главное конкретное содержание этого "тектонического" сдвига заключается в замене традиционных форм жизни многонационального государства, на протяжении многих столетий (а не только советского периода) базировавшихся на принципах аграрного общества, некими качественно новыми формами, фундамент которых - свободная личность, т.е. все то, что в современном мире связывается с понятием евро-американской цивилизации. Это означает, что, имея в виду данные процессы, мы должны говорить о разрыве стран евразийского пространства не только с идеологией и практикой коммунизма (тоталитаризма), но и евразийства вообще, точнее с той ее частью, которая связана с идеей некой внеисторический самобытностью населяющих его народов (русизм, тюркизм и т.п.). Другими словами, речь идет не только о смене политических и экономических приоритетов, но о коренных изменениях в самой натуре того или иного народа, привычных практиках его жизнедеятельности, менталитете и психологии.

         Иными словами, вопрос "Куда мы движемся?" может быть решен лишь по истечению времени, когда ситуация прояснится. Применительно к молодежному измерению современных социальных процессов такая постановка вопроса ставит перед автором ряд актуальных исследовательских задач:

         Если мы действительно движемся к обществу западного типа, то следует проанализировать наиболее острые сегодняшние проблемы в молодежной среде Запада с тем, чтобы с помощью воспитательных, других социальных механизмов не допустить их появление через 5-10 лет у нас.

         Если генетически, ментально, исторически мы не сможем создать цивилизованное рыночное общество, то следует попытаться прогнозировать ожидающие нас проблемы, коллизии в молодежной среде.

         Если мы движемся вспять в историческом плане (авторитаризм, трайбализм и т.п.), то необходимо попытаться оценить воздействие на молодежь негативных тенденций.

         Данная постановка выводит нас к пониманию молодежи как явления социального и социальности как неотъемлемого атрибута молодежи.

         Молодежь - часть различных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и средство их воспроизводства, что предполагает социологический подход, т.е. рассмотрение молодежи как части общества и, следовательно, изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии; исследования молодежи в статике (состояние в данный, конкретный исторический момент), в динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с прошлыми молодыми поколениями). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение (статус) и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее учебы, труда, быта отдыха, досуга, социального продвижения и т.п., а также стимулов для ее саморазвития.

         Молодежь - явление конкретно-историческое, т.е. продукт истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор перемен, социальная ценность. Современная жизнь требует кардинального изменения возрастного самосознания общества как следствия фантастических перемен в экономике и производстве под воздействием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание молодежи как самоценной стадии возрастного, духовного и социального развития. Молодость - не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, как считалось веками, а главный источник сегодняшних перемен. Правильное понимание сущности молодежи, грамотная молодежная политика - это условие прорыва общества в будущее. Где молодежь и грамотная работа с ней - там успех. Напротив, взрослость сегодня нередко более ущербна, чем молодость, так как отягощена догмами вчерашнего дня, устаревшим опытом, утратой к восприимчивости нового.

Роль молодежи в современном обществе

        Отношение общества к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся лакмусовой бумажкой на его современность и способность быстро прогрессировать. Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.), молодежь - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя. Таким образом, молодежный возраст сегодня - это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое.

         Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки. Необходимость непрерывного образования взрослых, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям.

         Молодежь - это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

         Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство - зависит от уровня социального развития молодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь что такое она в его глазах - только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, прежде всего субъект и затем объект и т.п.

         Если общество нацелено на устойчивое развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

         Между тем молодежь может и должна быть социальным субъектом, способным к инициативе и обратному воздействию на общество. Однако в силу маргинального положения и двойственной природы молодежи молодые люди зачастую не обладают личной самостоятельностью в принятии личностно значимых решений. Они обретают субъективность по мере самоидентификации, самосознания своих интересов, роста своей организованности.

         Своеобразие молодежи как социальной группы состоит в том, что она постоянно находится в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. В этом социальный смысл "взросления" молодежи. Достижение молодежью возраста, когда она начинает полностью обладать всей суммой и уровнем социальных связей и отношений, свойственных данному обществу, означает, что она стала полновластным субъектом и объектом общественного движения и тем самым отрицает сама себя как молодежь.

         Социальные индикаторы, определяющие степень участия молодежи в общественной жизни, тесно связаны с динамикой развития общества и должны в полной мере отражать эту динамику. В то же время не все общественные процессы могут быть оценены количественно, а роль молодежи в них не может быть измерена из-за отсутствия инструментов, которыми можно было бы сделать такое измерение.

         Между тем, возможность такого измерения существует. В основу универсальных индикаторов развития молодежи могли бы лечь приоритеты, выявленные системой ООН в ходе подготовки и проведения Международного года молодежи (1985). Статистический отдел Организации Объединенных Наций впервые подготовил сборник о молодежи мира, в котором содержится 40 статистических индикаторов по отдельным странам. Они, в частности, включают:

  • вовлеченность молодежи в развитие на национальном и международном уровнях путем мобилизации всех имеющихся ресурсов;
  • расширение возможностей трудоустройства путем разработки эффективных программ, политики и планов по снижению безработицы среди молодежи и устранению дискриминационных условий в области трудоустройства молодежи;
  • создание инфраструктуры, которая позволит всем молодым людям пользоваться правом на образование и обеспечит доступ к образованию на любом уровне и профессионально-техническому обучению, прежде всего для молодежи сельских районов;
  • привлечение внимания к проблемам и роли молодых женщин в процессе развития; развитие и содействие межсекторальной деятельности в рамках общины (обеспечение медицинского обслуживания, питания, просвещения по вопросам семейной жизни; регулирование размеров семьи);
  • создание необходимой культурной среды, которая содействовала бы участию молодежи в процессе развития;
  • поддержка усилий национальных, региональных и международных молодежных организаций в их деятельности в области развития;
  • стимулирование интереса молодежи и содействие ее участию в сохранении мира, безопасности и сотрудничества, мирном решении международных конфликтов;
  • содействие обмену представителями молодежи к сотрудничеству молодежи на национальном, региональном и международном уровнях.

         Система индикаторов позволяет разобраться в проблемах молодежи, оценить степень ее социализации, роли и место в обществе. При этом должны учитываться факторы демографические, социально-экономические, этнические и др. При отборе системы индикаторов следует принимать во внимание факторы, отражающие все многообразие категорий и социальных групп молодежи: различия между селом и городом, между мужчинами и женщинами, между коренной и мигрирующей молодежью и т.д.

         Вместе с тем необходимо отметить, что используемые в ООН индикаторы молодежи не в полной мере позволяют раскрыть социально-экономические проблемы и проблемы социализации молодежи развивающихся стран, не отражают положения маргинальных групп молодежи (мигрантов, этнических меньшинств, безработных, бездомных, молодых людей, ставших на путь наркомании, преступности и т.д.).

Положение молодежи в общественном воспроизводстве

        Анализ демографической ситуации в Казахстане свидетельствует, что в последние десятилетия количество молодежи в стране сокращается. Изменение доли молодежи в общей численности населения связано с различием темпов роста численности населения различных возрастных групп. Определяющим фактором подобного рода в настоящее время является процесс старения населения, уже охвативший в полной мере развитые регионы планеты и все в большей мере охватывающий Казахстан (табл. 1).

         Уже в 2005 г. в некоторых регионах страны будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости, что приведет к пересмотру границ зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включены те, кто, по нынешним понятиям, не может во всей полноте пользоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус работника.

Таблица 1

Доли молодежи в общей численности трудоспособного населения

 
1994
1995
1996
1997
1998
1999
Население РК, млн. чел. 16,3 16,0 15,7 15,5 15,2 15,0
Трудоспособное население, млн. чел. 9,0 8,8 8,7 8,6 8,7 8,8
Лица старше трудоспособного возраста, % 12,1 12,3 12,4 12,5 12,4 12,3
Совокупная доля учащейся молодежи, % 65,4 64,9 63,9 63,9 64,0 64,2

 

        С другой стороны, трансформации последних десяти лет изменили модель социально-трудовой мобильности молодежи - на место традиционной модели (постепенным продвижением по "тарифной сетке") пришло рациональное планирование карьеры. Классические рыночные качества личности, как, например, чувство ответственности, готовность к риску, способность к инновациям и дисциплинированность стали играть определяющую роль при выборе профессии. Каждый молодой человек понимает, что только качественное образование дает возможность получить интересную и перспективную работу. Правда, дальнейшая учеба еще не гарантирует более выгодного положения в профессиональном плане, однако тот, у кого вообще нет никакого диплома, не имеет практически не каких шансов в конкурентной борьбе за квалифицированное рабочее место. Другими словами, чем сильнее разрыв между предложением и спросом на квалифицированную рабочую силу, тем больше молодой человек должен вкладывать в собственное образование.

         Изменение воспроизводственного механизма имеет двойственную зависимость. С одной стороны, это изменение является прямым следствием системного кризиса общества, с другой, - определяется незавершенностью становления молодежи как социального субъекта (как становящегося субъекта общественного воспроизводства). В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновление всей системы общественных отношений, что проявляется:

  • в изменении характера воспроизводства молодежью родительского поколения, традиционно строящегося на принципе преемственности, которая сегодня по большинству параметров прервана, и потому нынешние молодые люди поставлены перед необходимостью не сколько усвоения, сколько отрицания опыта старших поколений;
  • в расширении контакта молодежи с новыми социальными посредниками, такими как нетрадиционные формы наемного труда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, малый бизнес, что находит отражение в изменении механизмов социализации;
  • в ухудшении по многим позициям социального положения молодого поколения, что существенно расширило сферу конфликта молодежи с обществом;
  • в отсутствии у нынешнего казахстанского общества четкой молодежной политики. Если до конца 80-х в отношениях молодежи и общества преобладали идеологизированные критерии, ориентированные на приемственно-воспроизводительную модель взаимодействия, то "суверенные" 90-е года ознаменовались инструментализацией отношений без выраженных целей.

         В недалеком прошлом достаточно устойчивые нормы, регулирующие человеческие потребности и интересы в сфере социально-трудовых отношений, надежно препятствовали развитию индивидуализма и устанавливали строгие границы тому, чего законно мог добиться молодой человек, устойчивость социалистического общества обеспечивалась общими целями, разделяемыми большинством населения.

         Современная же ситуация так же носит двойственный процесс: с одной стороны, расширяется частный сектор и усиливается индивидуализация, с другой, подрывается система социального контроля, порождающая ощущение бесконтрольности, вседозволенности, нестабильности.

         Начавшийся во времена перестройки процесс расширения свободы личности, возможностей личного выбора и способов действия резко замедлился, что сказалось на отношении молодежи к рыночным отношениям в целом. Неэффективная налоговая политика, безудержные поборы чиновничьего аппарата и полиции, правовая незащищенность и многие другие факторы способствовали тотальной криминализации бизнеса, оттолкнув от него наиболее социально зрелую часть молодежи. Усиливается противоречие между стремлением молодежи к рынку и растущим пониманием, что невозможно включиться в рыночные отношения, соблюдая провозглашенные обществом требования (табл.2).

Таблица 2

Трудовая ориентация молодежи по сферам занятости

Сферы трудовой деятельности Ориентированы на работу в данной сфере,%
Государственное предприятие, учреждение
28,6
Индивидуально-трудовая деятельность
5,2
Частная отечественная фирма (МЧП и т.п.) 2,9
Совместное предприятие 8,4
Иностранная фирма 13,8
Работа на дому 3,1
Договор или совместительство 4,2
Контракт на работу за границей 11,3
Собственное дело 6,9
Коммерция, уличная торговля 1,7
Служба в армии, правоохранительных органах 3,2
Другое 10,7

        Таким образом, общественно значимые цели труда девальвированы, а новая модель индивидуализма, адекватная рыночному обществу, пока не окрепла. Такое положение, характеризуемое обесцениванием норм, свидетельствует об отчуждении молодежи от труда и способствует воспроизводству социальной нестабильности. Причем, аномия обыденной жизни проявляется главным образом в утрате молодыми людьми чувства связи с обществом, способствуя росту отклоняющегося и саморазрушительного поведения в их среде.

         Система общественного воспроизводства работает эффективно, если производство (материальное и духовное) гармонично взаимодействует с распределением и потреблением. По тому, как молодежь включается в эти сферы, можно судить о ее развитии. За годы реформ перераспределение молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения приобрело широкие масштабы. Численность молодых людей, включенных в коммерческую и посредническую деятельность, увеличилось в десятки раз.

         Распределительный, дистрибутивный тип хозяйствования свойственен восточной (евразийской) традиции, если бы не ряд обстоятельств. Во-первых, молодежь практически не участвует в управлении распределительными отношениями, не имея исходного капитала и доступа к распределению основных фондов, подавляющее большинство молодых людей оказалось в наименее выгодных условиях при перераспределении. Они включены преимущественно в инфраструктуру отношений распределения и обмена ("челноки", охранники и т.п.) и ценой здоровья, а иногда и жизни, они вынуждены компенсировать несовершенство рыночного обмена и бездеятельность правоохранительных органов. Во-вторых, в условиях нецивилизованного рынка подобная деятельность оборачивается формированием извращенной мотивации труда, распространением в молодежной среде неэкономических, криминальных форм распределения. Материальное положение молодого человека как не зависело, так и не зависит от результатов труда, от уровня образования, квалификации. Определяющим фактором благополучия оказывается форма собственности предприятия, на котором трудиться молодой человек. Две трети молодежи находятся за чертой бедности, что сказывается на структуре потребностей, растет молодежная безработица. Вместе с тем через СМИ активно формируется стереотип легких заработков, расширяется реклама дорогостоящих развлечений и видов досуга. Поэтому в молодежной среде усиливается тенденция вытеснения ориентаций на успех в профессиональной деятельности приватно-гедонистическими установками.

         Вместо заключения. Современная социально-экономическая ситуация в стране требует не только фундаментализации образования и профессиональной подготовки молодежи в условиях рынка, но и высокой степени субъектности молодого поколения в социуме, создание оптимальных условий для ее самоорганизации и самореализации, развитие социально-профессиональной компетенции, социальной активности и ответственности. Существующая низкая субъектная включенность молодежи в общественные процессы формирует адаптационный механизм социализации, что значительно тормозит инновационные по своему характеру реформы в Республике Казахстан.

Назад