Оглавление

ВЫСШАЯ ШКОЛА И СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ (К проблеме типологии хаоса-порядка в системе образования)
Яровикова Р. Т.
Новосибирский государственный технический университет

        При стремлении изменить политическую и социальную ситуацию в России особое внимание было обращено на дестабилизацию положения в системе образования именно потому. что обучающаяся молодежь как наиболее в интеллектуальном отношении подготовленная часть общества может- явиться действенной силой возрождения России. И тогда, когда система образования оказалась без прежде всего финансово- экономической поддержки государства, как, впрочем, и огромное множество других государственных структур, то школа предстала перед натиском внедрения управляемого типа хаоса. Но школа быстро сориентировалась в происходящем и предприняла первые шаги к своей защите. Высшая школа, осознав всю сложность происходящего, поняла, что выжить она сможет лишь при развертывании своих потенциальных возможностей как самоорганизующаяся система. Ее возможности в этом плане были ранее " заморожены" Они не актуализировались в прошлом из-за постоянно идущей от государства помощи и его целенаправленного управления по абсолютном} большинству направлений и сфер деятельности высшей школы.
         Поддерживая дестабилизирующую силу отказа финансово-экономической помощи государства высшей школы, заинтересованные в падении страны силы. достаточно последовательно и систематически интенсивно по всей стране активизировали притягательные возможности иных ценностей взамен тех ценностей, которые традиционно воспитывали советское общество и его подрастающее поколение. Для людей, оказавшихся без работы, без зарплаты, без перспектив на будущее, внедрение этих так называемых новых ценностей оказалось делом достаточно легким. К тому же за плечами были воспоминания о многих негативных явлениях советского периода жизни, например: "об уравниловке", постоянном " урезывании" стремлений к повышению производительности труда и пересмотре планов в связи с этим и т.д. И поскольку, действительно, трудности, испытываемые простым народом России, были, как можно заметить, не столь объективного, сколь субъективного характера, когда в мгновение ока оказались разоблаченными мифы о загнивающем Западе, то новые, совершенно не традиционные для русского (в широком смысле этого слова) человека ценности стали повсеместно культивироваться, стали везде " приживаться", ими стали управляться в своей жизнедеятельности и общении те, которые в советское время были "элитой" советского общества, так называемые "слуги народа".. То, что же оставалось делать " хозяевам" общества?
         Хаос, охвативший российское общество, непосредственно высшую школу стал упорядочиваться. Но это был новый тип порядка, принципиально отличающийся от прежнего и прежде всего происходящей актуализацией самоорганизации высшей школы. В частности, высшая школа вынужденно отдавала свои площади под коммерческие структуры. тем самым лишая студентов и преподавателей не просто удобства, но качества проводимой учебной, научно-исследовательской и т.д. деятельности. Учитывая же в них атрибутивный характер функций воспитания, можно представить, как высшая школа, сама того не желая, потворствовала внедрению в сознание своих студентов и, естественно, преподавателей, особенно молодых, так называемые " иные ценности".
         Высшая школа в рассматриваемой ситуации объективного содействия внедрению указанных ценностей оказалась в едином " сговоре" с теми средствами информации, которые помогали развенчанию былых ценностей: героев революции, писателей воспитавших не одно поколение советских людей и т.д. Высшая школа, сама того не ведая, объективно участвовала " в расчищении" "площадки" для новых ценностей. Что же касается субъективно развернувшейся деятельности высшей школы в этих новых условиях, то здесь надо отметить разработку целой системы предлагаемых для деятельности студентов и преподавателей, кафедр, факультетов, самих институтов функций, к которым предлагалось обратиться в ситуации всеобщего процесса выживания. Эти функции можно было четко подразделить на группу традиционных и нетрадиционных для деятельности высшей школы. К нетрадиционным прежде всего относились функции коммерческого характера.
         Но и при этих условиях школа продолжала свою основную деятельность. При этом вес направления, формы и методы деятельности высшей школы подвергались детальному анализу и осмыслению с позиций оправданности их использования в современных условиях. Студенты, получившие возможность сопоставить образовательную деятельность с коммерческой, в основной своей части, выдержали жизнью поставленный экзамен. Подтверждением этого стало не только их продолжение учебы, но и качественно иное отношение к этой учебе - отношение как к гражданскому труду. Вузы, продолжающие свое существование в чех же условиях финансово-экономического дискомфорта, стали активно сотрудничать с теми социальными структурами. которые могли бы помочь студентам не только выжить в физическом смысле, но и профессионально. Высшая школа стала уже намного активнее обращаться к использованию в своей деятельности тех форм, которые пропагандировали истинно демократические и гуманистические ценности Высшая школа активизировала, кстати заметить, постоянно проводимую и в самые сложные ситуации конкурсы, олимпиады и т.д., т.е. те формы работы, которые бы помогали студентам совершенствовать свои личностные возможности и профессиональную зрелость.
         Таким образом, можно заметить следующие тенденции в развитии высшей школы в так называемое перестроечное и послеперестроечное время:

  1. Внедрение управляемого хаоса - потеря высшей школы государственной поддержки г. прежнем виде - хаос, охвативший до этого строгий механизм высшей школы- распространение хаоса в сознании и деятельности студентов и определенной части преподавательского состава вузов.

  2. Высшая школа пытается " включиться" в формирующийся механизм высшей школы, обращаясь к вынужденным формам модернизации и необходимым процессам сознательно принятым направлениям, формам и методам совершенствования своей системы учебной, научно-исследовательской деятельности.

  3. Все чуждое для идеалов высшей школы и ее целевой направленности постепенно исключается из ее сферы деятельности. Остается лишь то, что всегда определялось как необходимое для интеллектуализации, информатизации, социализации, гуманитаризации, профессионализации и т.д. студентов высшей школы. Но тем не менее еще сохраняются некоторые тенденции в се деятельности, которые могут обозначиться для деятельности высшей школы как вынужденные меры.

        Итак:

  1. От порядка в советское время высшая школа оказывается в ситуации управляемого хаоса

  2. Ситуация поведения школы в борьбе за выживаемость себя как социальной структуры и студентов, а также преподавателей, "присвоение" себе не свойственных ей функций и стремление оставить из традиционных функций того, что является наиболее ценным в атрибутивном отношении для нее.

  3. Объективно происходящий процесс "очищения" высшей школы от чуждых для нее функций

  4. Управляемый процесс упорядочивания деятельности высшей школы в пока еще, не стабилизированное в соответствии с демократическими идеалами жизнедеятельности общества.

        В заключение можно сделать выводы.

  1. Как порядок, так и хаос выступают управляемыми и неуправляемыми процессами Но конкретизация может быть обеспечена путем выяснения субъектов и объектов происходящих процессов.

  2. Важно также иметь в виду, что установление субъектов и объектов облегчается за счет выяснения потребностей, интересов, мотивов деятельности, целевой направленности и имеющихся результатов как промежуточного, так и завершающего на каком-то этапе характера.

  3. Учитывая иерархически сложную систему прежде всего субъекта деятельности, можно анализируя указанную систему, выяснить, какой субъект на каком уровне находящийся проявляет те или иные интересы, имеет те или иные потребности, мотивы для проведения в жизнь тех или иных тенденций и почему. Эта информация позволит помочь овладеть методологией утверждения или недопущения того, что может привести к хаосу, а через него к чуждому для страны порядку и т.д. И напротив, что необходимо предпринять для утверждения порядка. необходимого для возрождения России.

  4. При этих процессах необходимо особенно тщательно владеть информацией о возможностях вузов, других социальных образований, включая и общество в целом, к овладению методологией целенаправленного их развития как самоорганизующихся систем.

Оглавление