Оглавление

ПРЕИМУЩЕСТВА ФИНАНСИРОВАНИЯ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
ПУТЕМ СБОРА ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ

Тидеман Н.

Виргинский государственный университет (США)

        Российские граждане ценят политические свободы, которые буквально разметали их нацию, но, в терминах экономики, народ России не получил преимуществ от либерализации. Объем производства упал и остается на низком уровне. Безработица выросла и остается высокой. Сфера услуг была сомнительного качества ранее, таковой и осталась. Почему российская экономика настолько инертна?

        Основной проблемой российской экономики является то, что потенциальные инвесторы не уверены, что им будет позволено получить прибыль от их инвестиций в России. Существует значительный риск, что инвестиции будут потеряны. Такое отсутствие уверенности не может быть преодолено, пока существует дефицит бюджета. Потенциальные инвесторы боятся, что как только они свяжут себя инвестициями, российское правительство, нуждаясь в средствах, поднимет налоги на предприятия до уровней, которые сведут на нет всю прибыль. Поэтому они воздерживаются от инвестиций.

        Чтобы дать уверенность инвесторам, Россия должна иметь адекватный источник государственного дохода, который не угрожает прибылям инвесторов. Источником дохода, удовлетворяющим этому требованию, является земля. Если бы российское правительство решило собирать для финансирования бюджета всю земельную ренту, это могло бы стать достаточным основанием для того, чтобы освободить от всех налогов капитал. Инвесторы повалили бы один за другим со своими инвестициями в российскую экономику.

        Государственный сбор земельной ренты настолько отличается от налогов, которые обычно налагаются правительствами, что он не должен даже называться налогом. Налог - это то, что правительство забирает для себя и что принадлежало бы индивидуумам, если бы не неотложные нужды государства. Государственный сбор ренты, напротив, есть не более чем сбор обществом платы с отдельных индивидуумов за право использования ими общего земельного наследия.

        Понятие земельной ренты включает в себя не только фермы и городские участки, но и доход от минералов, нефти, леса, рыбы, водоемов, прав на теле- и радиочастоты. Земельная рента в России является общим наследием всех поколений россиян. Финансирование государства путем сбора земельной ренты справедливо, так как рента является доходом, по праву принадлежащим каждому.

        Государственный сбор земельной ренты также является экономически эффективным, так как, при надлежащем применении, не подавляет производительную экономическую активность. Есть три условия, которым должен удовлетворять государственный сбор ренты, чтобы не подавлять экономическую активность. Первое условие применимо там, где не используются истощаемые ресурсы. В этом случае размер земельного налога не должен зависеть от того, как именно используется земля. Второе условие применимо там, где используются истощаемые ресурсы. В этом случае размер ренты должен отражать степень исчерпания ресурса. Третьим условием является то, что потенциальные пользователи земли должны быть уверены, что в будущем всегда будут соблюдаться первое и второе условия и размер земельного налога в будущем никогда не будет превышать рентную стоимость земли.

        Государственный сбор ренты не только не подавляет экономическую производительность, он на самом деле может стимулировать ее, по крайней мере, тремя различными способами. Первый - государственный сбор ренты делает возможным снять налоги с производства, таким образом, стимулируя экономическую активность. В случае почти всех иных источников государственного дохода - налогов на доход, на заработок, на добавочную стоимость, акцизов, и т.д., - обложение налогом отбивает у людей охоту быть настолько производительными, насколько они способны быть без налога. Причина тому, что налоги отбивают у людей охоту к производительности, кроется в том, что при обложении налогом человек способен снизить размер этого налога путем уменьшения производительности. При надлежащем применении государственного сбора ренты, размер ренты, который должен быть уплачен, не зависит от того, насколько продуктивно человек использует свою землю, и, таким образом, не влияет отрицательно на производительность.

        Второй способ - государственный сбор земельной ренты препятствует земельной спекуляции. Спекуляция землей существует, потому что люди имеют различные представления о том, какой ценностью земля будет обладать в будущем. Спекулянт землей делает деньги, потому что он является лицом, имеющим право получать земельную ренту, когда люди осознают, что рента в будущем будет выше, чем они думали. Государственный сбор земельной ренты устранит выгоду из земельной спекуляции, и, таким образом, права на землю захотят приобретать только те люди, которые желают ее использовать на самом деле.

        Третий способ - государственный сбор земельной ренты поможет сделать землю доступной для людей, не имеющих много денег. Если земельная рента собирается частным образом, земля будет иметь продажную цену, и тот, кто пожелает владеть этой землей, должен найти деньги для ее покупки. Но если земельная рента полностью собирается государством, тогда земля не будет иметь продажной цены, и те, кто захотят использовать землю, смогут приобрести права на нее за номинальную сумму денег, платя за землю по мере того, как они ее используют (аренда), а не полностью заранее (покупка).

        Существуют два других источника государственного дохода, которые, подобно земельной ренте, обладают свойством стимулирования производительности. Первым являются налоги на вредные последствия действий людей и фирм, такие как загрязнение воздуха и воды, перегруженные дороги. Если налоги только компенсируют нанесенный вред, то любое снижение экономической активности в результате налога в действительности будет увеличивать экономический продукт нации, так как польза от прекращения вреда будет превышать убытки от снижения производства. Другим продуктивным источником государственного дохода являются сборы с частных лиц и фирм за общественные услуги (транспорт, электричество, горячая вода и др.), если цена на эти услуги является ниже их "маргинальной стоимости" (стоимости производства дополнительной единицы услуги). Установление цены на общественные услуги на уровне их маргинальной стоимости даст уверенность, что люди будут иметь стимул воздерживаться от траты услуг на цели, выгода от которых меньше, чем стоимость услуги.

Оглавление