Оглавление

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ И РЕНТА

Канов В.И.

Томский государственный университет

        Решение проблемы экономической эффективности и экологической безопасности использования земель зависит от отношений собственности, которые определяют принадлежность и цели потребления благ природы, внося в хозяйственную жизнь общества определенные правила поведения действующих активов рынка.

        В отношения собственности включены индивиды, фирмы, государство, общественные органы. Каждый агент может обладать определенными правами на те или иные действия с природными ресурсами. Совокупность всех прав, возникающих по поводу конкретных земельных площадей, составляют отношения собственности. Иногда говорят, что отношения собственности состоят из набора прав, которые вместе образуют так называемый “пучок прав”.

        Сторонники экономической теории прав собственности считают, что полный набор прав относительно любого ресурса содержит 11 элементов:

  1. право владения, то есть исключительный физический контроль над ресурсом;
  2. право использования;
  3. право управления;
  4. право на доход;
  5. право суверена, то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
  6. право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации и от вреда со стороны внешней среды;
  7. право на передачу благ в наследство;
  8. право на бессрочность обладания ресурсом;
  9. запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;
  10. право на возможность взыскания блага в уплату долга;
  11. право на восстановление нарушенных правомочий [1, с. 71].

        Если права собственности четко зафиксированы, то экономические агенты наиболее полно их учитывают в своих действиях, потому что именно на них возлагаются результаты принимаемых решений.

        Собственность обладает свойствами дробимости и консолидации. Одиннадцать прав могут принадлежать одному собственнику, но чаще некоторые права выделяются из “ пучка” и передаются другим агентам. Каждое право из одиннадцати может быть передано и востребовано, продано и приобретено.

        Мы считаем, что существуют только две формы собственности. Когда права суверена принадлежат центральным органам власти, то такая форма собственности является государственной (публичной), хотя некоторые права передаются другим агентам хозяйственной деятельности. В том случае, если суверен - частное лицо, то кому бы ни принадлежали остальные элементы набора прав, объект природы будет находиться в частной собственности.

        Подход к собственности как к сложному отношению, элементы которого комбинируются и рекомбинируются, открывает возможность для понимания реальных процессов обобществления производства, проявляющегося в распределении прав собственности на один и тот же объект между субъектами, которые каждый на своем уровне и в соответствии со своей компетенцией принимают наиболее эффективные решения. Фактически не остается ни одного субъекта, все права на действия с которым были бы закреплены за одним субъектом. Это касается и государственной собственности, и частной.

        В некоторых странах с наиболее развитой рыночной экономикой частная собственность на землю в определенной мере контролируется и “направляется” государством. В том числе право суверена подконтрольно государственным органам. Не любому желающему могут быть проданы, например, земли сельскохозяйственного назначения, а только лицам с соответствующей подготовкой и квалификацией. Эти земли запрещено передавать в другую категорию пользования и ухудшать их бонитет. С участием государства реализуются другие права частной собственности: запрет на нанесенение вреда окружающей среде, защита от вреда со стороны внешней среды, восстановление нарушенных правомочий [2, с. 32, 34, 36].

        В России частная собственность на землю возникает с большими трудностями и очень медленно. Но она появляется как подконтрольная государству, ограниченная частная собственность. Так, государственные органы власти определяют пределы мобилизации в частной собственности сельхозземель, в Томской области, например, размерами в 130 га. Эти земли могут быть использованы только по целевому назначению. Можно с уверенностью полагать, что если будет создан рынок земли, то возникнут соответствующие правила по купле-продаже, как это имеет место в развитых странах.

        В результате комбинирования прав по различным вариантам и субъектам хозяйствования происходит модификация форм собственности и создаются определенные виды собственности. Так, государственная собственность может выступать в виде федеральной или субъекта Федерации. Условно к виду государственной собственности иногда относят муниципальную собственность.

        Частная собственность имеет такие конкретные виды, как индивидуальная частная, коллективно-долевая и коллективно-совместная собственность. Все зависит от того, как распределены права между субъектами-суверенами.

        Дробимость отношений собственности позволяет решить проблему присвоения земельной ренты за участки, находящиеся в частной собственности. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, частный собственник должен быть заинтересован и ответственен за результаты эксплуатации земли. И все плоды хозяйствования на ней должны ему принадлежать. Земельная рента есть экономическая форма реализации его земельной собственности. Если владелец земли не будет присваивать ренту, то институт частной земельной собственности окажется чисто формальным явлением. Смажутся частные стимулы сохранения и улучшения угодий.

        С другой стороны, земля не создана за счет каких-нибудь частных ресурсов и является общим достоянием народа и в настоящем, и в будущем. На этом основании общество вправе требовать присвоения ренты. Этот аргумент следует усилить указанием на зависимость производительности земли от положительных, внешних для собственников земли, эффектов, таких как рост численности населения в регионе, научно-технический прогресс и повышение уровня экономического развития страны.

        В целях решения указанной проблемы нами предложено теоретическое и практическое разделение земельной ренты на две части: дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II. Первая связана с использованием почв в их исходном природном состоянии. Величина дифференциальной ренты I (DP I) будет определяться бонитетом физико-химических свойств почвы и климатом местности.

        Дифференциальная рента II (DP II) возникает при дополнительных вложениях ресурсов в улучшение земель и агротехники, то есть при интенсивном развитии сельского хозяйства.

        Рассмотрим на условном примере, как образуется DP I и DP II (см. таблицу).

Образование ренты при экстенсивном и интенсивном земледелии

Экономические издержки на 1 га без учета ренты (руб.)

Рента

(руб.)

Выручка

(руб.)

Урожайность

(ц/га)

Цена

(р/ц)

1000

50

1050

15

70

2000

100

2100

30

70

        Земельная рента - это цена услуг земли. Поскольку предложение пригодной земли в данной местности фиксировано, рента целиком зависит от спроса на землю в этом месте, а спрос, в свою очередь, - от предельного продукта земли.

        Предположим, спрос на землю предъявляет фермер, ведущий экстенсивное хозяйство и использующий почвы в их исходном состоянии. Урожайность у него составит 15 ц/га, скажем, ячменя. Выручка в 1050 руб. позволит фермеру возместить все экономические издержки, в том числе цену предельного продукта земли, за вычетом которых у фермера останется 50 руб. Эти 50 руб. и будут составлять DP I.

        Если кто-то готов вложить в два раза больше ресурсов в 1 га и получить в два раза больше выручки, то он сможет платить ренту уже не 50, а 100 руб. Собственник земли отдаст землю в аренду именно ему, а не прежнему фермеру.

        Надо сказать, что разница ренты в 50 руб. не является продуктом действия капитала или труда. Эти 50 руб., так же, как 50 руб. в исходном состоянии, оплачивают цену услуг земли. Это тоже рента, но рента, которую называют DP II.

        Действительно, что значат улучшения почв, проводимых за счет дополнительных вложений средств в каждый гектар земли? Они, конечно, не создают искусственного плодородия. Добавочные вложения всего лишь вводят в хозяйственный оборот естественное плодородие почв, которое существовало изначально.

        Если бы не было в наличии потенциального плодородия, то и дополнительные вложения труда и капитала были бы бессмысленны. Причем потенциальное плодородие, как и действительное, фиксировано и делится по классам: лучшее, среднее и худшее. Добавочные вложения преимущественно осуществляются на участках с потенциально лучшим и средним плодородием. Следовательно, спрос на эти участки будет выше и арендаторы будут способны платить большую ренту. Когда хозяйство ведется на своей земле, то фермеры как бы оплачивают ренту сами себе.

        Таким образом, по источнику и механизму образования DP I и DP II не отличаются друг от друга. Различие между ними вытекает из экономического и агротехнического уровня хозяйствования. Рента, возникающая в хозяйствах, где плодородие не улучшается и не ухудшается относительно какого-то исходного состояния, является DP I.

        В хозяйствах, в которых плодородие почв возросло или возрастает по отношению к определенному фиксированному уровню, создается DP II.

        Чтобы частный земельный собственник был заинтересован в сохранении и улучшении своих земель, необходимо DP II оставить ему. В свою очередь, общество реализует свое неотъемлемое право на землю путем присвоения DP I. Земля в исходном состоянии принадлежит народу. А все улучшения на земле принадлежат частным собственникам.

        Правительство может изымать DP I установлением платы за землю, поступающей в бюджеты различных уровней. Как ее можно определить ?

        Плата за землю формируется на базе дифференциального дохода, возникающего в связи с разнокачественностью угодий и может быть рассчитана по прилагаемой нами формуле:

Пз = Зхн х К1,2,3,4 - Бо) х Цб;

где Пз - плата за землю; Зх - площадь угодья того или иного вида ( в га);

Бн - бонитет угодья, определяемый по шкале баллов бонитетов физико-химических свойств почвы;

К1,2,3,4 - коэффициенты поправок на контурность угодий, рельеф местности, отдаленность и загрязненность окружающей среды;

Бо - бонитет угодья, являющегося худшим из используемых земель и в то же время регулирующего рыночные цены основных продовольственных и фуражных культур. (Рыночные цены сельхозпродукции тяготеют к издержкам на худших из используемых земель). С этих угодий плата за землю не взымается;

Цб - цена балла, рассчитываемая как частное от деления чистого дохода с единицы площади (выручка минус бухгалтерские издержки), полученного на худших землях, на балльную оценку этих земель.

        Например, нужно определить плату за 1 га пашни, зональный бонитет которой составляет 64 балла. Пусть бонитет худшей из используемой в Томской области пашни составляет 45 баллов, а цена балла равна 5 руб. Тогда без использования поправочных коэффициентов получим: Пз = 1(64 - 45)х5 = 95 руб. Эта величина и будет составлять DP I. Если фермер, и он же собственник земли, проведет мелиоративные работы, то получит, скажем, 150 руб. ренты на 1 га пахотной земли, из которой 95 руб. будет уплачено в качестве земельного налога, то есть плата за землю, а 55 руб. составят DP II и поступят в доход фермера.

        Коль скоро 95 руб. - это регулярный земельный платеж государству, кому бы земля ни принадлежала, то эта величина никогда не будет браться в расчет как доход собственнУ ика земли и не будет, следовательно, влиять на цену земли при ее купле-продаже. Учтена будет только DP II, то есть 55 руб. в нашем примере.

        Плата за землю должна пересматриваться один раз в пять лет вместе с переоценкой сельхозземель для отражения изменений в агротехническом уровне и структуре земледелия или чаще, в связи с изменением общего уровня цен в стране.

Литература

  1. Курс экономической теории / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров, 1995.
  2. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. - С.-Пб.: Эконом. школа, 1995.

Оглавление