Оглавление

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ХАОС И ПОРЯДОК, ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ
Кутявина И.А.
Томский политехнический университет

  1. Культура, несомненно, является системой, причем системой очень сложной, строящейся на принципах самоорганизации. Одних только дефиниций культуры насчитывается более 500.

  2. Задача моего доклада обозначена в его заглавии, однако она требует пояснений. В основе всякой самоорганизованной системы лежит идея хаоса и порядка, а мне представляется, что в культуре такими базовыми понятиями и основаниями, служащими фундаментом для ее самоорганизации, являются понятия традиций и новаций, которые в свою очередь служат движущими силами для динамического развития культуры. Попытке доказать этот исходный тезис и будет посвящен мой доклад.

  3. Категории хаоса и порядка древнейшие спутники человеческой жизни и мысли. Но их появление было связано с тем, что человеческая мысль задалась вопросом о происхождении и первопричинах сущего. Концепция хаоса наиболее эффективно развивалась в древнегреческой культуре при зарождении науки о природе. Хаос и порядок представляют собой бинарную оппозицию, посредством коей строились древние картины мира. Смысл этой оппозиции кроется в том, что космос-порядок вторичен по отношению к хаосу во времени и по составу. Порядок формируется из хаоса, трансформируя свойства последнего.
    В большинстве мифологий венцом перехода из хаоса в космос (порядок) является человек. Человек, подобно Богу выступает как образ мирового порядка, но и космос может служить моделью Бога и человека.

  4. В процессе самоорганизации космоса (порядка), хаос вытесняется на его периферию Однако полностью хаос не преодолевается, он затаивается.

  5. В жизни западного человека доминирует порядок, логос, в жизни восточного, а в частности китайского человека - дао, гармония. Деятельность человека (мирная деятельность) направлена на космизацию, на формирование культуры, на динамическую поступь традиций и новаций в культуре.

  6. Традиция и новация суть источники динамического развития культуры. Это положение можно, говоря словами Ю.М. Лотмана, сформулировать так: "каким образом система (культура И.К.) оставаясь собой, может развиваться." [2;7]

  7. Каждый тип культуры создает свой мир, в основании которого лежит система традиций. Эти традиции, как правило, основаны на религиозных учениях, каждое из которых имеет свою мировоззренческую систему, идеал человека, систему нравственных ценностей Одновременно возникает вопрос о соответствии всего комплекса культурного типа интересам и потребностям людей в каждый конкретный промежуток времени, а также об адекватности мира, созданного культурным типом, и мира, существующего вне его.

  8. Динамический процесс развития культуры может осуществляться двумя путями. Один из них нашим сознанием воспринимается как непрерывное движение, которое, в свою очередь, предсказуемо. Противоположный путь - это резкий всплеск новаций, который непредсказуем и реализуется в порядке взрыва.
    Причем культура и система традиций может развиваться только тогда, когда взрывные процессы идут параллельно с постепенными, хотя они и представляют собой антитезу друг другу. Если бы развитие шло лишь постепенно, то это привело бы к стагнации, если бы исключительно путем резких всплесков и взрывов, это грозило бы разрушению традиции. разрыву связи между поколениями и культурному хаосу Под последним я понимаю глубокий кризис ценностных ориентации, потерю идеалов и фундирующих идей культуры. Что, в некотором смысле, происходит в настоящий момент с отечественной культурой.

  9. Традиции и новации в культуре в исторической реальности существуют как враги, как антитезы друг другу, но в то же время, они не могут существовать друг без друга. Подобное бы означало гибель культуры, наступление "культурного" хаоса. Но это к счастью невозможно.

  10. Постепенное вхождение новаций в культуру обладает мощной силой прогресса[2;28]. В этом смысле интересен пример европейского средневековья, когда новые экономические и социальные интересы бюргерства вошли в противоречие с традиционным христианством. Но ментальность инертна. И лишь путем постепенных изменений, доказательств естественности природы человека, естественности отношений между полами и естественности любви и красоты был подготовлен взрыв Возрождения, когда человек был поставлен на один уровень с Богом, а может быть и еще выше, когда стало возможным превознесение индивидуальности и индивидуальной человеческой доблести virtu. Но сначала необходимо было преодолеть беспокойство и страх, связанные с многочисленными религиозными табу. А эти процессы шли постепенно и отражение можно найти в произведениях писателей XIV в. Дж. Боккаччо и Д.Чосера, а также практически всех философов-гуманистов. Затем последовал еще один культурный взрыв - это Реформация. Ее суть - переориентация на личное общение человека с Богом, без посредничества церкви, а также спасение через выполнение своего профессионального призвания. Так началось формирование идеологии предпринимательства.
    В русской культуре, безусловно, происходили тоже культурные взрывы. Это было во времена крещения Руси, свержения татаро-монгольского ига, реформ Петра 1. Но в первом и третьем случаях эти резкие перемены были произведены властью, княжеской и царской, и только потом восприняты или не восприняты народом.

  11. Традиции и новации - две необходимые компоненты культурного развития, они взаимообусловлены, взаимонеобходимы. Однако, с субъективной точки зрения, каждой из них другая, представляется препятствием, которое необходимо преодолеть и врагом, к уничтожению которого следует стремится.

  12. Существуют традиции застывшие и развивающиеся, новации воспринимаемые и отвергаемые обществом или его частью.

  13. Культура представляет из себя сложное целое, и она, будучи состоящей из различных пластов, может иметь разные срезы взаимодействия традиций и новаций. Более восприимчивая к чему-то новому в одних пластах, она может быть менее восприимчива в других. Впрочем, эти пласты в процессе движения, развития культуры взаимодействуют. Подобное взаимодействие является источником динамики развития культуры.

  14. Вопрос о будущем в каждый настоящий момент времени не определен. Существует множество вариантов развития культуры, "будущее предстает как пространство возможных состояний". [2;32] В моменты постепенного развития она представляется предсказуемым. В моменты культурного взрыва, входа пучка новаций, настоящее представляет собой набор возможностей, будущих путей развития. Выбор, в данном случае, не полностью определяется по законам причинности, во многом он случаен. Механизм вероятности также в этот момент может дать сбой. Момент выбора есть момент отсечения тех путей, которым суждено так и остаться лишь потенциально возможными и момент включения вновь механизма причинноследственных связей. [2;28]
    Момент новационного взрыва есть такой момент, когда "любой элемент системы или даже другой системы случайно втянутый взрывом в переплетение возможностей будущего движения" культуры может оказаться доминирующим. J2.29J

  15. Момент исчерпания новационного взрыва культуры является поворотной точкой процесса. Это место самопознания культурой самой себя, то есть момент включения механизмов объяснения событий, произошедших в результате взрыва. Сознание возвращается в исходную точку новационного взрыва, "происшедшее получает новое бытие" в глазах современника, и то, что произошло случайно зачастую объявляется единственно возможным путем развития.

        Выводы.
        Вернемся к поставленной цели. Итак, в момент новационного взрыва, когда дальнейшее развитие непредсказуемо, в культуре присутствуют, на мой взгляд, элементы хаоса, но как только происходит переход к постепенному развитию, эти элементы исчезают. Новации входят в культуру органично.
        В дуалистической паре традиция и новация фундирующей является традиция, которая вносит в развитие культуры порядок, организует его.
        Абсолютная прерывность культурной традиции невозможна, потому что даже при видимой прерывности сохраняются элементы традиции, которые могут свидетельствовать о том, что речь идет об одном культурно-историческом типе. При видимом сломе культуры в Советской России в народном сознании сохранились такие доминанты, как соборность. Триада "православие - самодержавие -народность" воплотились в культе личности вождя, а "Моральный кодекс строителя коммунизма" был, помимо всего прочего, создан и на основе христианских заповедей.

Литература.

  1. Пойзнер Б.И. Хаос порядок, время в древних картинах мира // Известия ВУЗов. Прикладная нелинейная динамика. - 1993. Т. №3. С. 97-104
  2. Лотман Л.М. Культура и взрыв. - М.: Гносис, 1992. 272с
  3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983 286 с.

Оглавление