Оглавление

ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ: ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

И.А.Кутявина

Томский политехнический институт

        1. Любая социально-экономическая система - это сложный самоорганизующийся объект, развивающийся под влиянием многих изменяющихся факторов, как внутренних, так и внешних.

        Значимое и непрерывное влияние на развитие социально-экономических систем оказывает принцип неопределенности и аттрактивные цели, возникающие и формирующиеся в процессе развития СЭС.

        Если обратиться к сути принципа неопределенности, который был выведен для физических процессов В. Гейзенбергом (1989) и обоснован как неотъемлемая часть социально-экономических процессов Дж. Соросом (1996), то он заключается в следующем: "одноранговые социально-экономические системы имеют примерно одинаковую длительность характерного времени развития. Человек-наблюдатель, находясь внутри системы и являясь участником процесса (составным элементом, взаимодействующим со множеством подобных элементов системы), получает неопределенность ее развития. Пока измеряется состояние одной из одноранговых частей системы, существенно изменяется состояние других, влекущих к изменению состояния измеряемой" [1, с. 148]. Объективность суждения об изменениях в социально-экономических системах, таким образом, практически отсутствует, поскольку наблюдатель лишен возможности повторения опыта или эксперимента из-за постоянных изменений, как в самом объекте исследования, так и самого наблюдателя-исследователя, как составной части системы.

        2. Предметом исследования данной работы является, прежде всего, социальная составляющая принципа неопределенности в социально-экономических системах, и, следовательно, принцип неопределенности будет рассматриваться с точки зрения влияния на общество, общественные настроения, духовные сферы общества, взаимовлияния традиционных взглядов и новационных сдвигов.

        3. В работе [1] развитие СЭС исследуется с точки зрения синергетики, но представляется необходимым и философский анализ их развития, в частности, роли человека и общества в развитии СЭС.

        Если рассуждать о роли человека и общества в развитии социально-экономических систем и принципе неопределенности в их функционировании, то перед нами встает целый ряд глобальных вопросов. Как человек и общество в своем бытии влияют на развитие СЭС? Происходит ли функционирование СЭС в соответствии с социальными и духовными интересами общества и личности? В чем, собственно, заключаются социальные и духовные интересы личности и общества? И, наконец, как влияет принцип неопределенности в развитии социально-экономических систем на духовное состояние общества и человека?

        Попробуем ответить на данные вопросы, опираясь на экзистенциальную философию К. Яспера. Почему именно его? Потому что в центре его философии стоит человек и история сообществ, духовная ситуация времени, роль философии, науки, образования в условиях духовной опустошенности.

        4. Принцип неопределенности в развитии социально-экономических систем ставит перед человеком проблему непредсказуемости в ее функционировании, к тому же цели развития СЭС, заложенные изначально как благие, в ходе процесса объективно видоизменяются на так называемые аттрактивные, которые способны привести к совершенно противоположному результату [см. 1].

        Но ведь прогнозирование результата, причем предположительное, а отнюдь не точное, сформулированное как цель, возможно лишь в точных науках. Там, где действует человеческий, социальный фактор, там, где идеи формирования системы формулируются без учета традиций, там результат функционирования системы не приводит к намеченному результату.

        Так было в истории России не единожды. Стремление революционной интеллигенции освободить народ путем социальной революции привело к воссозданию "империи" и установлению диктатуры одной партии. Стремление реформировать экономику по западному образцу и рецепту привело к всеобщему обвалу и краху.

        5. В конце ХХ в. с предельной определенностью становится ясным, что человек стал практически функцией в руках государственных аппаратов всех стран. Этому способствовали все большая дифференциация и специализация наук и средства массовой информации, которые являются проводниками идей государственных аппаратов. Целью государственных аппаратов является удовлетворение потребностей элит, причем потребностей низшего уровня (потребностями низшего уровня здесь обозначен весь комплекс материальных потребностей человека - потребностей, обеспечивающих функционирование человека как биологической особи). К этим же потребностям следует отнести и волю к власти как самоцель.

        6. В доиндустриальном обществе человек был мало вычленен из природы и социума, он еще не осознавал себя как индивидуальность, самоценный субъект и был погружен в духовное единство с трансцендентным Богом. Процесс индивидуализации и рационализации сознания человека привел, в конечном итоге, к формированию современного цивилизованного мира. Но, вместе со всеми положительными сторонами, он повлек за собой разрыв Знания и Веры, утрату целостности бытия, утрату прежних социальных связей, т.е. коммуникаций; это, в свою очередь, порождает страх и неуверенность в будущем. Итак, мы видим что принцип неопределенности свойственен и для бытия отдельного человека, а следовательно, и общества в целом.

        7. Каким образом возможно преодоление этого страха и неуверенности? Один из вариантов предлагается экзистенциальной философией, а в частности С.Кьекегором и К.Ясперсом. Они считают, что человек связан с трансцендентным, с Богом не через разум, а через существование, через свой бытийный корень.

        Ясперс в поисках истинной коммуникации предлагает концепцию различных уровней человеческого "Я".         1-й уровень - "Я" эмпирическое: человек как часть природы, как тело, стремящееся к удовлетворению своих потребностей, руководствующееся инстинктом самосохранения, ищущее удовольствия и избегающее страданий, пытающееся без страха смотреть в будущее. Форма коммуникации людей на этом уровне обеспечена необходимостью выживания. Принцип утилитаризма при этом является господствующим при общении. Заметим, что человечество остановилось в своей подавляющей массе именно на этом уровне коммуникации. 2-й уровень - человек как "создание вообще"; так преимущественно рассматривала его рационалистическая философия нового времени. При этом "Я" лишено эмпирического определения, отличающего индивидов на природном уровне, и выступает как всеобщее тождество, являя собою сознание как таковое, некоторое надындивидуальное начало, трансцендентальную субъективность, которая есть условие объективного бытия. Этот уровень "Я" Ясперс называет предметным сознанием. "Сознание вообще" изучается логикой и философией, а предметный мир – естественными науками.

        Коммуникация людей на этом уровне осуществляется через закон, который каждым признается как справедливый.

        Ясперс считает, что коммуникация людей на основе права и коммуникация ученых в области научных исследований имеет один общий исток, корень – это единство "сознания вообще". При этом эмпирический индивид имеет одно значительное преимущество перед "сознанием вообще", он действительно существует во времени и пространстве, а "сознание вообще" значимо, но не действительно. Оно приобретает свою "всеобщность" и вневременность, жертвуя своей действительностью.

        Ясперс в описании уровней "Я" следует в русле развития философской мысли. "Сознание вообще" есть, по сути, "рассудок" немецкого идеализма. Рассудок в философии немецкого идеализма признается ограниченным, а более высоким, по сравнению с ним, признается уровень разума, или духа. Ясперс определяет дух как "целостность... мышления, деятельности, чувства" [см. 2, с.14]. Дух, по мнению Ясперса, есть временное событие, и в этом качестве он сходен с наличным бытием, с непосредственно эмпирическим "Я", но, в отличие от последнего, он движется с помощью рефлексии знания.

        Какова роль человека, индивида в сфере духа? Индивид в этой сфере – момент в жизни целого, целое олицетворяет собой идею - народ, нация, государство, определяет место и значение индивида. Каким образом осуществляется коммуникация в сфере духа? Из общественной субстанции создается идея целого, и человек в субстанциональном целом сознает себя стоящим на своем месте, имеющим особые смысл и роль внутри целого, и определяется целым. Коммуникация в данном случае происходит на уровне организм – отдельный член. Индивид отличен от остальных, но составляет с ними одно в объемлющем всех порядке.

        В концепции уровней человеческого "Я" Ясперс представляет 3 типа социальности, как способов организации общества. Первый – организация на основе частных интересов изолированных индивидов. Второй – организация формально-правовая, где каждый равен любому другому. Третий – организация типа неформальных общин, органическая целостность людей, объединенных на национальной или духовной основе. Все они имеют право на существование на своем месте. Но эти уровни социальности и коммуникации не должны абсолютизироваться, по мнению Ясперса, поскольку они не затрагивают самого глубинного ядра человеческой личности, а именно экзистенции.

        Экзистенция – это свобода, в которой коренится бытие самости. Экзистенция не должна рассматриваться как предмет научного познания и философского созерцания.

        Ясперс трактует свободу в русле кантовской традиции, где поступки человека диктуются отнюдь не частными, эгоистическими интересами. Но в трактовке свободы Ясперс идет дальше Канта и исключает рассмотрение с точки зрения всеобщности ее принципа, поскольку последний присущ только рассудку и имеет внутримировой характер. Свобода, по Ясперсу, выходит за пределы имманентности, природной и нравственной, и соприкасается с трансцендентностью, которая освобождает индивида. Экзистенция, не создавая самое себя, находит в трансценденции свой независимый источник. Таким образом, свобода преобразуется в своего рода свободную необходимость.

        В дальнейшем Ясперс сосредотачивает внимание на раскрытии единства разума и экзистенции, поскольку отказ от всеобщности породил невозможность отличить свободу от индивидуального произвола личности. Экзистенция понимается как источник бытия, а разум – необходимое условие существования экзистенции, ибо его отсутствие ведет к произволу, к слепому насилию.

        Проблему разума и экзистенции, как проблему универсального и уникального, всеобщего и единственного, Ясперс пытается разрешить через коммуникацию. Общение людей, порождающее тот или иной тип социальности, связи людей, – это структурный момент человеческого бытия, универсальное условие бытия. Следовательно, без коммуникации невозможна свобода.

        Экзистенция сообщается с другой экзистенцией, порождая реальность особого рода, высшую форму коммуникации как способа соединения разума и экзистенции. Если экзистенция понимается как бытийное ядро личности, то разум вносит в нее начало понимания.

        В дальнейшем Ясперс нашел понятие, позволяющее соединить те проблемы, которые волновали его ранее, а именно понятия разума и экзистенции. Он сформулировал понятие философской веры. Последняя отличается от религиозной тем, что в своей основе нуждается в некоторой доле скептицизма, т.е. сознания, что существуют вопросы, не доступные человеческому разуму, и, следовательно, знание о подобной реальности может выступать лишь как осознанное незнание. Эта реальность и есть предмет философской веры.

        В процессе осмысления этого понятия Ясперс дискутирует с Ницше, который критиковал философию Просвещения за гиперрационализм и требование перекроить реальность, исходя из принципов человеческого разума, которому, якобы, все доступно.

        Ницше утверждал, что демифологизация приводит к утрате смысла жизни, который воплощал в себе миф. Ясперс же доказывает, что демифологизация не привела к утрате смысла существования, если допускает существование бытия трансцендентной мысли. Скептицизм, по Ясперсу, не отвергает сущее, указывает не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое, которое является предметом незнания, а значит веры. Незнание для Ясперса не субъективный показатель бессилия разума, а объективное свидетельство наличия особого рода бытия – трансценденции. Трансценденция не доказуема с помощью положительных аргументов разума, и поэтому в термине Ясперса присутствует понятие веры, но она философская, поскольку предполагает знания о трансценденции, подтвержденные отрицательными аргументами разума.

        Ясперс ищет общий духовный исток человеческой истории для интерпретации мирового исторического процесса с позиций философской веры и находит его в так называемом "осевом времени". Вопрос ставится так: возможна ли общая вера для всего человечества. Философская вера не заключена в мировых религиях, она гораздо глубже. Время ее пробуждения - 800-200 гг. до н.э. В этот период формируются духовные движения и тип человека, который, согласно Ясперсу, существует и поныне. Это время рождения мировых религий и философии. Почти одновременно и независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Их близость и, следовательно, основная характеристика осевой эпохи – это прорыв мифологического миросозерцания. Человек впервые пробудился к ясному мышлению, возникла рефлексия, недоверие к непосредственному опыту и эмпирическому знанию, следовательно, возникли предпосылки философского мышления. Человек впервые понял хрупкость своего бытия, свои границы, поставил перед собою вопросы и создал образы и идеи, с помощью которых можно жить дальше. Человечество создало мировые религии спасения, началась рационализация. Все это приводит к постановке проблемы смысла существования, смысла бытия. "Завершилась эпоха мифологическая с ее самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности и рационально проясненного опыта; борьба за трансцендентного единого Бога… Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением… Человек больше не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей" [см. 2, с.23].

        Проблема бытия встает перед каждым человеком индивидуально и перед социумом в целом. Возможности человека и безграничны, и имеют границы.

        В мире существуют некие анонимные силы. Анонимные силы в философии Ясперса это аналоги неопределенности в синергетике. "Анонимное есть подлинное бытие, открытость которому единственно и создает уверенность в том, что не существует ничто. Но анонимное – одновременно и существование небытия, чья сила ни с чем не сравнима и не может быть постигнута, хотя она и грозит всему уничтожением. Оно есть то, единение с чем возвышает меня, и есть то, с чем я должен бороться, когда ищу бытие. Но и эта борьба своеобразна. Существование небытия кажется то исчезнувшим, то внезапно господствует над всем. В нем сосредоточено нечто зловещее, связанное с беспокойством вследствие неуверенности в том, против чего и за что идет борьба" [3, с.397]. Человек, существуя во времени, в истории всегда испытывает "беспокойство его всегда незавершенного существования", беспокойство неопределенностью единства наступающей эпохи, беспокойство промежуточностью своего существования. Анонимные силы ускользают, меняя свой облик. Все это прорывает планомерное существование и опустошает самобытие человека.

        Однако решение проблемы лежит именно в поисках самобытия. "В самобытии человека начинается то, что лишь затем осуществляется в мире. Когда в бездушном существовании мир как будто становится безнадежным, в человеке сохраняется то, что в данный момент вернулось к чистой возможности. Если сегодня в отчаянии спрашивают, что же еще осталось в этом мире, то каждому следует ответить: то, что ты есть, потому что ты можешь" [3, с.399]. Каждый человек должен вести борьбу за свою подлинную сущность. Или он устоит в этой борьбе, или будет побежден, в зависимости от того, насколько он уверен в основе своего бытия, в действительности своей жизни.

        Овладев механизмом своего существования, человек должен осуществить в коммуникации связь самости с самостью, создавая социальную страту подобных себе, иначе "он окажется в бездушной покинутости своего существования просто функцией". [3, с. 339].

Литература

  1. Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. - Томск, 1998. - 324 с.
  2. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. - С.5-26.
  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. - 528 с.

Оглавление