Оглавление

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ
КАК ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕСУРСЕ ОБЩЕСТВА

С.В.Тайлакова

Кузбасский технический госуниверситет (Кемерово)

“Любое использование классических представлений немедленно приводит к отказу от использования других классических представлений, в разных аспектах одинаково необходимых для объяснения явления …”

Н. Бор

        Обособление информации в фактор производства, параллельно с развитием технологического применения науки, формирует особую информационную сферу в общественном воспроизводстве. Становится необходимым научное обоснование данных процессов, их условий, социально-экономических последствий.

        С точки зрения положений экономической теории, информация как ее категория рассматривается по-разному.

        А. Смит, Д, Рикардо, Дж. Милль, Л. Вальрас исходили из предположения, что хозяйствующему субъекту точно известно, какими производственными ресурсами (возможностями, факторами) он располагает, что его поведение является результатом рационального выбора из множества известных ему ресурсов. В реальной жизни принципиально невозможно определение всего множества производственных факторов. Развитие в такой экономической системе понимается как переход от одного равновесного состояния к другому. Понятия информации здесь нет, так как сведения, данные и знания, как нечто не овеществленное, неосязаемы и нематериальны.

        Классический подход определяет три основные фактора производства: труд, землю и капитал. Под капиталом понимается весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ. Информация как накопленный запас средств не рассматривается, но присутствует, потому что экономическая ситуация уточняется, определяется и конкретизируется на основе некоторых данных. Интересно, что если в понятие капитала включить информацию, как одно из средств для производства материальных благ (и информации в том числе), то можно построить движение информации по классической схеме, то есть описать переход его из денежной формы в производительную, затем в товарную и т.д. При этом новая информация либо покупается, либо производится, либо продается, что не противоречит действительности.

        С помощью вероятностно-статистических методов К. Шеннон обосновал количественный подход к определению информации: при получении информации уменьшается степень неопределенности по отношению к объекту, явлению, процессу. Понятие “количество информации” отождествляется некоторыми авторами с понятием информации вообще. При рассмотрении информации, обращающейся в обществе, количественных методов недостаточно. Здесь на первый план выступают качественные характеристики: смысл, ценность, полезность, политическая значимость и так далее.

        Обращение к качественной стороне информации вызвало появление новых подходов к определению этой категории. Аксиологический подход связывает понятие информации с понятием ценности, практической значимости. Ценность информации носит субъективный характер, зависит от цели, которую преследует ее потребитель. Если поставленная задача решена, то использованная информация для него уже не представляет интереса, она утрачивает ценность. Таким образом, в обществе, помимо информации, обладающей ценностью, присутствует информация, которая не имеет ценности либо обладает отрицательной ценностью.

        Экономический рост интерпретируется как движение равновесного состояния во времени под влиянием реакции фирм на увеличение предложения производственных ресурсов в рамках заданного множестве технологий. Из информации выделена технология как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов и принята конкретно определенной во времени, что реально невозможно из-за неопределенности инновационных процессов. Поэтому Й.Шумпетер вводит понятие нововведения - фактора, нарушающего равновесие. При переходе экономической системы к новому устойчивому состоянию под действием механизмов конкуренции, предприниматель, первым использовавший нововведение, получает избыточную прибыль, величина которой уменьшается по мере применения данного нововведения другими. Внедрение нововведения и последующий процесс восстановления экономического равновесия на новом уровне отражает неравномерность экономического роста. При таком подходе понятие нововведение предполагает движение, развитие технологического знания, а следовательно, и информации.

        Ф. Хайек, чтобы показать, что информация - такой же производственный ресурс, как труд или природные ресурсы, приводит следующее рассуждение: “Если мы обладаем всей относящейся к делу информацией, если мы можем исходить из заданной системы предпочтений и если мы располагаем полными знаниями об имеющихся средствах, то проблема (определения рационального “экономического порядка” , т.е. объемов производства, удовлетворяющих многообразие потребностей наилучшим способом) сводится к логической задаче. Т.е. ответ на вопрос, как лучше использовать имеющиеся средства, неявно подразумевается в наших допущениях. Условия, которым должно отвечать решение данной оптимизационной задачи, полностью разработаны и могут быть сформулированы математически; в самой краткой формулировке эти условия таковы: предельные нормы замещения любых двух товаров или факторов производства должны быть одинаковыми при использовании этих товаров и факторов.

        Однако это отнюдь не та экономическая проблема, которая стоит перед обществом. И методы экономических расчетов, разработанные для решения названной логической задачи, хотя и важны для решения стоящей перед обществом экономической проблемы, но все же недостаточны для этого. Причина здесь в том, что исходные для экономических расчетов данные по всему обществу никогда не сосредоточиваются в совокупности у одного лица и никогда не могут быть в этом смысле заданными.” .

        Далее он отмечает, что разумное использование ресурсов в общественных масштабах для предотвращения перепроизводства немыслимо без информационного обмена между производителями-потребителями, без рациональной организации использования информации.

        С позиций современной экономической теории, важно преодоление технической и технологической ограниченности понятия “информация”, понимание его как отдельного момента процесса труда и соответствующий подход к информации как к средству производства. Как экономический ресурс, информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, на нее предъявляется платежеспособный спрос. Информационный ресурс влияет на эффективность производства и экономический рост без физического увеличения традиционных ресурсов; оказывает непосредственное действие на субъективный фактор производства, на человека, его интеллектуальный уровень, характер его социального и экономического поведения; способствует ускорению воспроизводства, сокращению времени производства и времени обращения. Информационные ресурсы – это своеобразный ключ к новым возможностям, которые имеются в общественных процессах.

        Реальное воздействие на воспроизводственный процесс информационный ресурс оказывает только тогда, когда информация из общего условия производства сама становится предметом труда, и в народном хозяйстве выделяется сфера производства информации, в развитии которой решающее место принадлежит человеческому фактору.

Оглавление