МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА КАК МОДЕЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

А.К. Тулохонов, О.А. Екимовская
Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ

        В работе рассмотрены возможности создания эколого-экономических районов как одной из форм реализации концепции устойчивого развития. Проанализированы особенности Байкальского региона как мировой модельной территории устойчивого развития. Предложены методические подходы стоимостной оценки природных ресурсов (на примере рекреационных и лесных ресурсов) и приведены результаты исследований.

        Реализация концепции устойчивого развития требует её внедрения на различных уровнях - локальном, национальном, глобальном. Ключевым звеном в этой иерархии является региональный уровень, позволяющий выявить конкретные потребности определённых территорий и обобщить главные направления развития крупных природно-хозяйственных и социальных систем, а также создать условия, при которых достигается их устойчивое развитие. Общепризнанно, что подходы к реализации концепции устойчивого развития в рамках отдельных государств и отдельных целостных территорий не могут не отражать их своеобразия.

         Разработка и воплощение концепции устойчивого развития нашли отражение в процессе эволюции форм специальных экспериментальных зон для выработки и апробации технологий устойчивого улучшения среды обитания и жизнедеятельности людей. Новым явлением в практике создания специальных экспериментальных зон стало появление нового их вида - эколого-экономических регионов (ЭЭР) или эколого-экономических базовых территорий (ЭЭБТ). Большинство из них расположено на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Их появление и развитие отражают общественные тенденции поиска форм гармоничного соразвития природы и человека, базирующихся на идеологии экологически ориентированной экономики и нацеленных на формирование и воспроизводство жизнеспособной среды обитания. В основе идеологии экологически ориентированной экономики лежат следующие принципы:

  • экономическая заинтересованность субъектов и соблюдение экономических норм и приоритетов;
  • согласование краткосрочных экономических интересов субъектов со стратегическими целями устойчивого развития;
  • управление и регулирование развитием территориально-производственных комплексов с учётом эколого-экономических рекомендаций.

         В целях отработки основных положений устойчивого развития академиком В.А.Коптюгом в 1993 г. в качестве зоны устойчивого развития был предложен бассейн оз. Байкал, который обладает необходимыми для этого признаками.

  1. Озеро Байкал имеет общечеловеческую ценность как уникальный природный объект, источник пресной воды и место обитания эндемичных видов животных. В 1996 г. ЮНЕСКО включило оз. Байкал в Список участков всемирного природного наследия. Более того, в качестве составной части пространственной геоэкологической системы Байкальский регион будет играть значительную роль как стратегический ресурс планеты.
  2. Байкальский регион является средоточием комплексного взаимодействия уникальных природных ландшафтов, местных верований народов, населяющих этот край, и мощных инокультурных влияний. В районе Байкала произошла встреча двух мировых религий (христианства и буддизма), он стал ареалом взаимовлияния двух цивилизаций - Запада со стороны России и Востока со стороны Китая, Тибета и Монголии. При этом были сохранены местные культы (шаманизм) и родовые культурные традиции. В XXI в. Байкальский регион будет выполнять роль естественного географического и социокультурного моста, связывающего интегрирующуюся Европу и бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион.
  3. Байкальский регион уникален не только своей природной средой, богатейшим ресурсным потенциалом, этнокультурными особенностями народов, проживающих вокруг Байкала. Наряду с этим для региона характерны наличие всех типов субъектов Федерации, развитые идеи федерализма, общий характер национальных и региональных проблем, природно-хозяйственная целостность территории, готовность к реализации проектов по устойчивому развитию.
  4. Байкальский регион имеет богатый опыт решения проблемы рационального использования природных ресурсов и сохранения экосистемы оз. Байкал и его бассейна, включающий разработку и реализацию комплексной федеральной программы по охране и рациональному использованию природных ресурсов Байкала; деятельность Правительственной Комиссии по проблемам Байкала; развитое международное сотрудничество по изучению и решению проблем устойчивого развития.

         С момента предложения, высказанного академиком Коптюгом, прошло 9 лет, в течение которых не прекращались научные и практические действия по его реализации. На международных конференциях "Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития" (1992) и "Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития: опыт и результаты международного сотрудничества" (1996) на обсуждении мировой и отечественной научной общественности были вынесены проблемы и перспективы устойчивого развития для проведения эффективной региональной политики с целью сохранения экологической системы оз. Байкал и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, проживающего в Байкальском регионе. На конференциях были сформулированы рекомендации и предложения, касающиеся мониторинга окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, структурных преобразований и модернизации промышленного сектора, обеспечения устойчивого землепользования оз. Байкал, законодательной и административной поддержки устойчивого развития, демографических и культурных аспектов.

         Примером попытки реализации плана экологически устойчивого землепользования, определения и реальной экономической оценки стоимости природных ресурсов является проект Глобального экологического фонда "Сохранение биоразнообразия", выполняемый в Байкальском институте природопользования СО РАН.

         С распадом системы централизованного планирования и финансирования основными рычагами управления процессами рационального природопользования стали экономические и правовые нормы. Вопросы стоимостной оценки всех видов ресурсов становятся актуальными как в научных кругах, так и на управленческом уровне. Это обусловлено целым рядом причин. Важнейшим аспектом проявления отчётливого интереса к стоимостной оценке можно считать признание общественной значимости биологических ресурсов и осознание необходимости выработки действенных экономических мер, препятствующих их уничтожению. Биологическое разнообразие природных объектов стало рассматриваться в качестве одного из факторов устойчивого развития и экономического роста общества в целом.

         Экономическая оценка природных ресурсов, может стать важнейшим инструментом улучшения охраны окружающей среды и регулирования рационального природопользования. В настоящее время стоимостная оценка природных ресурсов занижена, что приводит к негативным эколого-экономическим последствиям. Подобное положение вещей недопустимо, как всей страны, так и для Байкальского региона, как мирового и национального достояния.

         В противоположность точки зрения о невозможности оценки стоимости благ, связанных с экологическими, эстетическими и научными функциями, считаем, что на биологические объекты должны быть распространены основные теоретические принципы и практические приёмы экономической теории оценки недвижимости, широко используемых в прикладных расчётах стоимости земельных участков, зданий, сооружений и коммерческих проектов. В противном случае, постоянный недоучёт экономической ценности природных благ приводит к "неконкурентоспособности" сохранения биоразнообразия и, как следствие, становится причиной деградации и безвозвратной утраты ценных биологических ресурсов и компонентов окружающей природной среды.

         Более подробно рассмотрим механизм стоимостной оценки природных ресурсов (на примере рекреационных и лесных ресурсов) на модельной территории бассейна рек Тугнуй-Сухара.

         В таблице представлены различные методы, используемые для оценки рекреационных территорий, ориентированные на решение различных прикладных задач, при принятии тех или иных управленческих решений.

         Методической основой определения экономической ценность рекреационных функций леса мы приняли стоимость неиспользования. Стоимость неиспользования предлагается учитывать через стоимость существования, при этом стоимость существования определить с использованием метода субъективной оценки стоимости (готовность платить).

         Выбор данного метода обусловлен тем, что он обладает большим потенциалом в получении информации, которую невозможно получить другими методами, а также тем, что лес как объект рекреации, как правило, не может быть оценен с помощью стоимостных показателей, полученных на основе рыночных цен. В настоящее время не существует какого-либо единого рынка оценивающего эстетические аспекты: ценность природы самой по себе, эстетическая ценность природы для человека, долг по сохранению природы перед будущими поколениями и т.д.

         Показатель готовности платить отражает, прежде всего, социальные аспекты значимости природы для общества. Это выгоды индивидуума или общества, получаемые только от знания, что товары или услуги существуют. Стоимость существования может быть важной причиной для охраны природы.

         В основе метода субъективной оценки стоимости, связанного с теорией "готовности платить", лежат социологические опросы населения по определению им экономической оценки уникальных объектов природы, потенциальной готовности населения платить за их существование, т.е. широко применяются методы анкетирования и опросов.

         Нами разработаны анкеты для определения рекреационной ценности лесов, которые базировались на определении рыночных цен путем выяснения у местных жителей их готовности платить за сохранение рекреационных ресурсов.

         Опрос показал довольно высокую степень готовности местного населения участвовать в содержании, обустройстве традиционных мест отдыха. Утвердительно на этот вопрос ответило 73%, отрицательно - 27%. Причем последние объясняют нежелание участвовать в этом процессе отсутствием времени, денег, а также тем, что не отдыхают в данной местности. По способам участия в содержании и обустройстве мест отдыха предпочтения опрошенных разделились следующим образом: осуществлять ежегодные денежные взносы готовы 6%, безвозмездно работать - 45%, совмещать оба способа согласны 49% опрошенных. Ниже представлен анализ полученных результатов по готовности платить в денежной форме и через заменители (затраты труда). Данные показатели достаточно высоки.

         Готовность платить в денежной форме. По данным анализа анкет местное население готово осуществлять ежегодные взносы в размере 62,9 руб. в год с человека. При численности населения Мухоршибирского района 27,1 тыс. человек общая готовность платить в денежной форме составляет приблизительности 379,5 тыс. руб. или 13,0 тыс. долл. США в год.

         Готовность платить через заменители (затраты труда). Результаты анкетирования показали, что готовность безвозмездно работать составляет 2,4 дня в год на человека. Общую готовность платить через заменители определяли путем умножения среднедневной ставки заработной платы (51,6 руб.) на человеко-дни и на численность населения. Она равна 709,5 тыс. руб. или 24,3 т ыс. долл. США в год.

         Суммируя результаты готовности платить в денежной форме и через заменители, получаем общую готовность платить за сохранение объектов рекреации в размере 1089, 0 тыс. руб. или 37,3 тыс. долл. США в год.

Методы оценки рекреационных территорий

Метод
Назначение
Содержание
Компенсационных (замещающих) затрат Оценка социально-экономического эффекта от лесных насаждений, оценка и компенсация ущерба Определяются затраты на замещение выполняемых лесами функций соответствующими мероприятиями, основанными на индустриальных способах получения соответствующих эффектов.
Человеческого капитала Оценка социально-экономического эффекта от лесных насаждений, оценка и компенсация ущерба Экономическая стоимость улучшения состояния здоровья людей определяется посредством оценки воздействия на производительность работника
Нормативной оценки Налогообложение и определение арендной платы Применение повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога в курортных зонах утвержденных в законодательном порядке
На основе таксовой стоимости среднегодового прироста лесных насаждений Определение арендной платы за пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях Применение поправочных коэффициентов к нормативной величине стоимости среднего прироста древесины основной породы (базовых ставок платы за древесину, отпускаемую на корню)
Анкетирования и опросов населения (субъективной оценки стоимости) Определение рекреационной ценности территории На основе анализа анкетных данных устанавливается готовность населения платить за существование объектов рекреации
Затрат на поездку Определение рекреационной ценности, установление уровня входной платы, обоснование выбора вариантов пользования Затраты времени и денег на посещение объекта рассматриваются в качестве заменителей входной платы
Затратный Учет природных территорий Оценка территории определяется суммированием различного рода затрат, связанных с организацией и охраной природных комплексов
Доходный Обоснование выбора варианта природопользования Построен на определении потенциального дохода, который может быть получен при инвестировании в оцениваемый объект рекреационного назначения в сравнении с такими же по объему инвестициями в другие сферы предпринимательской деятельности
Альтернативной стоимости Обоснование выбора варианта природопользования Оценка природного объекта определяется на основе доходов и выгод, теряемых при использовании участка леса в рекреационных целях.

         Столь существенная сумма, возможности получения которой зависят от активности местных органов власти, могла бы стать действенным источником финансирования природоохранных мероприятий, оптимизации функционирования особо охраняемых природных территорий.

         Специфика и порядок применения методов стоимостной оценки как механизма воздействия на природопользователей определяется конкретными условиями, зависящими от поставленных целей, территориального охвата, местных особенностей природопользования и категории природных ресурсов, на сохранение которых они направлены. При этом меры финансового воздействия на природопользователей должны соответствовать существующему законодательству и быть закреплены в правовом отношении. То есть организационно-методическая составляющая экономического механизма должна облекаться в некие нормативно-правовые формы, обеспечивающие их безусловное выполнение на практике.

Назад