Оглавление

ТУРИЗМ И ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
Романова Л.С.
Туристическая фирма "Полярная Звезда", Новосибирск

        Туризм как самоорганизующаяся система располагает достаточно эффективными возможностями не только для саморазвития, но и для участия в разрешении противоречий, возникших в современной России. Известно, что возникновение туризма в современном ее виде оказалось возможным благодаря появившейся в стране дестабилизации, хаосу непосредственно в системе материального производства. В соответствии с чем может выявиться достаточно парадоксальная ситуация: если туризм возник в ситуации хаоса, то, может, и в дальнейшем он будет совершенствовать свои возможности при этих же условиях продолжающейся дестабилизации? Либо, напротив, его дальнейшее самоутверждение возможно при упорядочивании условий жизнедеятельности общества. Естественно, что продолжение хаоса чревато появлением самых нежелательных последствий для развития и функционирования туризма. Обусловливается это многими причинами, но прежде всего тем, что туризм представляется лишь компонентом социального организма. И болезнь (а хаос и являет собой болезненное состояние организма именно из-за потери организмом состояния определенности, необходимых параметров в оформленности действий, организованности поведения, регулярности исполнения каких-то жизненно важных поступков, согласованности и т.д.), подтачивая организм, приводит человека к летальному исходу. Поэтому, заинтересованный в своей жизнедеятельности элемент такого сложного организма, как: общество, должен предпринять при возможности все действия, предотвращающие гибель общества, а значит - и свою.
        Среди многих, эффективных для жизнедеятельности общества, а через него и для себя, туризмом определяется образовательная функция.
        Образовательная функция может обеспечиваться туристской фирмой через целенаправленное использование любых маршрутов, через использование специализированных маршрутов. Кроме того, турфирма может создать Образовательный центр. Турфирма "Полярная звезда", осознавая значение образования для самоутверждения своей деятельности, для проведения целенаправленной воспитательной работы с потенциальными потребителями туристского продукта, считает оправданным создание специализированной кафедры по туризму с НГТУ /Новосибирским государственным техническим университетом/ и активно включается в создание Сибирской Академии туризма
        Среди многих положительных моментов, которые в этой связи предполагаются, есть непосредственно относящиеся к сегодняшнему дню туристской фирмы, есть многое такого, что прежде всего определяется перспективностью как для страны, так и, естественно, для турфирмы и в целом для туризма.
        Касаясь перспектив, необходимо заметить, что с помощью туризма, хотя и в недостаточно полном виде, а только с какой-то определенной категорией населения, будут решаться образовательные задачи, необходимые для подготовки высококвалифицированных кадров. В том или ном виде они смогут содействовать созданию общественного порядка в стране в силу уже своей профессиональной компетентности, личностной заинтересованности в улучшении положения в стране.
        Кроме того, туризм воздействует опосредованно на расширение культурного и образовательного пространства студентов вузов другой специализации, оказывая им содействие для участия им в международных олимпиадах, конференциях и т.д. И даже те студенты и в целом учащаяся молодежь, которая путешествует по своей инициативе, также многое получает для повышения своего образовательного уровня.
        Наряду с общеобразовательной направленностью деятельности турфирм. целесообразно обратить внимание на актуализацию в деятельности турфирм таких образовательных программ, как: например, экологическую программу, повышения правовой культуры и т.д. Среди актуальных для сегодняшнего периода развития туристской деятельности в социально и экономически нестабильном обществе целесообразно назвать также дополнительное образование.
        Среди направлений обеспечения дополнительного образования в этой связи необходимо назвать: языковое, юридическое, экономическое, социологическое и т.д. Это направления для дополнительного образования специалистов, имеющих высшее образование. Необходимо также обратить внимание на получение дополнительного образования на уровне средне -специального образования.
        И если считать общественным порядком создание определенного уровня социального устройства, представляемого через систему не только декларируемых, но и непосредственно реализуемых в их деятельности социальных норм поведения людей и их отношений между собой, между индивидом и обществом, между учреждениями и т.д., то надо отметить, что туризм сегодня многое делает для разрешения противоречий между существующим в стране хаосом и утверждаемым порядком. Но в то же время значение туризма нельзя абсолютизировать и верить в возможность обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности общества только возможностями туризма. Ни сам туризм, ни общество как социально значимая система не смогут реализовать свои возможности без социально и экономически стабильного характера развития. Обеспечить же отмеченный уровень можно лишь возрождением мощи материального производства. Тогда общество сможет создать и требуемый уровень туризма, его ресурсов: с его научно и технически оснащенной инфраструктурой и экологически целесообразными природными ресурсами. Это будет туризм, оснащенный современными информационными технологиями и т.д.
        Пока же ситуация такова, что именно туризм выступает поддерживающей государство силой, поддерживающей силой человека, так заинтересованного не только в физическом выживании, но и возрождении себя как субъекта деятельности и общения, в возрождении своей страны.
        И в этом смысле образование и выступает средством разрешения противоречий между сущим и должным, между хаосом и порядком. Но решением лишь образовательных функций многого не добиться. Поэтому должна быть предложена программа использования туризма в современных условиях выживания людей и государства в целом. Какими возможностями обладает туризм как элемент социального организма- общества, можно уже почерпнуть из данных такой философской науки, как: философия туризма, которая сегодня уже в новом контексте возможностей, на основе изучения данных туризма и туризмоведения позволяет охарактеризовать туризм не просто как деятельность, взятую саму по себе, но и в том широком плане, который может обеспечиться благодаря "задействованию" философского инструментария.

Оглавление