Оглавление

ФИЛОСОФИЯ ЧИСЛА И.КАНТА КАК ОСНОВА "СИНЕРГИЙНОЙ" СОЦИАЛЬНОЙ СИНЕРГЕТИКИ
Рачковский В.П.
Томский политехнический университет

        Задача нашего доклада задана названием заголовка этой большой темы. "ЧИСЛО" как предмет философского определения, дефиниции представляет значительное по объему исследование внутри философских систем великих философов прошлого и настоящего времени, например. И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, А.Ф.Лосева, Прокла, а для Пифагора - суть его системы. В философии известны "числа Пифагора" (геометрические, арифметические, музыкальные, философские, мифологические и т. д.), "числа Платона" (геометрические), "числа Аристотеля" (количественные, качественные), но они не позволяют прямо подойти к решению таких математических вопросов физики, математики, метрологии как "дифференциал" (наименьшая величина), "интеграл", "иррациональная, мнимая величина", "нуль", "множество", "порядок", "хаос", что взаимно связаны друг с другом и по времени происхождения в науке 19 века, так и философском обосновании. Кант завершает период философского обоснования этих понятий от Пифагора через Декарта, Вольфа, Якоби до себя самого и придает этим понятиям математики высший "логический", "социальный", "философский" смысл.
        Чтобы не говорить дальше об эволюции взглядов И. Канта и их переработке в истории "философии числа", скажем, что следующий крупный шаг был сделан Гегелем в его "Науке логики", а затем А.Ф.Лосевым в книге "Хаос и структура" (1997).
        Чтобы четко определить "философию числа" как философское определение концептуальное сущности числа,", надо отделить это понимание от "философии математики", т.е. философских оснований математических наук по линии Гильберта, Пуанкаре, Бурбаки и т.д., наконец от "математической философии", идущей от Пифагора и др., как "кабалистики", "нумералогии" и т.д.
        Поэтому "концептуальная сущность числа" будет знаком операции "Отделение" (Топика) этой "философии числа" в массиве философских и естественно-научных публикаций.
        Философия числа как сфера философского познания и творчества в виде особого философского термина введена А.Ф.Лосевым (1997), но концептуально существует как "система"в трудах Пифагора, Прокла, Платона, Аристотеля, И.Канта, Гегеля, А.Ф.Лосева, что обосновывает социальный контекст математики, физики и становится основой синергетики как социально-экономической науки. И.Кант вводит числа "I", "О", и знаки операций "+o", "-" над ними в работе "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин" (1763) (Соч. т. 2. С. 79-120), определяя их "математически", "логично" (формально), "реально" (в "вещи"), "нравственно" (добро-зло) и "философски" (через "отрицание": 1. "Отсутствие"; 2. "Лишение"; 3. "Присущность" (с. 96, 97), "экономически" (доход, долги, жалование и т.д.) по таким основаниям. Минус-Плюс и Единица-Ноль только при "логической совместимости... имеют то отношение, которым два предиката вещи в силу противоречия упраздняют друг друга и свои следствия... Реальная несовместимость также основывается на взаимном отношении двух предикатов одной и той же вещи, но противоположность эта совсем иного рода. Одним из них вовсе не отрицается то, что утверждается другим, ибо это невозможно" (с. 86).
        В итоге "математика" дает "ничто"=0, а "логика", и т. д. - "нечто", т. е. материальное и духовное, нравственное не исчезает, а преобразуется, "движется" как корабль, меняя направление (пример Канта).
        Второе утверждение Канта: "Одна вещь есть негатив другой" (с.90).
        Третье: "Поэтому в каждом реальном противоположении оба предиката должны быть положительными (РВП), но так, чтобы при их соединении следствия их устраняли друг друга в одном и том же субъекте" (с.91).
        Это философское различие "Негатива-Позитива" является решающим для понимания применения этих символов и знаков операций к явлениям природы и общества.
        Четвертое: "Устранение следствия какого-либо положительного основания всегда требует в свою очередь положительного основания" (с. 93), т. е. требует однородности "оснований" и "взаимности отношений".
        Отсюда следует, что однотипные Минусы-Минусы, Минусы-Плюсы, Плюсы-Плюсы будут либо негативно (-). либо позитивно (+) суммироваться в сторону "увеличения" или "уменьшения" негатива, либо быть "безразличными" (штиль, "покой"), смотря по содержанию величины различий самих вещей, предикатов, свойств, операций и т.д.
        Пятое: "Отрицание-следствие реальной противоположности есть "лишение" (privatio), если оно не результат реальной противоположности, то... "отсутствие" (defekt, absentia)" (с. 93).
        Шестое: "всякое исчезновение есть отрицательное возникновение, т.е. для упразднения чего-то положительного, что существует, в такой же мере требуется подлинное реальное основание, как и для того, чтобы его произвести, если его еще нет" (с. 106,107).
        "Внутреннее же состояние, например, мысль, возникающая в душе, не может исчезнуть без действия подлинно деятельной силы того же самого мыслящего субъекта (с. 107)...состояние материи всегда претерпевает изменения под влиянием внешней причины.. состояние духа. .под влиянием внутренней причины, необходимость наличия реальной противоположности, несмотря на это различие, остается неизменной" (с. 108).
        И.Кант фактически решает такой вопрос: "Каждый легко понимает, почему нечто не существует.... но не так легко понять, каким образом перестает существовать то, что существует" (с.105).
        Отсюда следует, что Вещь=Сумма реальных противоположностей и Источник движения. Процессов столкновения различных "сил", "влияний" с некой "вещью-негативом", как своей реальной противоположностью. "Логический Субъект Суждения=Источник формальных противоречий предикатов о реальной вещи по "законам логики". "Причинность-Результат Действия "положительных оснований" за Время действия Появления Следствий в единицу времени (Т). Она может выражаться формулой:
        Причина (Пp)=AB)т.
        Относительно человеческой нравственности "зла-добра" Кант делает следующее замечание:
        "Тот, кто ничего не получает, испытывает одно зло-отсутствие, тот же, у кого отнимают, испытывает другое зло-лишение.. Равным образом тот, кто не уплачивает своего долга, будет обманывать, а тот, кто не помогает, если может помочь, будет причинять вред другому..." (с. 99) "Запрещения суть отрицательные повеления, наказания отрицательные награды" (с. 99).
        Бесконечно малой силой, действующей на тело непрерывно. Кант считает "силу тяжести" a=9.8 м./сек. (с. 83), которую превосходит та механическая сила движения, что двигает тело ("корабль") в пространстве ("сила ветра" и т.д.), но бесконечно малой величиной он называет "частицы дыма костра", что огонь "отделяет" от топлива (с. 109). что будут аналогами "дифференциалу", как "первой производной" в процессе дифференциации ("дробимости") некоего целого. По отношению к целому эти "бесконечно малые конечные" выступаю в качестве "возможностей", "реальных вероятностей действий" (мыслей, чувств), что своим итогом имеют либо "равновесие сил" в природе, либо "безразличие" к чему-либо для человека, когда их накапливается очень много по отношению к движущей силе процесса.
        Кант завершает эту работу последним правилом: "сумма положительного в мире не увеличивается и не уменьшается, как результат того, что согласующиеся между собой...полагания - складываются, а реально противоположные - вычитаются друг из друга (с. 111). а реальные основания Вселенной по своему результату - равны "нулю" (без Бога и человека, с.114,115).
        Отсюда и из прежних утверждений Канта следует, что "философия числа" будет такой концептуальной схемой: Сумма "оснований". Множество "единичных вещей" (позитивов, негативов). Величина "различий" предикатов суждений. Реальная Противоположность "положительных оснований". Аналогия ("подобие") числовых оценок в логике, морали. экономике по "основаниям". Бесконечное-конечное малое как "физический предел" выделения частиц материи. Отсутствие ("нуль" природных и социальных процессов). Равновесие "сил" ("нуль" природных процессов, "покой"). Полярность как "предельность цикла" любых процессов ("магнитные тела", стр. 101), "2 полюса + "центр" тела. Безразличие человека ("нуль моральный"), Бездействие ("нуль юридический, нуль "действия"), Лишение ("единица зла социального"). Долг, Помощь ("единицы добра социального"). Равенство Подобных оснований. Неравенство Различных по природе оснований ("равенство= плюсу, неравенство= минусу"). Это позволяет вычислить "аналогию" как математическую величину:
        Аналогия =Сумма "согласий" предикатов: Разность "противоположностей".
        Или по более простой формуле: Аналогия= Аа)ва, без учета разности "реальных противоположностей", "Запрещение" и "Наказание" имеют значение "единиц" и "нулей" качественной оценки "идеологии", "политики", "законотворчества" в зависимости от того, какую "пользу" и какой "вред" они приносят народу, стране в данный момент исторического времени. Эти "17" концептов "философии числа>> Кант связывает через категории " Совместимости (реальной, логической)" и "Согласования (свойств, предикатов)" по аналогии между собой внутри "внутренней деятельности" человека как социального типа и по влияниям, направлениям, причинности с миром вещей. Вселенной и превращает это отношение в синергийное, т.е. энергетически-деятельное действительное отношение, переживаемое человеком. Мы опускаем в докладе числовые оценки Канта по "структуре личности человека" и схематизацию времени процессов (т. 2, т. 3), что требует отдельного рассмотрения и даем "Философию числа" Лосева Л.Ф для сравнения: "Абсолютная Единичность (Единица, Точка, Элемент, Событие) - Самотождество различий (Совокупности) - Подвижный Покой (Графическое расположение) - Закон Бытия (Счет, Фигура, Тип множества. Вероятность событий) - Непрерывность Преобразований - Становление (Проекция, Топология, Последовательность операций преобразования) - Ставшее (Законы логики. Аксиомы математики, Распределение вероятностей) Результаты (Кольца, Модули. Метрика множеств, конгруэнции фигур. Типы распределений (с. 410).
        А.Ф.Лосев так пишет о бесконечно малом: "Итак, если бесконечно-малое не есть в то же время конечное, оно есть становление неизвестно чего: если оно не...трансфинитное, оно.. .неизвестно какое, если...не...континуум, (то)...не становление или процесс, ...не переменная величина"(с.393). Так через понятие "бесконечно-малой конечной" задается понятие "хаоса" как отсутствие "предела" оценки физических и всяких иных процессов с позиций метаматематики
        Согласно А.Ф.Лосеву тип "хаоса" в математико-физическом 'смысле задается "отсутствием" конечности, трансфинитности, континуальности, переменности математической величины "бесконечно малой или бесконечно большой", что может быть выражено в смысле Канта только четырьмя "нулями отсутствия" чего-либо в природе и в познании природы. С позиций Канта, изложенных выше. "хаос" есть произведение "бесконечно-малой конечной силы" и "бесконечно малой конечной величины вещества", т е. соединение "кванта вещества" и "кванта энергии движения", что сохраняется еще в природе вещей, но будет разрушительным для общества и человека, ибо все превращается в пепел, пыль.
        Отсутствие как "нуль природы и общества" означает еще и то, что "нечто нет' в природе, но оно может быть создано в обществе", т. е. ту новизну, что вносит общество в жизнь природы своей деятельностью.
        "Философия числа" Канта является особой социальной алгеброй, арифметикой и социальной логикой оценки общественных процессов, что идет от отсутствия вообще "нечто" к некоторому "Присутствию" положительных оснований, "сил", реальных противоположностей и логических противоречий, из которых можно реально это Нечто отсутствующее создать, правильно "складывая" и "вычитая", т. е. регулируя процессы по природе вещей. Вселенной и не во вред отдельному человеку и человечеству, ибо Кант не был в числе философов-утопистов никогда.

Литература

  1. Кант И. Соч, т. 2. - М.: Мысль.,1964. - 496 с. Пит: с. 76-120
  2. Лосев А.Ф. Хаос и структура. - М.: Мысль, 1997. - 831 с.

Оглавление