Оглавление

О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗРЕШЕНИЯ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПОЛЬЗУ РОССИИ

Л.Г.Ивлев

Новосибирский государственный университет

        Во времена социализма в моде было выражение, согласно которому считалось, что темным силам не удастся повернуть вспять колесо истории. Тезис этот подтверждался тем фактом, что мечтатель В.И.Ленин создал такое государство, которое, осуществляя самодостаточную экономическую политику, за достаточно короткий срок достигло таких успехов, которым завидовал мир.

        Но прошли годы, и современные “реалисты” из “молодых реформаторов” взяли нас за горло руками “реформ”, демонстрируя действующие в мире (капитала) законы (“человек человеку волк”), и в такой неудобной позе (между капитализмом и социализмом), совершая некоторые колебательные движения, мы находимся сейчас, чему и соответствует название семинара.

        Такая наша малоприятная ситуация усугубляется еще и тем, что нам свойственно “непротивление злу”.

        Понимая, что для такого нашего положения имеется соответствующая база, задачей данного сообщения является показ причин его возникновения и, насколько это возможно, указание путей выхода из создавшейся ситуации.

        1. В качестве одной из причин приходится назвать нежелание нашего народа учиться (чему бы то ни было).Причиной гибели социалистического государства явилось нежелание нашего народа “учиться социализму” (дефицит внимания к общественным наукам даже среди ученых других отраслей знания; неследование положению В.И.Ленина о невозможности сосуществования двух идеологий). В первую очередь это коснулось пролетариата, и приходится констатировать, что “самый революционный класс” уничтожил свое же государство. Поэтому ориентироваться не него, в основном в преобразованиях, связанных с сохранением России, нельзя, хотя и нет сомнения в том, что пролетарии могут сыграть свою положительную роль. Рабочие и крестьяне, которые в результате революции пришли к власти, к сожалению, не достигли грамотности дворян и буржуа, власть которых они свергли.

        2. Недостаточное знание, неграмотность определили низкий уровень управления. Если учесть, что в развитых странах управление осуществляется наемными директорами, а мы одобряем наши мероприятия большинством и уповаем на популярность, то этим и определяется наш проигрыш [1].

        3. Русский народ во многом утратил качества, которые сохранили бы его как народ, сохранили бы нас как цивилизацию. В модели, предложенной в [1], эти качества находят свое выражение в обратной связи (ОС). Так, должна существовать ОС между поколениями, между государственным аппаратом и народом; народ должен управлять своей страной, судьбой, основываясь на принципах теории регулирования, теории ОС. Совершенно справедливо Л.Г.Олех [2] считает, что общество делается информационным, следовательно, сейчас необходимо сформулировать требования, которым должно соответствовать российское общество, чтобы выжить в конкурентном мире.

        4. В.П.Фофанов, выступая по новосибирскому радио, сказал, что для решения проблем России необходимы новые достижения в области общественных наук. Действительно, если представить Убеждения в сознании людей и некие Воздействия на них, то связь между этими величинами можно представить в виде петли гистерезиса (по аналогии с физикой). Тогда новые достижения общественных наук в виде неких воздействий будут перемещать сознание людей на новый уровень знания.

        5. Необходимо лучше воспитывать нашу молодежь. В последнее время появились высказывания, в которых утверждается, что патриотизм сродни фашизму, что молодежи нужно дать больше свободы. Отвечая на эти “новации”, необходимо помнить, что зародыш человека похож на зародыш животного, а некоторые педагоги (Я.Корчак) считали, что детское государство, если бы оно имело место в действительности, было бы самым жестоким из когда-либо существовавших на земле. Поэтому идеология, в которой следует воспитывать молодое поколение, должна содержать мотивы любви и преданности Родине; молодым людям необходимо прежде давать знания - профессиональные и фундаментальных наук, и только после этого предоставлять им соответствующую меру свободы.

        6. Известно, что общество без воспитания деградирует. Подтверждением деградации человека в этом случае являются факты попадания детей в среду зверей (волков, лис). Тот факт, что на земле удалось остановить социальный прогресс (гибель СССР, стран народной демократии), свидетельствует о том, что и в масштабе общества происходит деградация, а стремление создать некое деидеологизированное общество, в котором не будет борьбы людей за свои права, - еще одно тому подтверждение.

        В спасении общества от деградации существенную роль должны сыграть средства массовой информации (СМИ), которые в российском обществе сейчас, исповедуя приницпы свободы слова, печати, настолько далеки от проблемы позитивного воспитания общества, что создается впечатление, будто они решают прямо противоположные задачи.

        7. Необходимо пересмотреть роль специалиста в современном обществе. Известно, что науки в человеческом обществе возникли как ответ на потребности быта. В соответствии с таким представлением, специалист, совершенствуясь, как бы отрывается от существенных процессов жизни, уповая на свои профессиональные знания. В результате такого поведения основные процессы в обществе контролируются далеко не самыми грамотными и порядочными людьми. Такое поведение непростительно в любом обществе. В социалистическом обществе при этом из властных структур уходят грамотные, порядочные граждане, власть перерождается, “рыба гниет с головы”. Но такое состояние возможно лишь в течение какого-то времени, ибо социалистическое общество создается для людей. В обществе, где нет социального равенства, происходит утрата демократических свобод, социальных завоеваний и в итоге – деградация общественного устройства. Наглядным примером общества, в котором прослеживаются такие процессы, является Россия. Если учесть, что принципы, по которым функционируют такие структуры общества, как рынок, финансы, быт, достаточно просты, в сравнении со специальными знаниями в области общественных, фундаментальных, технических наук, а контролируют их сейчас в России практически малограмотные люди (хозяйственники), то ясно, что привлечение к управлению обществом специалистов приведет к улучшению структуры общества, уменьшению криминальных тенденций.

        8. В работе [1] модель содержит только информационный контур. Для более полного описания общества предложена действенная (действующая) компонента. Такое модельное представление согласуется с человеческим опытом.

        9. Особого внимания заслуживает решение вопроса о власти. Предложено представление о власти в декартовых координатах, при этом каждой общественно-экономической формации соответствует свой диапазон действий власти. Однако с сожалением приходится констатировать, что даже если власть избирается, то и в этом случае, исходя из представлений общества в [1], ей не всегда свойственны лучшие качества.

Литература

  1. Ивлев Л.Г. Хаос и порядок в вероятностной модели общества на основе теории регулирования // Порядок и хаос в развитии социально-экономических систем. – Томск, 1998. – С. 47-48.
  2. Олех Л.Г. Социализм как социальная система // Социализм – выбор истории. – Новосибирск, 1998.

Оглавление