Оглавление

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕЯ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ХАОСА В ОБЩЕСТВЕ
Земцова Л. В.
Томский политехнический университет

        Попытка резкого перехода от командной экономики с присущей ей тоталитарной идеологией к рыночной экономике с помощью методов "шоковой терапии" привели российское общество в состояние хаоса, т.е. неустройства и беспорядка. Данное состояние характеризуется анемией (буквально "разрегулированность"), когда, по словам французского социолога Э.Дюркгейма, "нарушается коллективный порядок", разрушаются социальные нормы и люди теряют ориентацию. Социальная дезорганизация - результат отсутствия или ослабевания влияния на общественную жизнь культурных ценностей, норм и традиций.
         Одной из причин подобного состояния в обществе является, по нашему мнению то, что за основу реформирования российской экономики была взята неадекватная социально-экономическая идея: одна из популярных неоклассических теорий - монетаризм, родиной которого является город Чикаго. Монетаристы исходят из того, что экономика функционирует независимо от политических, социальных и культурных особенностей страны. Целью реформирования, по их мнению, являются экономические преобразования без учета внеэкономических факторов.
         В основе идей и моделей неоклассических теорий (в том числе и монетаризма) лежит схема конкурентного равновесия, саморегуляции рыночной системы при кризисных явлениях. Роль государства они сводят к регулированию денежной массы в обращении.
         Становится все более очевидным, что монетарные идеи в России вступили в противоречие с национальной традицией и культурной средой: в России нет соответствующих институтов и традиций, присущих западному типу рыночной экономики. Как показывает практика, модель социально-экономического развития, взятая извне, нежизнеспособна, она должна разрабатываться исходя из условий данной страны. В этой связи актуальной задачей становится поиск новой социально-экономической идеи, которая бы стала основой для прогресса общества, существенным фактором экономического роста.
         Как нам представляется, ответы на российские вопросы можно найти в институционально - эволюционной теории, которая базируется на принципиально иных методологических подходах к экономике по сравнению с монетаризмом. Институциональному направлению присущ более реалистичный подход к анализу экономической действительности. В частности, это направление берет в расчет социокультурные и религиозные особенности страны, ее традиции. Институционализм исходит из того. что регулирующие общественную жизнь социальные институты (обычаи, традиции, правовые нормы, учреждения и т д.) складываются в ходе длительной эволюции, а не посредством "шоковых" преобразований.
         Выдающийся австрийский экономист Й.Шумпетер еще в первой половине XX в. высказал интересные мысли, касающиеся хаоса и порядка в социально-экономических системах. Он ввел понятие "конструктивное разрушение", под которым подразумевается механизм разрушения старого в процессе эволюции и освобождении места для создания и развития нового. При этом Й.Шумпетер утверждал, что слишком быстрое, обвальное разрушение нежелательно, т.к. оно будет преобладать и препятствовать созданию нового. Отсутствие же разрушающего механизма, по мысли Й.Шумпетера, также плохо, т.к. при этом старое закрывает дорогу новому. Сбалансированный путь вырабатывается в результате эволюции, а не революции в обществе.
         В связи с рассматриваемой проблемой интересно обратиться к опыту Японии, достигшей за последние десятилетия больших успехов как в экономике, так и в социальной сфере. Как отмечают специалисты, главная причина "японского чуда" - гармоничное соединение национально-культурных традиций, основой которых является конфуцианство, и опыта Запада. По этому же сценарию реформирования без радикальной "вестернизации" пошли и другие страны Восточной Азии. Нередко систему рыночных отношений в этом регионе называют конфуцинским капитализмом. Пропагандируемые конфуцианством такие ценности как семья, коллективизм, образование, нравственное самоусовершенствование человека, родина, естественным путем обеспечивали повышение производительности труда.
         Одной из характерных черт российского менталитета является стремление к соборности и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью. Хозяйственные российские традиции на протяжении веков складывались вокруг двух линий - традиции государственного регулирования и традиции общинности. Эти российские особенности необходимо принять во внимание при выработке новой социально-экономической стратегии с целью вывода общества из состояния хаоса. Однако, при этом следует добавить, что государственное регулирование может быть успешным только в одном случае - если правительством руководят люди, которые "умственно верно ориентированы" (по словам Дж.Кейнса) и высокоморальны. Кроме того, государственное регулирование должно опираться преимущественно на внутренние ресурсы страны, как природные, так и человеческие.

Оглавление