Оглавление

ФАКТОР НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Г.А. Алехина

Томский политехнический университет

        Развитию социально-экономических систем объективно присуща неопределенность. В новых условиях хозяйствования, когда преобладают экономические методы регулирования хозяйственных субъектов, высок уровень стихийности и противоречивости происходящих социально-экономических и политических процессов, неопределенность и риск взаимодействия субъектов, функционирующих в регионах, недооцениваются и остаются малоизученными.

        Известно, что разделение труда в нашей стране многие годы определялось природными предпосылками, расчетами приведенных народнохозяйственных затрат, политическими и национальными соображениями и военными доктринами. Децентрализация управления, переход к экономической самостоятельности субъектов Федерации в сочетании с низкой эффективностью экономики страны и невозможностью устойчивого дотационного поддержания всех нуждающихся регионов усиливают риск нежелательных социальных последствий от разрушения региональных, производственных структур. Население региона выступает как "заложник" сложившейся производственной структуры, страдает от низких доходов, безработицы, социальной напряженности, сопровождаемой ростом преступности.

        Практики не ожидали, что при получении самостоятельности на региональные субъекты власти ляжет целый комплекс проблем поддержания уровня занятости и жизнедеятельности населения, при том что риск ненаполняемости региональных бюджетов и нехватки ресурсов стал перманентным. Доля риска и объем соответствующих резервов колеблются из-за уровня рыночной конъюнктуры и степени регулируемости региональных взаимодействий центра и региона, региона и финансово-кредитных структур, сочетания отдельных факторов риска, имеющих свою специфику в каждом регионе.

        Именно субъекты Федерации при отсутствии планирования, в новых условиях хозяйствования, нуждаются в осознании того, что же является аналогом надежности существования хозяйственного субъекта или экономической системы в целом. Риск и неопределенность экономических процессов неизбежно будут проявляться, поскольку финансовая и материально-техническая система, построенная в СССР, в настоящее время разрушена.

        Проблема отслеживания региональных рисков должна лежать в области компетенции местных администраций, но в конечном счете население несет на себе весь груз последствий неразвитости рынка или его неэффективного функцирования. Недооценка этого факта лишает государство и администрации регионов возможности принимать позитивные меры по созданию страховых фондов, которые могли бы смягчать ущерб от резкой деформации хозяйственной структуры региона.

        Существенным фактором риска является взаимодействие экономических субъектов в условиях неопределенности рыночных процессов. Локальный риск потерь каждого экономического субъекта зависит от неопределенности проявления различных факторов риска: экономического (тенденции в экономическом развитии региона), социального (уровень социальной напряженности), политического (активность влияния политических взглядов на управление), криминального (уровень преступности в регионе), экологического (уровень загрязнения окружающей среды).

        В рыночной экономике каждый из субъектов ориентируется на достижение собственных целей. Общей характеристикой этих целей является стремление к воспроизводству условий для самодостаточного (независимого) существования экономических субъектов.

        В рыночной экономической среде региона типичным становится риск, который складывается, во-первых, из риска собственной деятельности (локальные риски) и, во-вторых, из риска взаимодействия с другими экономическими субъектами региона.

        Первый вид риска достаточно изучен применительно к деятельности предприятий производственной сферы и различных учреждений финансово-кредитной системы, экономической деятельности населения.

        Риск взаимодействия экономических субъектов в рамках региональной системы более сложен, поскольку нельзя заранее точно знать, как сформируются перекрещивающиеся денежные потоки в регионе и каковы будут последствия возникновения локальных рисков отдельных субъектов. Например, когда платежи в федеральный и территориальный бюджеты, во внебюджетные фонды поступают несвоевременно или неполно, возникает риск невыполнения расходных статей бюджетов, связанных с содержанием непроизводственной сферы, выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, выплатой пенсий и т. п. Это делает невозможным для местных органов власти выполнять находящиеся в их компетенции экономические функции в полном объеме, что порождает кризисные ситуации в различных сферах жизнеобеспечения региона.

        Многие экономические ситуации выглядят неоднозначно с точки зрения рисков, что следует учитывать. Например, внутри регионов имеется существенная задолженность по зарплате населению и налоговым платежам в бюджет и одновременно с этим у населения сосредоточены значительные наличные запасы валюты, которые, по оценке экспертов, уже составляют миллиарды долларов. Одна часть населения недоедает, а другая "уменьшает" свои риски: не желая хранить деньги в банках или вкладывать их в ценные бумаги, скупает валюту, тем самым инвестируя американскую экономику, при наличии ряда производств в регионе, нуждающихся в инвестициях.

        Каждый субъект Федерации связан со всеми регионами как материальными, так и финансовыми потоками. Локальный риск экономических субъектов в региональной системе из-за их финансовой взаимосвязанности порождает добавочный эффект: возникает явление интегрального регионального риска, который формируется в условиях неопределенности экономического взаимодействия субъектов. Интегральный экономический риск характеризует степень надежности воспроизводства уже не отдельного субъекта, а всей региональной системы в целом. Нехватка ресурсов в региональной системе либо должна покрываться извне, либо следует менять саму структуру регионального хозяйства в сторону повышения ее эффектовности - путем отмирания неэффективных производств, вытеснения избыточной рабочей силы и др. Вместе с тем в регионе должны существовать социальные гарантии населению на период реструктуризации экономики, т. е. в любом случае речь идет о размере страховых или резервных фондах, которыми должна располагать страна и регион для поддержания стационарной структуры или ее реструктуризации.

        По-видимому, также следует разрабатывать сценарии компромиссов рисков для экономических субъектов региона, когда риск невозможно исключить полностью, но для каждого из участников его можно довести до определенного уровня приемлемости при существующей стационарной структуре.

Оглавление