Оглавление

ОПЫТ СИНХРОНИЗАЦИИ ГАЛАКТИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ
ЦИКЛОВ ЭВОЛЮЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОГНОЗА

И.Н.Задде

Томский государственный университет

        Проблема современного критического состояния цивилизации в целом и России в частности не может не беспокоить прогрессивное человечество. Культурный смысл современного кризиса, а по сути - утраты равновесия биологически-видовых, социальных и духовных признаков цивилизации, существующих на протяжении последних 40-50 тыс. лет и составляющих основу развития общества, свидетельствует о наступлении фазы перехода в новое эпохальное состояние культуры, требующего гуманитарного поиска нетрадиционного стратегического решения, новых смысловых соответствий.

        Подобно тому, как в верхнем палеолите, в каменном веке, культура была подавлена природой, так в наше время индустриальная культура подавлена техникой. Но в обоих, столь отдаленных во времени случаях человечество испытывает предельное и критическое для себя состояние [1]. Более того, согласно гипотезе Хосе Аргуэльеса [2], провидцы древней цивилизации Майя указывают 2012 год как год "настройки на единство и галактический резонанс" локального планетарного разума с космическим.

        Согласно этой концепции, 2012 год является точкой главной галактической синхронизации, годом завершения гармонической трансформации мира, приведения его во внутренний гармонический резонанс. Вместе с тем это и год завершения Великого космического цикла, начавшегося в 3113 г. до н. э., то есть равного 5125 годам. "Код, скрытый за Великим циклом, - это и ключ к пониманию нашей собственной истории", -пишет Аргуэльес. Ситуация, по его мнению, означает необходимость рывка "на запредельную ментальную территорию", которая объявлена запретной, или табу доминирующими культурными стандартами.

        Попытаемся, однако, привести в соответствие сказанное и некоторые аспекты современного знания.

        Циклы, выделенные нами на основе пушкинской теории цикличности [3] и биологической организационной концепции [4] (предметом которой тоже являются циклы, но это циклы организмической самоорганизации, элементарнейший из которых был открыт и описан нами еще в 1971 г. [5]), а также проявление внутренней логики в циклической эволюции цивилизаций, особенно ее последнего периода, хорошо резонируют с указанными выше датами [6].

        Так, выявленные нами парные ритмы 314-, 2,5- и 20-тысячелетние оказываются как бы вложенными в четырехфазные 628-, 5- и 40-тысячелетние циклы, соответствуют основным периодам палеонтологической летописи нашей земной истории и отражают ее как по смыслу, так и по логике развития [6].

        При этом парные ритмы означают "переход в свою противоположность" - революционных периодов, а четырехфазные - последовательную смену состояний "нормального" или относительно устойчивого развития цивилизаций, но отражают их "накопительную" функцию того или иного социального качества. Например, 78,5-летние пушкинские циклы, означающие рубежи социальных преобразований, отражают соответственно состояния: "настроения", "мировоззрения", "экономики" и "управления", точнее политики. Фактически - это путь преобразований от эмоций, через развитие или трансформацию мировоззренческих представлений, в связи с кардинальным переходом их и общества "в свою противоположность", к развитию на их основе экономики и политики. В определенные отрезки времени доминирующим оказывается одно из этих состояний. То же относится, по-видимому, и к глобальным циклам, но уже в общепланетарном масштабе.

        Вмесие с тем остается нераскрытой более близкая нам по времени эпоха развертывания политических и мировоззренческих баталий, приведших к социальным, экономическим и экологическим катаклизмам. Поэтому в задачу настоящего сообщения входит попытка наметить основные тенденции в динамике развития культуры, как исторического типа, на протяжении 2,5 тысячелетнего отрезка времени, так как малые отрезки времени хотя и позволяют получить углубленное знание о них, но не дают целостного представления о социокультурном развитии в динамике. Однако и в данном случае это будет всего лишь общий абрис, расстановка коренных отметок на пути восстановления (конструирования) целостной картины.

        Прежде всего возникает вопрос, под каким "флагом", доминирующим акцентом развивается тот или иной цикл. Если малые, 78,5- летние циклы 314-летнего парного ритма означают последовательную смену "настроения", "мировоззрения", "экономики" и "политики", то, что означают в этом смысле крупные периоды: 628-, 2,5- и 5-тысячелетние? Мы склонны думать, что и в них соблюдается та же последовательность, отличаясь мерой, степенью развитости своих признаков, с одной стороны, и зарождением признаков противоположной культуры или цивилизации - с другой. Попытаемся рассмотреть этот вопрос более конкретно.

        Временно опуская некоторые моменты средневековой истории, на которую приходится дважды по 628 лет, Возрождения и Нового времени (по 314 лет) и, отмечая основные вехи развития политической, научной и философско-мировоззренческой традиции, нетрудно заметить, что, начиная с 1500 г., когда Европа "пошла в гору", а Россия и не западные страны, наоборот, претерпели упадок, ослабление и торможение в развитии (по К.Ясперсу), бросаются в глаза доминирующие позиции политики в общественной жизни общества.

        Вслед за эпохой Возрождения, давшей великих художников, поэтов, архитекторов, "одержимых идеей создания иного (!) бытия", на политическом горизонте появляются такие фигуры, как Макиавелли (1469-1527) – буржуазный идеолог и творец концепции сильного национального государства, вся мощь которого направлена на подавление недовольства народных масс, и в оппозиции к нему: Лютер - начало реформирования (1517-1521), Томас Мор со своей работой "О наилучшем устройстве государства"(1561), Томас Мюнцер (1490-1525) с радикальной политической программой, впервые выдвинувшей требования отмены частной собственности, обобществления имущества, ликвидации сословных различий, чуждой народу государственной власти, и Кампанелла, выпустивший в свет в 1602 г. свой знаменитый труд "Город солнца".

        Знаменательно, что на другом временном полюсе, спустя 317 лет (ср. с минимальным парным ритмом в 314 лет, связанным с переходом "в свою противоположность"), Макиавелли противостоит К.Маркс, с его экономико-коммунистической идеологией, который, однако, допускает в свою концепцию (а вслед за ним и все его последователи) идеологию государства Макиавелли. Отсюда одно из трагичных теоретических противоречий марксизма-ленинизма, "благополучно" перекочевавшее в практику советского общества. Году выхода в свет "Города солнца" (1602) через 315 лет соответствует Великая Октябрьская революция, как попытка практического воплощения идей "иного политического миропорядка". Едва ли обе эти цифры являются случайными совпадениями, обе они – свидетельство начала нового 314-летнего ритма в новом же 628-летнем цикле 2,5- и 5-тысячелетних глобальных циклов с учетом древнегреческого времени, так как оно логически и фактически входит сюда.

        Таким образом, в общей траектории развития исторического типа культуры, конкретно - западной цивилизации, можно выделить, по крайней мере, три "точки бифуркации", каждая из которых формирует свой уровень развития и отвечает за последовательное формирование доминирующих акцентов развития. Одновременно формируется цивилизационный центр, социокультурное ядро, дающее исходное начало новой 2,5-тысячелетней эпохе культурного развития, противоположной по своему смыслу, характеру и содержанию предшествующей эпохе.

        Первая, начальная точка бифуркации, пришедшаяся на период 500-600 лет до н. э., дала "веер" философско-мировоззренческих концепций в лице, например Фалеса, Гераклита, Сократа, Ксенофона, создавших первое философское обоснование целостности и единства мира, его вечности и неуничтожимости, вечной подвижности и диалектики; противоположная этому движению тенденция, инициированная Левкиппом и Демокритом, которые обосновывали атомарное строение материи и случайный характер его движения; плюс софистика и риторика Протагора - в политике были восприняты доминирующим сознанием того и последующего за ним времени. В рамках этого сознания происходит сначала нарастание процесса развития политической демократии с ее "свободой слова", двоякомыслием и софистикой, которую уже Сократ клеймил как "деградацию положительной политической свободы вообще" и постепенное назревание перехода "в свою противоположность", очевидцами которого мы все являемся. Но эту противоположность мы не принимаем как необходимую историческую данность, а с одержимостью, достойной лучшего применения, продолжаем цепляться за отжившие свой век стандарты и, вслед за ошибками, сокрытыми в марксистско-ленинской идеологии, допускаем еще более порочную ошибку - движение вспять.

        Таким образом, древнегреческой философией была заложена основа как целостного, так и дифференцированного подходов к формированию последующего мировоззрения и сознания. Мир, как известно, пошел по второму пути и зашел в тупик. Кстати, к этому же времени (600 лет до н.э.) относится и первое поселение в Центральной Америке сапотеков – предшественников великих Майя, исполнителей миссии, как полагают, резонансной настройки космического мира на единство и гармонию.

        В то же время поступательный процесс развития мировоззрения западной цивилизации последовательно привел к появлению Коперника, Галилея, Декарта, Бэкона и Ньютона, последнему из которых выпала честь научного обоснования в 1687 г. в его "Математических началах натуральной философии" и механистической картины мира, и, через нее, посредством материализации научных идей, современной индустриальной культуры, которая хотя и не приходит в упадок сама по себе, но создала такую среду обитания для человека, духовную и физическую, что он уже не в состоянии ее усвоить без угрозы самоотравления и самоуничтожения.

        Менее четко и определенно выглядит процесс противополагания в научной сфере. Однако и в этом, самом заземленном слое социокультурного уровня развития цивилизации уже в 1809 г. наметилась первая научная альтернатива даже еще не могущего быть тогда, а будущего мировоззрения.

        Мы имеем в виду оппозицию учений Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина, отличающихся друг от друга категориальными основаниями принятых ими теоретических гипотез - "закономерности" и "случайности". Это обстоятельство возвращает нас к далеким векам до новой эры, к истокам философии, впервые поставившим эту проблему, а также связанную с ней проблему целостности и единства мира, идеи которой в то время не были восприняты и развиты в единую цепь, траекторию или последовательную линию развития цивилизации. Только сегодня наступило время позитивного развития и целостного подхода, целостного (холистического) мировоззрения и восприятия, на основе интеграции и синтеза всего массива накопленного знания ("неотрефлексированной магмы идей"), с последующим претворением их в повседневную деятельность.

        Расчетное время начала этого периода и начала конца механистического мировоззрения, вместе с сотворенным им историческим типом культуры, приходится примерно на (1687+314) - 2001 год. Для России же, согласно нумерологическим расчетам, это время приходится на 2016 год, в связи с необоснованными и необдуманными действиями по перестройке и реформированию нашей страны. Эта цифра, кстати, тоже близко совпадает с датой, названной прогнозом Майя - 2012 год, что лишь укрепляет нас в правоте рассмотренных результатов исследования.

Литература

  1. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 159 с.
  2. Аргуэльес Хосе. Фактор Майя: внетехнологический путь. - Томск: Зодиак, 1994.
  3. Мирзоян Е.Л., Куликов К.Н. Пушкинская циклическая наука. Теория цикла // Циклы природы и общества: Материалы 4 Межд. конф. "Циклы природы и общества", ч. 1. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 1996. - С. 60-70.
  4. Задде И.Н. Организованность - фундаментальное свойство живого / Рукопись, депонир. в ВИНИТИ N 990-84. - Деп. от 21.02.84. - Томск, 1984. - 15 с.
  5. Задде И.Н. Среда, склерофикация тканей и накопление масла в листьях некоторых вечнозеленых растений // Проблемы экологии. - 1971. – Т. 2.
  6. Задде И.Н. Некоторые проблемы образования и культуры в контексте глобальной эволюции цивилизаций // Экология человека: духовное здоровье и реализация творческого потенциала личности. – Новосибирск, 1989. - Т.2, ч.1. - С. 269-285.

Оглавление