Оглавление

ОТ РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ К ЭВОЛЮЦИОННОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Ю.Н.Колов

Сибирский государственный медицинский университет

        Сегодня всё чаще вместо понятия “экономические реформы” используется понятие “модернизация экономики”. Ряд авторов в качестве “русской идеи” выдвигает идею модернизации России, что означает реконструкцию социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни российского общества путём различных нововведений и усовершенствований. Важное место в модернизации России должна занять модернизация российской экономики. Причём большая часть исследователей слово “модернизация” органично связывают с понятием “эволюционный подход”. Итак, можно сформулировать задачу в экономической сфере: от радикальных экономических реформ к эволюционной модернизации российской экономики. Необходим поиск путей такой модернизации.

        Прежде всего надо определить, куда идёт российская экономика, какова модель будущей российской экономики. Уже ясно, что в результате радикальных экономических реформ 90-х гг. Россия существенно продвинулась к европейскому капитализму, к так называемому “дикому капитализму”, но с российской спецификой - “с криминальным лицом”, хотя российский народ вообще не приемлет капитализм как таковой. А европейская, американская и японская экономика уже давно ушла от “дикого капитализма” к смешанной экономике. Ошибка правящей элиты России состояла в том, что она с самого начала неверно определила основную цель экономических реформ, как переход от командной экономики к рыночной экономике. Вторая ошибка правящих либералов - это радикализм, отказ от эволюционных преобразований экономики. В результате вместо созидания мы имеем только разрушение и системный кризис, охвативший российскую экономику. На мой взгляд, основной задачей в области экономики должна стать эволюционная модернизация российской экономики с целью созидания смешанной экономики, с учетом российской специфики и мировых тенденций.

        Экономисты должны решить вопрос, что следует понимать под смешанной экономикой. Преобладает упрощённое понятие смешанной экономики как единства трёх подсистем: рыночной экономики, традиционной экономики и командной экономики. По моему мнению, смешанная экономика – это система экономических структур (подсистем), выступающая как “мозаичная целостность” и включающая в себя не три, а намного больше структур. Как я полагаю, российская экономика должна стать системой следующих экономических подсистем:

  1. единая многонациональная экономика, обеспечивающая союз этносов, а не союз суверенных государств;
  2. корпоративная экономика социальной и этической ответственности, на началах равноправного участия;
  3. финансовая экономика духовной и социальной ориентации;
  4. социальная рыночная экономика;
  5. регулируемая рыночная конкурентная экономика;
  6. кооперативная экономика, основанная на соучастии;
  7. коллективная частная экономика на основе гуманной экономической демократии;
  8. транснациональная экономика на основе сотрудничества и диалога;
  9. глобальная экономика, учитывающая национальные и общечеловеческие интересы;
  10. традиционная экономика, несущая в себе российские национальные традиции;
  11. военная экономика, обеспечивающая национальную безопасность;
  12. межрегиональная экономика, построенная на принципах единства, сотрудничества и взаимной помощи;
  13. государственная экономика, реорганизованная на базе гражданской собственности и управляемая по системе самоуправления;
  14. духовная экономика;
  15. экологическая экономика;
  16. космическая экономика.

        Основными признаками (критериями) каждой экономической системы, входящей в смешанную экономику, на мой взгляд, должны быть следующие:

  • идеи, применяемые виды знаний, наука, технологии, ресурсы как материальные и идеальные средства движения экономической системы;
  • способ или тип самоорганизации экономической системы, характер воспроизводства материальных и духовных благ, организация мер по принятию решений;
  • основные субъекты экономической системы;
  • основные формы собственности, определяющие сущность экономической системы. Система прав собственности, контроля и доходов;
  • основные виды деятельности, присущие экономической системе. Связь экономической жизни с важными руководящими органами социальной и политической жизни. Структура экономики;
  • основные движущие силы экономической системы. Механизмы обеспечения информацией и координации;
  • основные законы движения экономической системы. Формы и направления экономических процессов;
  • основные ценности и цели эволюции экономической системы. Механизмы постановки целей и формирования ценностей;
  • основные мотивы и стимулы человеческой деятельности, присущие экономической системе. Побуждения действовать. Принципы универсализма и индивидуализма.
  • система специфических потребностей, присущих экономической системе;
  • основные типы экономического поведения людей, присущие экономической системе;
  • основные противоречия движения экономической системы.

        Какова цель смешанной экономики? Цель экономики нельзя установить в отрыве от человека. Экономика должна перестать быть самоцелью или средством достижения власти, а должна рассматриваться в контексте культуры и экологии. Экономика существует постольку, поскольку существует человек и человечество. Я поддерживаю точку зрения швейцарского исследователя А. Риха, что экономика не самостоятельная система, а создана человеком для человека, и её фундаментальное предназначение – это служение жизни.

        Ставя человека в центр экономики, мы должны принципиально по-иному посмотреть на понятие “экономический человек”. Оно охватывает сегодня весь спектр личности человека. Новый подход к человеку в экономике, к субъекту в экономике есть изменение самого содержания и сущности субъекта экономики. России легче, чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта экономики, ибо россияне ещё полностью не покрылись “ржавчиной потребительского общества”.

        Россиянам надо научиться жить не на большее, чем на проценты с капитала природы. Этот принцип сформулировал новосибирский учёный П. Олдак, и я с ним совершенно согласен. Ещё Уильям Петти очень емко и образно сказал об основах экономики: “Труд – отец богатства, а природа – его мать”. Почему-то как на Востоке, так и на Западе забыли об этом. А ведь ясно, что в процессе производства, кроме человека, есть ещё один участник – Природа. Верно, что человек не должен “оплачивать” вклад природы, но надо учесть, как пишет П. Олдак, что мы получили природные блага не в наследство от дедов, а берём их взаймы у внуков и правнуков. И наш первейший долг – вернуть взятые у Природы богатства нерасхищенными. Отсюда понятно, что мы имеем право жить лишь на проценты с капитала природы, а всё, что взято сверх процентов, должно быть возвращено. Речь идёт об оплате трудом по возмещению потерянных природных благ, а потерю природных благ, которая не может быть восстановлена, следует признать преступлением перед обществом. Очень продуктивна идея П. Олдака о том, что на Земле есть общепланетарные природные ресурсы, на которые формально имеют равные права все народы планеты, а значит, и пользование ими должно строиться на основе обеспечения равных прав всех народов Земли. На мой взгляд, России необходимо возглавить всемирное движение всех народов и государств за реализацию равных прав этносов на пользование общепланетарными природными ресурсами. Что касается политики внутри страны, то необходимо более широко использовать рентные отношения между самими фирмами, государством и фирмами. Рента с Природы, или природная рента, а не только земельная рента, должна стать важным регулятором и финансовым источником обеспечения равных прав на природные ресурсы всех россиян.

        Россиянам надо осуществить и принципиально новый подход не только к природным ресурсам, но и другим видам ресурсов. Речь, прежде всего, идёт о таком ресурсе, как труд. Ресурс “труд” сегодня рассматривается как труд наёмных работников. Однако труд непосредственно связан с такой категорией, как “человеческий капитал”. Как отмечает С. Фишер и его коллеги в книге “Экономика”, “человеческий капитал есть мера воплощённой в человеке способности приносить доходы. Человеческий капитал включает врождённые способности и талант, а также образование и приобретённую квалификацию”. Идея человеческого капитала не сводится лишь к образованию и обучению на рабочем месте в процессе производства товаров и услуг, но это и способности, талант, приобретённые знания и квалификация в области спорта и искусства. Как известно, инвестиции в человеческий капитал быстро окупаются и дают большую отдачу в виде более высоких доходов или способности выполнять работу, приносящую большее удовлетворение. Изобретения и нововведения, технологический и научный прогресс, духовное возрождение России прямо зависят от знаний и таланта, воплощённых в человеческом капитале. Вот почему одной из задач Российского государства является задача непрерывного накопления и умножения человеческого капитала. России не надо ставить задачу догнать и перегнать Америку по количеству материальных благ, мы в этом отношении безнадёжно отстали, да сегодня и нет необходимости безмерного накопления материального богатства. Но мы можем потягаться с любой державой мира по уровню развития человеческого капитала, по накоплению духовных и информационных благ, по уровню знаний. Здесь у нас огромные резервы. Я, например, глубоко убеждён, что нет редкости ресурсов (а формула “редкость ресурсов” является одним из главных постулатов экономической теории Запада), а есть ограниченность наших знаний, в том числе и ограниченность знаний о ресурсах, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Редкость ресурсов во многом вытекает из ограниченности наших знаний. А это значит, что всё больше в будущем духовное будет определять материальное, а не наоборот. Накопление человеческого капитала - это не самоцель, а движение по пути созидания более совершенного, обладающего эмерджентными качествами, по отношению к современному человеку. Речь идёт о созидании человека мудрого, способного адаптироваться к новой среде обитания, знающего законы природы Земли и Космоса. Речь идёт о человеке, соблюдающем заповедь: “Природу побеждает тот, кто повинуется”.

        Итак, в начале будущего века будет идти созидание человека мудрого на основе человека разумного. У России есть все реальные условия, чтобы постепенно и планомерно двигаться по пути созидания человека мудрого, накапливая человеческий капитал. О наличии таких условий в России говорит интересный факт, приводимый Б. Астафьевым. Наибольшее число гениальных учёных и философов подарили миру Германия, Россия, Англия, Франция, США, Древняя Греция, Италия, Голландия. Далее идут Китай, Швеция, Австрия, Польша, Дания, затем другие страны. С 40-х гг. XIX в. центр тяжести по числу рождённых будущих гениальных учёных и философов перемещается в Россию. Высокий уровень продолжают сохранять Германия, Англия, Нидерланды, Австрия. В число передовых по этому показателю выходят США.

        Важной составляющей модернизации российской экономики могло бы стать преодоление комплекса технологической неполноценности. Дело в том, что многократно озвученный тезис о нашей отсталости в технологиях внедрился как аксиома в общественное сознание. Здесь сработал закон рекламы. Утверждается, что россияне хронически отстали, по одним подсчётам - на 10 лет, а по другим – даже более чем на полвека. И чтобы осуществить в стране технологический прорыв, надо непременно обратиться за помощью к иностранному капиталу; вообще, единственная надежда - что Запад нам поможет. Однако глупо рассчитывать только на то, что иностранный капитал будет инвестировать нашу высокотехнологическую сферу. “Российская газета” (25 октября 1996 г.) совершенно справедливо констатирует, что иностранные инвесторы согласны единственно только вывозить уже разработанные в России технологии или создавать у нас производства устаревшей на Западе техники. Вышеназванная газета назвала десятки примеров превосходства России во многих видах технологий, которые могут стать в будущем “эликсиром роста” российской экономики. Вот несколько примеров таких технологий:

  • фактор некроза опухолей, который стоит на мировом рынке 31,5 млн. долл. за 1 грамм;
  • человеческий фактор роста – стоит 115 млн. долл. за 1 грамм;
  • целые орбитальные заводы – поставщики сверхчистых веществ;
  • компактные и экономичные судовые машины на ядерной энергии, а на их основе можно сделать мобильные плавучие АЭС, решив тем самым проблемы Севера, Приморья и Дальнего Востока;
  • большегрузные и компактные ракеты, околоземные станции для производства сверхчистых веществ в космосе;
  • гидросамолётостроение, позволяющее осуществлять авиаперевозки с использованием водоёмов вместо аэропортов;
  • термоэмиссионные источники энергии;
  • экранопланы или наземно-воздушные амфибии как гибриды судов на воздушной подушке и самолётов, а это выход на мировые рынки с транспортом, не нуждающимся в дорогах;
  • реакторы на быстрых нейтронах;
  • технологии производства в невесомости;
  • воздушно-космические летательные аппараты;
  • постройка ЭВМ с открытой эволюционизирующей архитектурой и др.

        Нам, россиянам, нечего комплексовать даже перед такими странами, как США и Япония. Необходимо преодолеть этот комплекс технологической неполноценности, который очень умело навязан электронными средствами информации по указке из-за океана. И, конечно, надо найти финансовые ресурсы. Есть надежда на более тесное сотрудничество с Западной Европой и Японией. Однако главный источник – внутренний. Давно уже назрела необходимость в создании мощного государственного фонда высоких технологий. Немалую роль могли бы сыграть частные фонды высоких технологий. Один из таких фондов создан по инициативе депутата Государственной Думы Степана Сулакшина.

        Как известно, в экономической теории широко используется так называемая пятиэтажная пирамида Маслоу, системно характеризующая потребности людей. На мой взгляд, эта пирамида морально устарела, она не отражает всех реалий конца ХХ в. А именно, в этой пирамиде не отражены такие приобретающие для человека и человечества всё большее значение потребности, как экологические и космические. Сама пирамида отражает психологию потребительского общества, в её основании находятся физиологические потребности - самые безграничные и постоянно возрастающие. Все другие потребности базируются на этом виде потребностей, и чем выше к вершине, тем меньше круг высших потребностей, идёт сужение высших потребностей, по сравнению с низшими. По моему мнению, пирамида Маслоу должна быть существенно модернизирована. Это должна быть усечённая пирамида, перевёрнутая более узким основанием вниз. Внизу, у основания, - физиологические потребности, как и у Маслоу, но ограниченные, по сравнению с высшими потребностями. Далее, как и у Маслоу, идут потребности в безопасности. Я бы их назвал как потребности в безопасности и выживании. Третий этаж, имеющий ещё большее основание, - это экологические потребности. Четвёртый этаж - социальные потребности, или потребности общения. Пятый этаж – это потребности в признании обществом, другими людьми заслуг человека, потребности имиджа, их точнее можно назвать как психологические потребности. Шестой этаж, имеющий наибольшее основание, наибольший круг потребностей – это духовные потребности. И, наконец, у самой вершины пирамиды находятся самые безграничные потребности – это потребности общения с Природой, Космосом, Богом.

        Исходя из такого понимания системы потребностей, вытекают принципиально новые подходы к приоритетам во внутренней и внешней политике Российского государства. Приоритетными по своей значимости должны быть те отрасли, которые создают условия для удовлетворения высших потребностей россиян. Наше государство, к сожалению, очень плохо удовлетворяет низшие потребности, и практически находятся в забвении у российского правительства и Федерального Собрания те отрасли, которые способствуют удовлетворению высших потребностей.

        Необходим новый подход и к проблеме экономической эффективности. По моему мнению, экономическая эффективность не должна подчинять себе высшие ценности справедливости и свободы, превращаясь в самодовлеющий экономизм. Экономический материализм, присущий многим странам Запада, превращает экономику, по словам М. Назарова, в почти не зависящее от воли людей чудище, питающееся их эгоизмом и поощряющее в них постоянное самовоспроизводство, когда в жертву этому экономическому молоху приносятся все ценности цивилизации. Я согласен с точкой зрения М. Назарова, что гармония земной жизни достигается в том случае, когда ценности социальной справедливости, свободы и экономической эффективности, составляющие треугольник, превращаются в пирамиду с вершиной из абсолютных духовных ценностей, определяющих и направленность свободы, и критерии справедливости и ставящих экономическую эффективность в подобающее ей служебное положение. Подобный же взгляд С. Кургиняна выражен таким суждением: не производство ради производства, не производство ради спасения себя, но производство как высшая духовная миссия страны в общечеловеческом космическом плане – вот формула развития России.

Оглавление