Оглавление

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

М.А.Данченко

Институт оптического мониторинга, СО РАН Томск

        Стратегическое видение приоритетных мировых проблем в области природопользования и глобальный подход к их решению возможны путем совершенствования механизма согласованного управления на всех уровнях - от локального до глобального. При этом первостепенной задачей становится разработка методов принятия решений в условиях неопределенности.

        Существует представление, что проблемы природопользования можно успешно решать совершенствованием системы цен на природные ресурсы и другими экономическими мерами в рамках рыночной экономики. Подобное заблуждение связано с эффективностью рыночных отношений в сфере производства. В развитых странах рыночные отношения стимулируют трудовую активность, способствуют развитию экономики. Но одновременно рыночная экономика неизбежно вовлекает в производство и переводит в отходы все большее количество материальных ресурсов, она усугубляет экологические проблемы и не может противостоять экологической катастрофе [1].

        В докладе Римского клуба под названием “Первая глобальная революция” [2] установлена в деталях взаимосвязь и соотношение экологических и экономических проблем в мире. В этом труде особо подчеркнуты ограничения рыночной экономики и необходимость ее регулирования, как для решения экологических проблем, так и для построения устойчивого общества: “Устойчивое общество никогда не возникнет в рамках мировой экономики, которая опирается на действие рыночных сил, далеко не всемогущих”; “рынок плохо приспособлен к действиям, имеющим перспективную направленность, затрагивающую интересы будущих поколений”, “он (рынок – М.Д.) функционирует в основном в соответствии с краткосрочными интересами и вследствие этого может указать неверное направление” [2, с. 252]. Поэтому, используя рыночный механизм, следует совершенствовать систему мер его регулирования, особенно при решении стратегических задач.

        В настоящее время система централизованного планирования, разработанная в СССР, подвергается необоснованному осуждению. Как и любая система хозяйствования, она имеет и положительные, и отрицательные стороны. Часто забывают, что во многих странах местные и региональные экологические проблемы наиболее успешно решают именно централизованными методами. Они заключаются в законодательном определении норм природопользования, разного рода запретов и ограничений, систем наказания, а также поощрений, при соблюдении экологически обоснованных правил поведения в производственной деятельности и в быту.

        Положительные стороны централизованного планирования применяются развитыми странами с рыночным укладом экономики, в виде территориального планирования. Считается, что подобное планирование является наиболее действенным инструментом решения региональных экологических проблем. Например, в США был разработан комплексный план по восстановлению природных условий и хозяйства долины р. Теннесси ( приток р. Огайо). В соответствии с этим планом, в бассейне р. Теннесси зарегулированы реки, проведены работы по борьбе с эрозией почв, осуществлены обширные посадки лесов, предусмотрены пути природосберегающего развития экономики региона.

        В Нидерландах успешно осуществляется “Дельта-план”, в соответствии с которым проводят большие работы по осушению земель, затопленных морем. Китай приступил к претворению в жизнь грандиозного плана по обузданию катастрофических стихийных процессов в долине р. Янцзы.

        В Канаде правительство провинции Альберта создало специальный комитет по интеграции управления природными ресурсами, который включает в себя специалистов по различным отраслям знаний. В задачу комитета входит разработка рекомендаций по комплексному управлению природопользованием. Так, для лесного хозяйства, применяется разработка и согласование перспективных планов, предназначенных для лесопромышленных компаний. При перспективном планировании лесопользования компания предусматривает как текущие, так и стратегические цели - по воспроизводству и использованию не только ресурсов древесины, но и животного мира лесов. Так, например, крупная лесопромышленная компания Weldwood, владеющая примерно 10 тыс. км2 лесной площади в провинции Альберта, начиная с 1983 г. по собственной инициативе осуществляет как текущее, так и перспективное планирование лесопользования, с учетом воспроизводства диких животных, рыбы, улучшения условий для рекреационного использования территории, которой владеет компания.

        Сотрудничество правительственных органов и лесопромышленных компаний Канады в области интегрального планирования использования природных ресурсов лесной территории предусматривает постоянное информирование общественности о своей деятельности и учет ее мнения и предложений по совершенствованию управления природными ресурсами.

        Таким образом, глобальные экологические проблемы не могут быть решены без применения централизованных методов управления. Однако использование таких мер защиты природной среды порой встречает противодействие. Это связано с тем, что они могут противоречить экономическим интересам отдельных стран. На конференции в Рио-де-Жанейро (1992) США отказались подписать Международную конвенцию об охране биологического разнообразия. Эти соглашения резко ограничивают вывоз редких биологических видов из других стран, что значительно осложняет деятельность биотехнической индустрии США, а она обеспечивает стране получение 4,5% ее национального продукта.

        При разработке методов стратегического планирования природопользования и охраны природы часто очень трудно предугадать последствия различных экологических катастроф, таких, например, как концентрации на поверхности земли радиоактивных веществ, в силу прежде всего недостаточности человеческих знаний. Экологи часто сталкиваются с ситуацией, когда действует принцип неопределенности (неполноты информации). Информация при проведении акций по преобразованию и вообще любому изменению природы всегда недостаточна для планирования всех возможных результатов таких действий, особенно в далекой перспективе, когда разовьются все природные цепные реакции. Связано это с исключительной сложностью природных систем, их индивидуальной уникальностью (что делает невозможным типовое моделирование процессов) и с неизбежностью природных цепных реакций, характер и направленность которых трудно предсказать. Непосредственные исследования в природе и натуральные эксперименты, знание естественной динамики природных процессов, привлечение аналогов несколько снижают действие принципа неполноты информации, но не снимают его полностью. Всегда остаются неисследованными различные варианты. Круг ожидаемых и не ожидаемых последствий шире, чем существующие модели, а часто и вообще имеющиеся знания.

        Часто в качестве примера удачного решения локальных и даже региональных экологических проблем приводят состояние природной среды в развитых государствах. В Лондоне, Токио, Питтсбурге и некоторых других регионах действительно удалось избавиться от смога, различных загрязнителей воздуха и воды. Но нельзя забывать, что подобные локальные экологические успехи неизбежно сопровождаются ухудшением окружающей среды в остальной части мира, подрывают компенсационные возможности биосферы в целом. Это обусловлено тем, что решение местных экологических проблем осуществляется за счет внесения со стороны дополнительных объемов вещества и энергии и сопровождается беспрерывным выносом отходов.

        Относительное благополучие окружающей среды в развитых странах достигнуто за счет переноса загрязняющих производств в другие регионы. Разрушение природных условий бедных стран происходит и в результате интенсивной добычи в них природных ресурсов, идущих для удовлетворения нужд потребительской экономики богатых государств. Развивающиеся страны не в состоянии решать возникающие экологические проблемы из-за углубляющейся бедности и нищеты. Как отметила Г.Х. Брутланд, нищета по сей день остается в отсталых странах одним из главных недугов, истощающих и разрушающих природу. В борьбе за выживание неимущие, не видя иного выхода, вынуждены подвергать окружающую среду непомерным для нее нагрузкам.

        Следовательно, при разработке политики, связанной с рациональным использованием природных ресурсов, необходимо изменить фундаментальное определение развития. Оно не должно идти по тому пути, по которому шли промышленно развитые страны. Обязательно должна учитываться специфика государства, внутренние источники роста, национальные традиции, присущие каждой стране. Новое определение развития должно быть сосредоточено на человеческих потребностях и борьбе с бедностью и исходить из идеи справедливости. Необходимо осознать, “... что природный капитал является дефицитным и ограничивающим фактором, и нельзя допускать его обесценивания, которое имеется при существующих методах экономического развития” [3, 4].

        Таким образом, стратегия природопользования должна рассматриваться не как простое сложение общественных официальных мер, а как единое целое. Для этого она должна быть глобальной, то есть охватывать все экономические, экологические и культурные аспекты; долговременной, с ориентацией не только на нынешнее, но и на будущие поколения; преемственной, доступной для понимания всех людей. Результатом такой стратегии должен быть компромисс между носителями разных интересов. Достижение такого компромисса является одним из главных компонентов процесса формулирования стратегии природопользования.

        Разработка стратегии природопользования должна включать создание рабочих групп на национальном и региональном уровнях для выработки основных целей и задач, обсуждение проблем на семинарах и конференциях, создание Ответственного консультативного органа по природопользованию, назначение которого - координировать и контролировать весь процесс принятия решений в сфере использования природных ресурсов и беспристрастно относиться ко всем предлагаемым вариантам.

Литература

  1. Поздняков А. В. Стратегия российских реформ. - Томск., 1998. - 324 с.
  2. Кинг А., Шнайдер Р. Первая глобальная революция: Докл. Римского клуба. – М.: Прогресс, 1991. – 340 с.
  3. Даудсвелл Е. Люди, леса и охрана окружающей среды: Доклад на ХХ конгрессе ИЮНФРО, 1995.
  4. Моисеев Н. А., Писаренко А. И. На пути к новой парадигме (о ХХ конгрессе ИЮНФРО) // Лесное хозяйство. - 1996. - № 2.- С. 5 - 10.

 

Оглавление