ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

М.Р. Цибульникова
Администрации Томской области

        В природопользовании выделяется три взаимосвязанных аспекта: экологический, социальный и экономический. Необходимость учета всех составляющих при принятии управленческих решений исходит из концепции устойчивого развития. Вопрос о справедливости распределения выгод от использования природных ресурсов и определения показателей устойчивости природопользования широко обсуждается учеными.

        В настоящее время в эколого-экономическом анализе территорий затруднен учет социального и экологического факторов. Это связано не только с неразработанностью, но и с несопоставимостью ряда показателей, характеризующих экономические, социальные и экологические эффекты от использования природных ресурсов и реализации природоохранных мероприятий.

         Переход к устойчивому развитию широко обсуждается российскими и зарубежными экономистами. В видении Д. Робертсона [1], он заключается в преобразовании экономической системы с учетом роста значимости "человеческого и экологического" факторов. В основе экономической политики должно лежать стремление создать благоприятные условия для жизни людей и окружающей природной среды. Робертсон считает, что развитию производства, ориентированному на нужды местного потребления, будет способствовать перенесение налогового бремени на рентную стоимость земли и природных ресурсов. В модели устойчивого общества актуальной становится задача создания условий, при которых люди могли бы работать на себя или друг для друга, будучи независимыми от работодателей.

         На социальную природу ренты указывают и другие западные экономисты: Р. Анделсон, Н. Тидеман, Ф. Харрисон, М. Гэффни, Э. Додсон, К. Федер, К. Джапп, Р. Бэнкс, Н. Тидеман, Д. Пикард, Д. Миллер, М. Хадсон. В России в этом направлении можно отметить работы Г. Титовой, Т. Роскошной и других. Проблема правильного распределения рентного дохода лежит в основе решения многих социальных вопросов и экологических проблем. М.Гэффни [2] рекомендует российским властям и ученым подумать, каким образом лучше извлекать доходы из разнообразных источников ренты на общественные нужды или равное распределение. "В каждом случае возникают свои технические проблемы. Однако как только вы решите оценивать ресурсы на свободных мировых рынках, там-то и появятся ценовые показатели, необходимые для определения размера налогооблагаемых излишков. Я не сомневаюсь, что правильная стратегия в сфере государственных финансов даст России возможность покрывать основные расходы общества" (с. 23).

         В то же время С. Ивановский [3] отмечает, что в настоящее время число рентообразующих отраслей уменьшается. Г.И.Титова [4] указывает на то, что наибольшие сложности возникают при исчислении ренты при пользовании ресурсами многоцелевого назначения (земля, леса, водные ресурсы). Делается вывод о необходимости денежной оценки природных ресурсов для исследования движения ренты.

         Особенно сложной управленческой задачей в настоящее время является охрана окружающей среды вблизи населенных пунктов. Соблюдение режима необходимых ограничений влечет за собой отчуждение части населения, оказавшегося в зоне охраны, от привычной природной среды и ухудшение его социального положения. Реакцией населения на эти ограничения, как правило, является еще более интенсивная, нелегальная эксплуатация природных ресурсов. Необходим поиск путей и методов государственного регулирования природопользования, основывающегося на принципиально новых подходах к охране природных территорий, предусматривающих в качестве первоочередных задач решение социальных вопросов, связанных с использованием природных ресурсов. В этом случае важной задачей является комплексный учет социального, экологического и экономического факторов в системе показателей устойчивости природопользования. Возникает необходимость в показателях и индикаторах устойчивости. Результаты адаптации методологических подходов ООН к денежной оценке природных ресурсов с учетом социального и экологического факторов в некоторых регионах России показали, что денежные оценки могут быть использованы в качестве показателей измерения капитала и устойчивости природопользования территорий.

         В Томской области реализован пилотный проект в рамках проекта "Развитие в регионах России точек роста по денежной оценке ресурсов окружающей среды", который осуществлялся Институтом Устойчивых сообществ (США) при поддержке Агентства США по международному развитию. Изучен методологический подход, позволяющий расширить возможности социально-эколого-экономического анализа. Оценен природный капитал территории Обь-Томского междуречья с применением анализа затрат и выгод. Природный капитал территории рассмотрен в качестве актива в экономике. Природные ресурсы оценены с учетом использования их домашними хозяйствами. Для этого применялся метод социологических опросов. Природно-ресурсный потенциал территории создает предпосылки для развития тех или иных отраслей хозяйства. Оценка природного капитала позволяет проследить движение ренты от использования природных ресурсов, выявить причины ее недополучения государством, а также причины несоответствия природно-ресурсного потенциала реально складывающемуся природопользованию на территориях и осуществлять корректировку направлений их развития [5].

         Впервые с целью профилактики конфликтов в сфере природопользования и его законодательного регулирования в Томской области проведена денежная оценка природного капитала, рассмотрено распределение экосистемных услуг от интенсивно используемого городом природного объекта [6, 7].

         В соответствии с классификацией, рекомендованной ООН, применялись 3 основных подхода к денежной оценке природных ресурсов: рыночный, нерыночный и косвенный.

         Методы рыночной прямой оценки природных ресурсов и экосистемных услуг основаны на использовании данных существующих рынков (цены продаж, тарифы, платежи, аукционные цены и т. д.). В общем виде стоимость ресурса оценивается по величине дохода (или ренты) от его эксплуатации (анализ затраты-выгоды). Причем важно учитывать весь объем используемого природного ресурса, в том числе и домашними хозяйствами. При отсутствии официальной информации используются оценки по затратам замещения (косвенные оценки), а также данные опросов населения (прямые нерыночные оценки). Такие оценки находятся в прямой зависимости от предпочтений людей, которые будут определять, получат ли они выгоду от предполагаемого изменения или же оно причинит им вред.

         Особое внимание уделено оценке водных и лесных ресурсов, представляющих основную ценность территории. В процессе исследования обобщена и систематизирована ведомственная статистическая информация, обоснована необходимость ее дополнения данными о доходах и издержках предприятий, использующих природные ресурсы. Была собрана информация о доходах и издержках предприятий жилищно-коммунального хозяйства сельских округов территории Обь-Томского междуречья и МП "Томскводоканал" от подачи воды. Для оценки лесных ресурсов использованы сведения лесхозов о лесных торгах и отпуске древесины на корню. Затраты на заготовку древесины изучались на основе материалов лесозаготовительных предприятий Томского района. Для оценки значимости воды и ресурсов леса в жизнеобеспечении домашних хозяйств по методике Всемирного Банка было опрошено 500 жителей территории Обь-Томского междуречья и 500 жителей г. Томска. Проведены расчеты экономической ценности природных ресурсов Обь-Томского междуречья; обоснована стратегия и план действий по сохранению и развитию территории Обь-Томского междуречья.

         При принятии управленческих решений рыночные методы оценки природных ресурсов, с учетом нерыночных, позволяют выявлять реальные физические и денежные потоки в сфере природопользования, а сами оценки могут являться показателями эффективности использования природных ресурсов и устойчивости природопользования. Реальная оценка природного капитала изменяет подход к рассмотрению проблемы и принятию решений.

         Так, экономическая оценка ресурсов леса Обь-Томского междуречья включала: оценку древесины, недревесных ресурсов, а также охотничьи и рыбные ресурсы. Обычно при рассмотрении вопросов управления лесные ресурсы оцениваются по древесине. Прямая рыночная оценка древесины составила 3,5 млн. руб. (3%) общей ценности леса. С учетом использования леса домашними хозяйствами как источника продуктов питания, его экономическая ценность в 4,5 раза выше, по сравнению с оценкой древесины. Применение нерыночных методов оценки в 30 раз увеличивает экономическую ценность леса.

         Чистая стоимость дикоросов Обь-Томского междуречья определена по данным опросов населения территории Обь-Томского междуречья и жителей г. Томска и составила 81 млн. руб./год. При ставке дисконтирования 3% и сроке эксплуатации запасов недревесных ресурсов в 100 лет стоимость запасов последних составит 2,6 млрд. руб. Для сравнения: сумма разового дохода от полной гипотетической вырубки лесов Обь-Томского междуречья и дохода от повторной вырубки через 100 лет (срок восстановления леса) при той же ставке дисконтирования составит лишь 753 млн. руб.

         При принятии управленческих решений органами государственной власти и местного самоуправления, до проведения работы по оценке природных ресурсов Обь-Томского междуречья, рассматривались вопросы увеличения доходов бюджета от рубки леса. После получения результатов оценки рассматриваются вопросы увеличения доходов от использования природного капитала путем создания условий для заготовки продуктов побочного лесопользования, рыбалки, разведения диких животных для охотничьего туризма.

         В рамках проекта "Развитие системы экологического менеджмента в Томской области", осуществляемого Областным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию и финансируемого правительством Великобритании, на базе этих исследований начата разработка системы эколого-экономического учета Томской области.

         Таким образом, экономическая оценка природных ресурсов с учетом социального и экологического факторов позволяет создавать качественно новую информационную базу для принятия управленческих решений.

         Применение предлагаемых методологических подходов наиболее эффективно в следующих направлениях природопользования и охраны окружающей среды:

  1. формирование системы эколого-экономического учета, когда в экономические показатели движения созданного капитала добавляется капитал природный;
  2. разработка различных компенсационных механизмов для территорий, где либо ограничен доступ к отдельным видам природных ресурсов (особо охраняемые территории), либо происходит их интенсивное использование, ведущее к истощению (разработка месторождений);
  3. формирование тарифной политики (например, за водоснабжение);
  4. разработка различных территориальных планов и программ природопользования и охраны окружающей среды на принципах устойчивого развития;
  5. оценка экономической эффективности природоохранных проектов, повышение их конкурентности и выгоды от их реализации по сравнению с техногенными проектами;
  6. реформирование системы государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и включение в нее стоимостных оценок, в соответствии с методологическими подходами ООН, которые позволяют учитывать социальный и экологический факторы в оценке.

        Литература

  1. Робертсон Д. На пути экономических преобразований. Задачи нового тысячелетия. СПб., 1999. - 108 с.
  2. Проблемы современных земельных отношений в России: Материалы международной конференции. Лондон - СПб., 1996. - 67 с.
  3. Материалы парламентских слушаний "Рентные платежи в природопользовании". Государственная Дума Российской Федерации. М., 2000. 35 с.
  4. Титова Г.Д. Комплексное природопользование в регионе: экономические и правовые проблемы // Инженерная экология. 1996. № 3. С. 6-12.
  5. Адам А.М.,. Цибульникова М.Р. Применение денежных оценок природных ресурсов как показателей и индикаторов устойчивого природопользования // Сб. докл. 7-й Междунар. науч.-практ. конф. "Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири" (Сибресурс-7-2001). Томск, 2001. С. 154-158.
  6. Экономические основы профилактики конфликтов в сфере природопользования на примере Обь-Томского междуречья: Научый доклад № 7/2000. Ярославль, 2000. 107 с.
  7. Tsibulnikova M. R. The usage of natural resources money estimations in control of nature management on Ob-Tom interriver // Environment of Siberia, the Far East, and the Arctic / Selected Papers presented at the international Conference. Tomsk, 2001. P. 422-426.

Назад