Оглавление

ВЫСШИЕ СИНЕРГИИ
Головко В.В.
Томский государственный университет

"В центре вселенной бьется сердце человека"
В.Н. Лосскии

        Слово "синергия" в переводе с греческого означает "совместное действие". Соответственно - синергетика изучает такие явления, которые возникают от совместного действия нескольких различных факторов, в то время как каждый фактор в отдельности к этому явлению не приводит. В наиболее содержательном случае, в такой круг явлений попадает явление самоорганизации систем, т.е. самопроизвольного усложнения формы, структуры и функции системы - скачком, при медленном и плавном изменении ее параметров. Поэтому проблема взаимоотношения между порядком и хаосом является для нее центральной, поскольку новое есть новое в смысле нового порядка, т.е. структуры, а "расстояние" между двумя порядками заполнено беспорядком, т.е. хаосом. Главный вопрос синергетики: как из хаоса возникает порядок, т.е. нечто устойчивое, целостное и гармоничное? Но этот же вопрос является центральным мировоззренческим вопросом. поскольку есть не что иное, как перефраза вопроса: откуда и почему все есть? И в частности, решая проблему будущности человечества, мы должны это делать во многом в терминах синергетики. Сегодня мы наблюдаем систематическое накопление огромного числа факторов, появившихся только в последнее время, а, по всей логике, из такого накопления должен родиться новый порядок. Какой?
         Согласно А.В.Позднякову (1989) "....целостность какого-либо ранга формируется благодаря существованию целостностей более высокого ранга, вырабатывающих упорядоченные потоки вещества и энергии".
         Однако, надо полагать, что система "более высокого ранга" сама является внутренней для системы еще более высокого ранга и т.д. Следовательно, получается бесконечная последовательность системных вложений по принципу "матрешки". Соответственно имеется бесконечная последовательность воздействий - непосредственных и сквозных. И значит, в пределе: всякая целостная система формируется под воздействием всей внешней вселенной.
         А с внутренней точки зрения, данная целостная система распадается на множество подсистем низшего ранга по принципу "обоймы". И чтобы эти подсистемы сохранялись и были таковыми, какими они должны быть для целей самоорганизации данной системы, ее устойчивого существования, необходимо с ее стороны целеопределенное внутреннее воздействие. Следовательно: всякая целостная система формирует свою внутреннюю вселенную.
         Воздействие упорядоченными потоками вещества и энергии, с точки зрения кибернетики, есть управление. Поэтому описываемые А.В.Поздняковым закономерности можно сформулировать следующим образом: целостность какого-либо ранга формируется под управляющим воздействием целостности более высокого ранга, а в пределе - всей вселенной и управляет своей внутренней вселенной. Иначе: всякая самоорганизующаяся система есть система одновременно организуемая извне. Никакая часть Вселенной не может быть сама по себе самоорганизующейся, если она одновременно не организуется Вселенной.
         Человечество существует в весьма узком коридоре природно-климатических условий Земли. Во всех отношениях это плацентарные, колыбельные условия (К.Э. Циолковский), Эксцессы на Солнце и даже на других планетах определяют развитие жизни на Земле. Но и сама Солнечная система "баюкается" на периферии Млечного пути, эксцессы в котором определяют динамику Солнца и планет. И так далее в бесконечную глубину космоса. Воистину, получается, что вся Вселенная работает на человека. Этот же принцип получается из анализа фундаментальных законов материи, которые есть "проявление наивысшей формы порядка, постоянно действующих правил и "требований'" объективной необходимости их выполнения. Не выполнять их нельзя" (Поздняков, 1995). Ничтожнейшее изменение фундаментальных констант, нормирующих законы природы, - и жизнь на Земле прервется, и не станет человека, и некому будет изучать законы природы.
         Однако в этой, казалось бы, безупречной диалектике имеется "коварный" переход. Пока мы вращаемся в чисто человеческом круге явлений, наш разум не противится наделению организации такими свойствами, как: целесообразность, целенаправленность, разумность и воля. Но стоит нам перейти к неодушевленным объектам: Земля, Солнце, Галактика- Вселенная, как мы сразу же попадаем в положение "буриданова осла" - либо мы должны признать их самих разумными, либо признать существование стороннего Разума, управляющего ими. или считать весь этот Мир делом счастливого случая.
         Столь же "коварный" переход имеется "снизу". Речь идет о возникновении самого человека. как вида. "Трудовая терапия" обезьяны в человека Ф. Энгельса не выдерживает самой простой критики. "Объяснение происхождения человека из обезьяны, которая (не имея сознания') вдруг начала трудиться, годится лишь для умалишенных" (Д.М.Панин). И действительно, чтобы трудиться, надо прежде стать человеком. Дети так и делают - вначале довольно быстро осваивают речь, входят в сознание, т.е. становятся людьми и лишь потом учатся долго-долго делать что-то разумное, Человек не мог возникнуть в результате простого естественного отбора, т.е. биосферно-видовой самоорганизации. У планеты просто нет таких "учебных пособий", посредством которых можно было бы "научить" некоторое существо петь, танцевать, сочинять музыку, писать стихи и романы, а главное, открывать математические теоремы и строить космические корабли. А такие истинно человеческие чувства, как стыд и совесть, вообще, с точки зрения всей остальной живой природы, не являются положительно селективными (избирательными) - с ними выживать, гораздо сложнее, чем без них. "Человек есть существо краснеющее; человека создает кровь, отливающая от низших органов к высшим" (Н. Ф. Федоров). В человеке заложена такая творческая потенция, которая никак не могла возникнуть на, путях одной самоорганизации. Прежде чем возникло существо, способное отображать в себе Вселенную и подвергнуть ее творческому преобразованию. должна была сама Вселенная сосредоточиться в едином порыве в одной своей "точке". А такое сосредоточение могло быть только организованным - сторонне, быть результатом воздействия другого Сверхпорядка, являющегося одновременно и Первопорядком! Естественно поэтому, что "существо, открывшее Бога. стало человеком" (Р Ф.Федоров)
         В самоорганизации, самосозидании, самосохранении проявляется локальная (местная, частная, индивидуальная) воля материи. Назовем эту локальную волю "демонологическим фактором" Вселенной. В создании условий для самоорганизации и определения ее эволюционной направленности, заданности проявляется глобальная (всеобщая, всемирная, универсальная) воля Вселенной. Назовем ее "теологическим фактором" Вселенной Демонологический фактор смысловым образом связан с понятиями беспорядка, хаоса, теологический фактор - с понятиями порядка, симметрии. Чтобы Вселенная могла существовать и развиваться, необходимо соблюдение следующих общих условий.
         А. В "верхнем" пределе порядок должен доминировать над хаосом: порядок должен быть "сильнее" хаоса. Символически: П > X. В противном случае мы будем иметь термодинамически вырожденную Вселенную, т.е. абсолютный беспорядок. Смерть - распад от бессмысленного движения!
         Б. В "нижнем" пределе хаос доминирует над порядком; хаос "сильнее" порядка Символически: П < X. В противном случае мы будем иметь "застывшую" Вселенную, лишенную самодвижения и, соответственно, развития - абсолютная симметрия, абсолютный покой.
         В. Для всякой целостной системы или любого структурного уровня материи в целом выполняется динамическое равновесие между хаосом и порядком, Символически: П == Х
         В терминах волевых факторов эти условия звучат уже так:
         А. 1. В "верхнем" пределе теологический фактор превосходит демонологический: Т > Д:
         Б. 1. В "нижнем" пределе демонологический фактор превосходит теологический: Д > Т;
         В.1. Для всякой целостной системы или структурного уровня материи выполняется соединение (синергия!) волевых факторов: Т = Д.
         Наглядно это можно представить себе так. Вы смотрите вверх на "небо" и мысленно видите, как порядок постоянно "давит" на вас и окружающий мир А посмотрев вниз в "землю", вы мысленно видите, как хаос "пробивается" своими случайными ростками из бездны, не имеющей дна, И там, где хаос наталкивается на абсолютную (но "упругую") непреодолимость порядка - там возникает целостность: элементарные частицы - атомы - твердые тела - планеты - звездные системы - галактики.. Или в отдельном направлении: элементарные частицы - атомы - молекулы -бактерии - скоты и человеки - биоценозы и социальные системы... Из этих последовательностей хорошо видно, что хотя в соотношениях А.1, Б 1, В.1 (соответственно, А.Б.В) между волевыми факторами (соответственно, между хаосом и порядком) выполняется формальное равенство по значимости и симметрия положения, по итогу они не равнозначны Поскольку "верхний" предел покрывает собою все мироздание, то последнее слово в диалектике между хаосом и порядком всегда остается за ним Можно поэтому заключить: порядок реализует себя в материи посредством хаоса.
         Еще хорошо будет представить эту диалектику на языке математики, как отношение бесконечно больших величин:

         где с - конечное число. Оба волевых фактора - "бесконечно большие величины". Но неопределенность между ними раскрывается уже не одним числом, а последовательностью, бесконечным рядом конечных структур, целостных систем:

         А это означает, что бесконечность теологического фактора имеет более высокий ранг, в сравнении с рангом бесконечности демонологического фактора - всякое бесконечное усилие Д-фактора может быть уравновешено бесконечным же усилием Т-фактора. Теологический фактор как бы содержит в себе все ответы (рефлексии) на "вопросы" демонологического фактора. В этом намечается определенная аналогия с кардинальными числами. Можно бы сказать, что кардинальное число Т-фактора больше кардинального числа Д-фактора. В возникающей от взаимодействия двух факторов последовательности имеется особенный, центральный элемент Си - человек! Все предшествующие и все последующие по масштабу члены последовательности возникли и существуют отчасти только для того, чтобы реализовался человек .
         И здесь трудно избавиться от искушения персонизировать теологический фактор в личность Бога, а демонологический фактор - в личность дьявола. Как научно корректно поступить в таком случае? На стадии "творческой кухни" в эвристических целях, чтобы вполне задействовать нашу интуицию и наше духовное чувство, такая персонизация-отождествление допустима, более того, - просто необходима. В самом деле, "нельзя быть богословом и не идти путем соединения с Богом" (В.Н. Лосский). Но на стадии "бумажного изложения" добытого знания такое делать нельзя. Ибо все, на что мы можем претендовать с научной точки зрения, вводя понятия теологического и демонологических факторов, - это на познание некоторой функции Бога и дьявола в мире. Бог и дьявол - понятия иррациональные (невыразимые) и трансцендентные (запредельные). Соответственно, научное богословие дает лишь некоторые рациональные приближения к тому и другому, выраженные конечным набором слов и понятий. Истинная наука никогда не претендует на всю истину, а довольствуется лишь моментом истины.
         В общем можно заключить, что система более высокого ранга теологична по отношению к данной целостной системе, ее же внутренние подсистемы демонологичны по отношению к ней самой. Наиболее крайнее проявление демонологического фактора в многоклеточном организме - раковая опухоль. Государство теологично по отношению к своим подданным (гражданам и их общественным и производственным объединениям), а они в свою очередь демонологичны в отношении государства. Рынок - демонологичен. Государственное регулирование - теологично, поскольку есть "торможение" (смирение) рынка. Мужотец теологичен по отношению к своей семье - жене и детям. А если это не так, то семья распадается - под действием демонологического фактора. Подобное же происходит с государством (например, Россией), если его теологичность недостаточна. Из этих немногих, но характерных примеров видно, что свойства теологичности и демонологичности подчиняются принципу локальной относительности, но в своих бесконечных пределах -принципу предельной несовместимости.
         Таким образом мы приобретаем предельную по общности точку зрения на диалектику "хаос-порядок", в том числе и в социальных системах, поскольку такая диалектика разрешается внутри мировой системной триады "теологический фактор - демонологический фактор - человеческий фактор". Синергии между этими факторами есть высшие синергии.

Литература

  1. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. - М.: Центр "СЭН", 1991.
  2. Панин Д.М. Теория густот: Опыт христианской философии конца XX века. - М.: Мысль, 1993.
  3. Поздняков А.В. Взаимопереходы порядка и хаоса, циклы и история развития целостных систем // Проблемы самоорганизации. Вып. первый. - Томск: КТИ "Оптика" СО РАН, 1994.
  4. Федоров Ф.Н. Собрание сочинений: В 4-х т. Том II. - М.: Изд. группа "Прогресс", 1995.

Оглавление