Оглавление

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАОС СЕГОДНЯ И ВЧЕРА
Нургалеева Л. В.
Томский государственный университет

        Отношения "хаос-порядка" относятся к разряду чисто мыслительных позиций. Трудно спорить с тем, что они продиктованы информационными процессами, которые человек квалифицирует как различные состояния. Никому не приходит в голову, объясняя те или иные явления, ссылать на работу одного, а затем другого полушария мозга. Но в практике логического анализа такой прием принят на вооружение и принцип дихотомического членения фактов, событий, качеств, понятий становится методологией мышления.
         Эта рабочая позиция порождает хаос (иллюзию хаоса) и порядок (иллюзию порядка). В сложившейся традиции мы привычно вычленяем свет и тень, черное и белое, но редко задумываемся над тем, что без усилий белому можно противопоставить зелёный, красный, синий... Традиция восприятия при этом испытывает напряжение, но общее состояние вселенских событий останется в равновесии.
         Мы имеем хаос-порядковые отношения в своём сознании. При этом сама природа обсуждаемой проблемы относится к разряду эмоциональной экзистенции, где изначальным противополаганием является категория "жизнь-смерть", которые можно использовать как отдельную плоскость координат в человеческом становлении.
         "Ничто не нарушало наш покой, от хаоса и смятения нас защищали прочные устои цивилизации" (1). Наше внутреннее состояние выступает защитой от хаоса, если оно разрешает свои противоречия через внешние условия. Стоит только утратить естественный внутренний центр и погрузиться в сомнение, приходит хаос накопления энергии и ее противоречивой реализации. Зарождаясь в недрах отдельной личности, силой явленного внутреннего потенциала она организует хаос во внешнюю среду.
         Социальные траектории при всей их внешней независимости подвержены энергетическим колебаниям в интеллектуальной, духовной, производительной. эмоциональной, волевой средах. Хаос рождается из согласования информационных потоков, создающих активный резонанс и потенциал для разрешения или предрешения накопленных энергетических проблем.
         "Знаки, используемые при общении, световые и звуковые образы окружающего мира, соответствующие нашему жизненному опыту, представляют собой лишь малую часть всей фантасмагории образов, которые могут быть построены из того же материала, из тех же составных частей. Мы на опыте постигаем эти формы по мере их появления и находим в них определенный порядок, правила и закономерности. Так реальность вырисовывается из хаоса" (2). Проблема хаоса выступает как проблема информационного становления.
         "Информация - содержание мышления должна воспроизводится в какой-либо формах -молекулярной, клеточной, органной, биологической, социальной практике." Избыток запечатленных в краткий момент времени информационных впечатлений рождает резонанс дезорганизации, который может быть осознан как, например, научная проблема и вылиться в новую гипотезу и последующую за ней серию - хаос экспериментальных проверок. Мощный раскат информационной энергии обеспечен. Цепная реакция отношений неуправляема, а результатом явится аналитический этап порядкового разрешения, когда сложится устойчивая теория и обнаружится весь ряд подчиненных ей проблем. Информационное пространство подчиняет принципиальным искажениям, которые человек не может предусмотреть и просчитать наперёд. Прогнозирование является частью научного и социального исследования, но и внутри этой системы образуется активная зона хаоса мнений, категорий, определений. "Процесс умозаключения неизбежно сопряжен с ошибками, но это единственный путь увеличения знаний" (2). Любой узаконенный постулат поддержан целой серией положительных и отрицательных потенциалов, стремящихся к упорядочению опыта.
         Поведем первые итоги. Человек является инициирующей составляющей в системе хаосов-порядков. Разрешение энергетических конфликтов внутри человеческой личности порождает информационную среду, которая вынуждает сознание включаться в реактивные цепи и работать на обеспечение "чужой" или "собственной" проблемы-хаоса. С этой точки зрения нет реального деления в информационном потоке на "свое" и "чужое". Самая отдаленная и условно чужеродная сфера приложения мыследействия работает на приоритетную идею, обрабатываемую всей планетой. Речь идет не только о сознании, но и о внесознательных энергиях.
         Поиск меры упорядочения в социуме всякий раз приводит к увеличению информационной энтропии или к выраженному коллапсу, который может разразиться войной, бунтом или болезнями. Но в эволюционном потоке энергий человечество не имеет глобальных принципов для органичного упорядочения всей массы опытов Такими попытками были заявленное нравственное кредо, правосистемы, духовные учения, науки и т.д. Поиск всегда сопровождался иллюзией хаоса, которая реально овладевала человеческими умами, страстями, действиями. И оптимизм выживания, как правило. выстраивался в ориентации на мыслимый проектируемый порядок в рамках эволюционирующего знания и внедрения его продуктов в обыденность.
         Хаос рождается и из самого приёма, делящего людей по "тематическому" принципу на ориентированных профессионалов, по религиозному - на формальных веропоклонников, но степени развитости семейных отношений и т.д. Информационной сети само по себе это безразлично, но внутри каждой найденной категории открывается энергетический потенциал нового открытия. Ей "интересен" материал, имеющийся в наличии энергетической массы.
         Видимо, с развитием информационных средств связи люди выявят принцип их иррационально согласованного содействия и обнаружат порядок в хаотичной информационной среде, получающей выражение в судьбах людей, культур, наций. Сущности перестанет интересовать призрачное лидерство, потому что человеческое самолюбие "эгоединицы" в общей системе миропорядка не более, чем суетность и порождение социального хаоса, который прямо влияет на энергетическое состояние планеты.
         Вывод: движение "хаос-порядков" управляемо человеческим сознанием, которое вычленило эту проблему как проблему столкновения реализованной воли. Научная среда является демонстрационным полем такой битвы. Предполагается, что информационные циклы в развитом научном сознании могли существовать лишь по той причине, что реально на любую идею работает весь человеческий потенциал планеты. Информационный хаос есть не что иное. как конкурентная борьба энергильной массы восприятии, реакций, мнений внутри идеи, которая и претендует на то, чтобы стать на время призрачным порядком в общей системе хаос-отношений.
         Человек значительно активнее работает с категорией продуцирующего хаоса, чем с категорией установленного миропорядка. Эволюция именно этот момент подчеркивает своим протяженным опытом. Вдохновенный поиск синей птицы под названием Истина явился таким источником информационного хаоса, что очевидная религиозность символа даже не повредила развитию самолюбивого сознания. Между тем, остается совершенно очевидным, что в информационных средах категории такого ранга не формализуемы ни одной из принятых форм символических коммуникаций. Есть невыраженное, но присутствующее поле "космического жизнеобеспечения", которое несет нагрузку порядка. Человечество же, порабощенное словом от сознания, представляет в нынешнем своем варианте систему порождения хаоса. Слово - лишь реализованная форма планетарного сознания, но способно ли оно выразить истинное своё содержание? "Но как вернуть смысл моему языку в час всеобщего хаоса?" (1). И все же информационная емкость символьного звучания заставила мир пройти через лабиринт экспериментов над собой.
         Любая форма прогресса стоит на сочетании информационного энергообмена и роста индивидуальных потенциалов в социосфере. Общество стремилось реализовать внутренние потенции воли и действия в обмене опытом и энергией. Этот эксперимент стал экспериментом преобразования энергии звуковой сферы пространства, мысли, сознания слова. Информационный обмен и хаотическое состояние внутри этого процесса было связано с уходом от идеи Вавилонской башни, идеи устремлённого единства воли многих людей, к развитию субкультур, которые выстраивали уникальные традиции на активном обозначении идентификационных качеств и индивидуальных начал рода.
         "Тот факт, что человек обладает разумом и воображением, приводит его к необходимости не только иметь чувство собственной идентичности, но и интеллектуально ориентироваться в мире. Обладая разумом должен находить их смысл, включать их в определенный контекст, который он может понять и который дает ему возможность мысленно оперировать ими" (3). Эта продуктивная ориентация имела в своей основе идею упорядочения, но время превращает интеллектуальный процесс в динамичную составляющую эволюционного прогресса. Казалось, что интеллектуальные усилия выступят порядком порядков. Хаос же при этом изменил форму представления, но не отступил Информационная энтропия нашла свое выражение в переорганизации социума и эволюционных основ бытия.
         Символ помог ограничить ёмкость пространства и времени, решиться на информационный переворот социального сознания. Ограниченность физиологических возможностей "символиста" - создателя и потребность в реализации внутренней энергии породили систему знаковых порядков, которая переживала эволюцию формы, но незыблемой оставалась проблема реализации внутреннего содержания. Особенно очевидно это явление выразилось в кризисе философских систем, которые являли собой образец утонченной символической формы.
         Информационный кризис не однажды обрушивался на планету.
         Появление знаковых систем, книги как носителя информации, появление печатного станка, возникновение баз знаний, электронных коммуникационных сетей - это порядковые выражения информационного хаоса, который преодолевался лишь для того. чтобы открыть горизонты следующих задач, но при этом отвлечь от глубинного кризиса нереализованной личности.
         Духовные энергии требовали закрепления в лоне пространственных сфер и проявилась новая форма информационного роста - духовная книга, которая о4)0рмляла поток сознания нации в единое целое и управляла поиском национального уникального лица на планете. Хаос мысли, казалось, мог быть преодолен через материальный источник, выступивший посредником и распространителем продуктов сознания. Очевидно, что такой путь был поддержан позицией личностной неординарности. Здесь заявлял о себе признак порядка гениальности.
         Существует ли устойчивая позиция в творческом обороте идей и событий? Гений -точка порядка в социуме Хаос информационных представлений мира является той средой. которая мыслит, экспериментирует на уровне биофизической массы для того, чтобы выделить точку порядка. "Гений сам создает себе среду" (1).
         Но развивающееся сознание вступило в эпоху самоутверждения через технический прогресс и подготовило ситуацию информационного хаоса, абсолютно неочевидную в момент появления печатных станков. Вся продуктивно мыслящая часть человечества оказалась вовлеченной в стихийный процесс интеллектуализации общества и пришла к научному информационному буму. который и явился новым витком хаотичного периода. Появилась специальные социальные структуры, которые стремились смягчить наступательное действие информационного энергообмена. Одним из таких средств преодоления хаоса явилась формула библиотечного хранилища с услугами книгообмена. Библиотека как информационный орган осознает себя значительно позже, а сначала она будет простым хранилищем материального продукта с закреплённым на нем духовным наставлением .
         Овладев навыками научного мышления и организации труда, человечество поставило перед собой и задачу всеобщего образования и , решив ее, пришло к смещению культурного пласта генетически сформированной интеллигенции к новой окультуренной части социума, которая имела потенциал развития интеллекта, но не социальной культуры.
         Интеллектуальные процессы в обществе теперь изменили свой характер, и параллельно потребовалось приспособление к новым формам информационного взаимодействия, которые явили собой радио и телевидение.
         Какова внутренняя мотивация такого хода развития техники? Глубинная потребность в коммуникационном обмене? Вряд ли.
         Если считать это явление чисто техническим фактом общественного прогресса, то получится достаточно искаженная картина социального развития. Сегодня кинематографисты изумляются тому, сколь канонически построены произведения Пушкина для составления любого сценарного проекта. Творческий потенциал Пушкина реализовался прежде всего через каналы сферы воображения. Кино возникало лишь как техническая реализация творческого проекта, напрямую связанного с психофизиологической природой человека.
         Появление класса литераторов-романистов, стремящихся визуализовать жизнь во всех ее проявлениях, построить покадровый анализ бытийных пространств является принципиальной работой над будущим кинематографическим способом информационного взаимодействия внутри общества, принципом дальнейшего осмысления экзистенциональных начал личности. Не секрет, что многие технические идеи считались утопическими и бесплодными в одну эпоху, но оказывались чрезвычайно плодотворными на следующем этапе развития.
         Сегодня мир истощен количеством кинопродукции и произволом реализовавшей себя идеи. Само изобретение кино началось с экспериментов, имеющих довольно смутное значение и цели. Какое-то время камера оставалась скорее копилкой для любопытствующих зрителей, но хаотично развивающийся процесс выродился в тенденцию. Кинематографическая идея, сформулированная посредством вербализованного сознания, и поиск ее художественного воплощения литераторами стала идеей информационного обмена.
         Сегодня мы вправе говорить о новом этапе в коммуникативном состоянии планеты. Возможности сетей Интернета и их возрастающая роль в планетарных процессах вносят ощущение преодоления хаотичного состояния в информационном многоголосии. Но супермагистраль сама являет собой хаос. Реализовавшаяся потребность людей использовать информацию обо всём. что создано человечеством на данном этапе развития, в скором будущем может быть полностью удовлетворена. Эта идея прозвучала задолго до появления информационных служб и электронных посредников. Но нужно ли человеку это реальное "всё"? Порядком в хаосе, по всей видимости, может выступить идея состоявшейся личности, которой удалось сохранить себя в пестром хаосе информационных воздействий, которые помогают забывать, а не помнить. Определяющим является в этом процессе "стремление превзойти свое положение пассивного создания" (3) через создание внешнего, но не сущностного. Впрочем, философ возразит мудростью: "Ничто не продвигается и не останавливается, все меняется и ничто не разрушается, все возвращается на круги своя".        

Выводы:

  1. Хаос информационной массы имеет структуру и некую заданность, ограниченную временным континуумом. Просматривается иерархичность накопления информации внутри хаоса опытов, теорий, экспериментов, заданная и востребованная всеобщим движением эмоционального, духовного, интеллектуально сознания.

  2. Система вложенных информационных пространств работает в структуре хаос-порядка. При внешней управляемости, заданности, стабильности любого процесса всегда есть ядро энергетического порядка, способное в любой момент провоцировать хаос и открыть дорогу поиска новых решений или задач, сопровождающихся информационным обменом..

  3. Обмен энергопотенциалов планеты лежит в основе хаос-порядковых отношений. фиксируемых сознанием, реализуемых в информационных изменениях согласующихся сред. Он не дает разрешения вечных проблем человека, но помогает активации действия как первичного смысла социального развития.

        Литература

  1. Сснт-Экзюпери А. Военный летчик. - М.,1979.- 336 с.

  2. Черри К Человек и информация. - М..1972- 269 с.

  3. Фромм Э. Человеческая ситуация. - М., 1996.- 159 с.

  4. Соснин Э.А.. Пойзнер Б.Н Лазерная модель творчества (от теории доминанты - к синергетике культуры). - Томск, 1997. - 148 с.

  5. Акимов И.. Клименко В. О мальчике, который умел летать // Студенческий меридиан. 1990. №11. с.21-28.

  6. Сычева С.Т. Онтогносеологическая роль символов во взаимосвязи человека и духа: Автореф. дис.- Томск. 1994. - 14 с.

  7. Ксрлот Х.Э. Словарь символов. - М.,1994. - 608 с.

Оглавление