Оглавление

ПЕРИОДИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ ФЕНОМЕНОВ
РАЗУМА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ *

Э. Левис

Массачусетский технологический институт (США)

        Одним из вопросов семинара является возможность прогнозирования событий. Возможно, сам акт прогнозирования может повлиять на будущее. Я христианин и верю, что Иисус и Бог контролируют все. Также я верю, что Бог дает людям знание и что он может дать людям понимание истории, с тем чтобы они могли прогнозировать будущее в некоторой степени, хотя и осознаю, что не ведаю того, что таит в себе будущее. Даже если бы были найдены базовые образцы в истории, подтверждаемые в будущем, и люди поняли бы эти образцы и прогнозы, основанные на них, то и тогда оставалась бы вероятность ошибочных прогнозов. Но, в случае моей теории, я не знаю, как знание о событиях отразится на будущем. Я даже не знаю, воспримут ли люди мои идеи. Это вполне может произойти с теорией о развитии науки и экономики, представленной здесь. В данной статье я опишу в основном, каким образом периодичность научных революций с интервалом в 80 лет определяет циклы экономических депрессий (циклы Кондратьева) с интервалом в 40 лет, затем дам примеры в хронологической последовательности и приведу доказательства правильности данной теории.

        Моя теория разрабатывалась в течение 10 лет. 10 лет назад я сформулировал основные положения теории, и в период 90-х гг. теория подтвердилась в трех областях: развитие науки, развитие экономики (книга предсказывала период экономического бума для большинства технологически развитых экономик) и развитие технологии. В области технологии теория прогнозировала основной бум в отраслях, основанных на квантовой механике. Что касается науки, книга прогнозировала научную революцию, основанную, как оказалось, на явлениях холодного слияния ядер и на явлениях, связанных с плазмоидами. В России ведутся активные исследования в области образования плазмоидов и холодного слияния, ежегодно проводятся конференции по холодному слиянию. Я не знаю, какая информация есть по этим темам на русском языке, но ее возможно получить на страницах Интернет Института новых энергий [1] и журнала WIRED MAGAZINE [2].

        Моя теория основана на трех принципах, которые, по-видимому, остались неизменными за последние 500 лет. Эти принципы следующие:

  1. люди, придерживающиеся какой-либо физической теории, не могут изменить свой способ мышления таким образом, чтобы иметь значительные результаты в новой, замещающей теории;

  2. разработчики теорий не сильны как техники и экспериментаторы;

  3. существует некий стимул, возможно, просто желание постигать и производить, который побуждает людей развивать науку и технологию настолько быстро, насколько это возможно.

        Основываясь на этих принципах истории науки, я постараюсь показать, что они определяют периоды созревания научных революций с интервалом в 80 лет, связанные со сменой поколений. В своей книге я показываю, что периодичность длиной в 80 лет очень заметна в науке. Приведу, как пример, книгу знаменитого философа и ученого Томаса Куна "Структура научных революций" [3]. Он писал, что история науки определяется эпохами преобладания того или иного вида теории общей физики. Например, существует парадигма (научная картина) Ньютона и парадигма Коперника, теория относительности Эйнштейна и его квантовая механика. Однако он не писал о том, что все эти парадигмы имеют определенную продолжительность. Это то, на что я обратил внимание. Физические теории, которые описал Томас Кун и авторами которых являлись Коперник, Галилей и Кеплер (одна и та же парадигма ), Ньютон, Франклин (теория флюидов), Фарадей (теория поля) и Эйнштейн, - все появлялись с интервалом в 80 лет. Меня заинтересовала эта периодичность, я постарался выяснить ее причины и нашел, что Кун уже описал два принципа, но не систематизировал их. Первые два принципа, изложенные здесь, я, возможно, действительно узнал от Томаса Куна, хотя это общеизвестные идеи. Третий принцип о движущей силе в развитии физики, науки и технологии я сформулировал сам, но я думаю, он достаточно ясно ощущается в развитых экономиках* .

        В этой статье я хочу описать в основном, как циклы научного и технологического развития определяют периодичность экономических кризисов, о которых в 20-х гг. писал Кондратьев [4]. 80-летние циклы научных революций лежат в основе связанных с ними 80-летних циклов развития технологии и инноваций. 80-летние циклы инноваций, в свою очередь, являются причиной циклов Кондратьева. Циклы в развитии науки приводят к двум типам экономических кризисов в большинстве развитых экономик, которые сменяют друг друга с интервалом в 40 или 50 лет с конца XVIII в.

        Первый тип кризиса имеет место в середине 80 летнего технологического периода, в момент быстрого введения инноваций. Этот тип связан с очень высокими темпами роста производительности труда и высоким уровнем безработицы. Также для него характерны высокий уровень задолженности и сдвиг от инноваций в области продукта к инновациям в области процесса. Таким образом, продукты стандартизируются, как это произошло в 30-х гг., а конкуренция между производителями фокусируется на производстве наиболее дешевого и высококачественного продукта. Это то, что называется процессной инновацией. Процессная инновация интенсивно использует капитал, и упор делается на автоматизацию и замещение ручного труда.

        Второй тип экономического кризиса происходит на стыке двух технологических циклов. Например, депрессии 1790, 1890 и 1970 гг. всякий раз случались в момент технологической революции. В эти моменты происходили бурные изменения в развитии новых отраслей промышленности, как это имело место в США в 1970-х и в начале 80-х гг., когда страна перешла на использование электроники и компьютеров и получили развитие множество новых отраслей. Экономические кризисы в большинстве технологически развитых стран, имевшие место в 1790, 1890 и 1980 гг., являлись кризисами перехода на новые технологии. Кризисы 1840 и 1940 гг. были обусловлены скоростью технологических инноваций, которые приводили к автоматизации и замещению труда человека. Детальные объяснения этих кризисов подробно изложены в моей книге, которую можно найти на моей странице в Интернет [5].

        Хронологическое описание циклов развития

        Чтобы лучше понять логические посылки данной статьи, то есть теорию развития науки и теорию экономических депрессий, лучше всего просто изложить исторические события в хронологическом порядке, последовательно рассматривая постулаты.

        Научную революцию 1745 г. начал Бенджамин Франклин, живший на восточном побережье США, своей "теорией флюидов". Она привела к индустриальной революции конца XVIII в. Теория aлюидов, или, как она называлась в то время, теория Франклина о cубстанции электричества и теплоты, была очень знаменита в середине XVIII в. Франклин был книгоиздателем и редактором газеты. В 1745 г. он был свидетелем знаменитых экспериментов Лейдена Джара (Leyden Jar) и очень заинтересовался явлениями электричества. Он выдвинул новаторские идеи о таких видах материи, как электрическая, магнитная и тепловая субстанции. Эти идеи очень отличались от стандартов того времени. Тогда имелось две основных конкурирующих научных парадигмы - теории, основанные на идеях Ньютона и Галилея. Теория Франклина была новой, постулируя существование электрической и тепловой субстанций. Бернард Коухен (I.Bernard Cohen), занимающийся историей науки, признавал, что вклад Франклина в физику имел фундаментальное значение. Т.Кун также считал труды Франклина революцией в физике.

        Франклин был известен своими идеями о конструкции плиты и экспериментами с воздушным змеем, демонстрирующими, что молния имеет электрическую природу. Его книги о физике и электрических экспериментах быстро продавались по всей Европе, Америке и даже в Азии. Он добился гораздо более быстрого успеха в распространении своих фундаментальных идей, чем более ранние ученые, например, Галилей, либо более поздние, такие как Фарадей или Эйнштейн. К середине 1750-х гг. его идеи были широко поняты и приняты. Эксперименты Франклина были легко воспроизводимы, он был известен в Европе и Америке и по другим причинам, он писал в легкодоступном, популярном стиле, как в его известных “Альманахах”. Может быть, это послужило причиной того, что технологическая революция произошла спустя лишь 55 лет с момента, как Франклин впервые сформулировал свою теорию флюидов. Следующие две технологические революции произошли через 80 лет с момента формулирования теории.

        Итак, теория Франклина стала широко известной к середине 1750 гг. Люди стали называть электричество и теплоту "флюидами", а знаменитый французский химик Лавуазье назвал флюид теплоты калориком (caloric). Этот термин стал принятым обозначением для флюида теплоты. Второе поколение физиков и химиков, в основном из Франции и Шотландии, развило физические и химические теории, основанные на посылке Франклина. Этих людей, таких как Лавуазье, Ватт, Блэк, Кулон, Ла Плас и многие другие, объединял одинаковый возраст, а также то, что они внутренне восприняли теорию Франклина. Мое мнение, что возраст и знание конкурирующих парадигм является основными факторами, которые определяют, может ли человек внутренне принять новую фундаментальную физическую теорию. Это принцип 1, изложенный выше. Следуя этому принципу, только люди, которые были молоды и неопытны, то есть люди, рожденные в 40-х гг. XVIII в., могли развивать новую теорию флюидов. А кто же еще? Не те же, которые верили в старые идеи! И не те, которые родились позднее, так как к тому времени теория флюидов уже была разработана. Поэтому последователи теории флюидов имеют общую черту - все они принадлежали к следующему поколению после Франклина. Франклин, между прочим, был сравнительно пожилым человеком, когда он сформулировал свою теорию, но Томас Кун и другие историки полагают, что это только из-за того, что он не занимался физикой в более молодом возрасте.

        Теория флюидов привела к появлению новых химических материалов, новых технологий обработки металла, дизайна поверхностей и конструкции парового двигателя, что, в свою очередь, привело к индустриальной революции в Англии. Ватт возглавил инженерную разработку парового двигателя* , а Блэк работал над формулировкой основ теории тепла, которая нашла свое применение у более поздних инженеров. Люди, возглавлявшие разработку нововведений и промышленных приложений, и люди, развивавшие постулаты новой физики флюидов, были, как правило, разными людьми. Следуя принципу 2, который говорит о том, что теоретики не сильны в технике, новое поколение изобретателей, техников и инженеров было поколением, создавшим технологию индустриальной революции конца XVIII в. Теоретиками были лишь единицы из поколения, которое полностью восприняло новую теорию флюидов к 1785 г. А студенты из университета Эдинбурга и других университетов, узнавшие новую теорию от своих профессоров, были уже следующим поколением. Таковы логические ограничения на пути развития технологии, и именно поэтому существуют 80-летние циклы.

        Требуется интервал по меньшей мере в 10 лет, чтобы создатель новой теории смог передать ее молодым людям и чтобы они восприняли ее. Также требуется интервал около 30 лет, чтобы молодые ученые стали зрелыми. Самый плодотворный период для большинства теоретиков приходится на 35-48 лет. Затем снова идет интервал, в течение которого уже их студенты изучают новые теории и приобретают опыт в работе как инженеры и техники. Возможно, поэтому требуется еще 20 или 40 лет для создания новых индустрий. Вот почему развитие новых отраслей промышленности началось в Англии около 1800 г., то есть через 55 лет после того, как Франклин сформулировал свою теорию.

        Но в конце XVIII в. произошло еще нечто. Другая группа студентов, которых также обучали профессора - теоретики новой физики флюидов, начала говорить об аномалиях в теории. В эту группу входили Дэви, Эрстед и другие физики-экспериментаторы, известные сейчас. Эти люди восприняли теорию флюидов, но в своих экспериментах все время натыкались на аномалии. Значит, теория ошибочна! И это стало осознаваться тогда, когда уже развернулись новые отрасли промышленности и производства паровых двигателей. Этот период Томас Кун называл "периодом кризиса". Среди физиков начались дебаты о том, какая теория верна. Согласно Томасу Куну, периоды кризиса обычно длятся от 10 до 20 лет. От момента, когда молодые экспериментаторы начинают находить аномалии, до момента, когда они становятся достаточно созревшими и опытными, чтобы предоставить убедительные доказательства для другого молодого физика, который уже начинает формулировать новую парадигму. В 1820 г. Эрстед предоставил убедительное доказательство того, что электричество и магнетизм не являются отдельными флюидами, как считалось в теории флюидов.

        В 1820 г. Фарадей, который был молод и знаком с различными аномалиями в теории, поскольку он был учеником Дэви, сформулировал свою теорию поля. Ему было труднее, чем Франклину, убедить других в правильности своих странных идей. Он говорил о "силовых линиях", но его современники не понимали, что означала эта фраза, в соответствии с принципом 1. Лишь молодые люди из следующего после Фарадея поколения позднее развили его теорию поля. Наиболее знаменитым представителем электромагнитной теории является Максвелл. Новую теорию поля развили к 1864 г., спустя 44 года от ее первой формулировки. Согласно принципу 2, теоретики не могли сами проверить свои теории на практике либо изобрести электромагнитную динамомашину, которая положила начало поколению электричества. К 1880 г. изобретателями и исследователями аномалий в теории снова явились студенты профессоров-теоретиков - Кюри, Александр Белл, Томас Эдисон и т.д., и т.д.. Все они были приблизительно одного возраста. В 1990 г. в США и в некоторых частях Европы и Японии произошла новая индустриальная революция. К 1905 г. Планк провозгласил свой новый принцип и была обнаружена аномалия в виде эмиссии частиц, доказавшая партикулярную природу электричества.

        Учитывая эти и другие аномалии, Эйнштейн к 1905 г. сформулировал свою теорию относительности и квантовую механику. Вновь потребовалось около 12 лет для принятия его теорий. Вновь, согласно принципу 1, его идеи были развиты новым поколением молодых людей, когда они достигли возраста 30 или 40 лет. Квантовая механика была полностью развита в 1948 г. в работах Томонага, Швингера и других физиков, которые разработали квантовую электродинамику. Вновь, согласно принципу 2, несколько теоретиков, разработавших новые теории, не могли сами создать изобретения, новые индустрии либо опровергнуть свои теории. Согласно принципу 3, это сделали молодые люди, изучавшие новые теории, как только они достаточно повзрослели и набрались опыта. Поэтому в начале 80-х гг. в Японии, США и Европе началась новая технологическая революция. Стив Джобс и Стефан Возняк своими компьютерами Apple и Macintosh положили начало индустрии персональных компьютеров. Индустриальная революция, начавшаяся в начале 80-х гг., продолжается и сейчас. По всему миру быстро развиваются новые отрасли - такие как биотехнология, генетика, интегральные микросхемы и другие отрасли, основанные на квантовой механике. Тем временем исследователи Кен Шаулдерс и Т. Матсумото обнаружили образование и эмиссию странных частиц среднего размера, ведущих себя очень аномально. Эти частицы названы плазмоидами. Сегодня сотни исследователей пытаются достичь трансмутации элементов, тепла и электричества в своих установках холодного слияния ядер, которые в основном действуют на принципах электролиза и электрического разряда. Наступает новый период кризиса науки, который будет все углубляться, пока молодыми людьми не будет воспринята и развита новая теория. Единственное теоретическое объяснение новых аномалий, которое кажется правдоподобным, дает моя теория плазмоидов [6]. Эта теория объясняет эффект холодного слияния, постулируя, что даже атомы являются плазмоидами и, таким образом, могут временами вести себя как шаровая молния, которая сама по себе является очень аномальным атмосферным явлением. Шаровую молнию можно иногда заметить во время грозы, при извержении вулкана или землетрясении.

        Доказательства правильности теории

        Основным доказательством правильности теории является ее способность предсказывать события. Развитие похожих идей другими людьми может также служить доказательством правильности теории. Теория о 40- и 80-летних периодах была сформулирована 10 лет назад, и с конца 80-х гг. прошло достаточно времени для ее проверки. Во всех случаях, где было возможно прогнозирование согласно данной теории, она оказалась верна. Также подобные идеи были опубликованы и другими исследователями, следовательно, можно говорить о независимом параллельном развитии теории. Например, когда я формулировал свою теорию, я не знал об исследовании Естера Фано [7], в котором он рассматривает автоматизацию и развитие технологии как причину безработицы 1920-х и 1930-х гг. и как, возможно, “великой депрессии”.

        В 1995 г. Рик Сзостак [8] опубликовал великолепную книгу, в которой изложены всевозможные причины и пути, рассмотренные и мной, по которым технологическое развитие американской экономики в 1920-х и 1930-х гг. привело к “великой депрессии”. Он писал об эффекте автоматизации при замещении ручного труда, об эффекте насыщения потребительского спроса на имеющиеся продукты, о высоком уровне корпоративной и потребительской задолженности. Как он писал, он "осознал, что технологические кластеры могут определять длительные периоды роста и упадка", но он выражал сомнение по поводу существования длинных циклов. Он не смог объяснить причину массовых изобретений и инноваций в конце XIX и в начале XX вв.

        В 1991 г. Вильям Страус (Strauss) и Нейл Хоув (Howe) опубликовали хорошо принятый социологический труд, под названием "Поколения" [9], где они высказывают идеи о цикличности, связанной с поколениями; их идеи в некоторой степени похожи на мои. Они описывают американскую историю как развивающуюся по циклам длительностью от 80 - 90 до 100 лет, которые связаны с четырьмя поколениями.

        Гарри Дент [10] основывал свои важные идеи об экономике на демографическом образце, который описали Страус и Хоув. Его теория состоит в том, что развитие экономики можно предсказать, исследуя демографические тенденции и применяя на практике идею жизненного цикла человека. Страус и Хоув также дают описание этого жизненного цикла. Я тоже применяю в своей теории идею продуктивного периода жизни человека, для понимания экономической производительности поколений и научной производительности индивидов. Страус показывает, что развитие экономики можно оценить на годы вперед, зная уровень рождаемости.

        Моя теория прошла эмпирическую проверку, что является, возможно, самым главным доказательством ее правильности. Различные прогнозы о развитии науки, технологии и экономики оказались точными. Сформировалась традиция ежегодных международных конференций и встреч, посвященным холодному слиянию ядер и подобным явлениям, образовалось и набрало достаточный тираж несколько периодических изданий, где обсуждаются феномены холодного слияния и другие темы "новой науки". Создаются новые компании, которые получают частные инвестиции в миллионы долларов.

        Заключение

        В данной статье представлены основные положения теории о периодичности научных революций и о том, что они приводят к экономическим кризисам с интервалом в 40 лет. Показано, что теория считается правильной, если похожие идеи независимо высказываются несколькими людьми и прогнозы, основанные на теории, подтверждаются. Таким образом, имея в виду программу семинара, можно сделать следующие предположения.

        Если люди не изменят сильно свое поведение, то в ближайшие 80 лет можно ожидать кризис (приблизительно через 10 лет) и развитие новых отраслей, основанных на новой парадигме, - через 70 лет. Но если люди смогут извлечь уроки из истории и этой теории, то, возможно, они смогут планировать будущее, и кризис, если он произойдет, будет не таким суровым, как прежде, а научные исследования ускорятся.

Литература

  1. Patrick Bailey, ed. Institute for New Energy. - www.padrak.com/ine.
  2. Charles Platt. "What If Cold Fusion is Real?" WIRED MAGAZINE. - http://www.wired.com/wired/archive/6.11/coldfusion.html, Nov. 1998.
  3. Thomas S. Kuhn. THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC REVOLUTIONS. - Chicago, 1970.
  4. Nikolai Kondratieff, Guy Daniels, trans. THE LONG WAVE CYCLE. - Richardson and Snyder, 1984.
  5. Edward Lewis. THE PERIODIC PRODUCTION OF RATIONALIZED PHENOMENA AND THE PAST PERIODIC DEPRESSIONS. -http://209.139.145.113/hon/booktext.html or ttp://www.geocities.com/CapeCanaveral/Lab/4946.
  6. E. Lewis. "Plasmoids and Cold Fusion," 1995-1996 - http://www.padrak.com/ine/ELEWIS1.html.
  7. Ester Fano. Technical Progress as a Destabilizing Factor and as an Agent of Recovery in the United States between the Two World Wars. -HISTORY AND TECHNOLOGY, 3, no. 3, 263 (1987).
  8. Rick Szostak, TECHNOLOGICAL INNOVATION AND THE GREAT DEPRESSION. - Westview Press, Boulder. - Colorado, 1995.
  9. William Strauss and Neil Howe. GENERATIONS, William and Morrow - New York, 1991.
  10. Harry S. Dent Jr. THE GREAT BOOM AHEAD, Hyperion. - New York, 1993.

Оглавление