Оглавление

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА В СИТУАЦИИ РАЗРЕШЕНИЯ
ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ И
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Л.С. Романова

ООО “Полярная звезда”, Новосибирск

        Современные социально-экономические условия России представляют собой неопределенность существования турфирм, ибо неизвестно, что будет в перспективе. В то же время одна определенность налицо: особо радужных перспектив не предвидется, поскольку все десятилетие перестройки России было периодом не строительства в широком смысле этого слова, а разрушения. Но такая судьба турфирм - не исключение. Какими же должны быть действия руководства турфирм в этой достаточно непростой социально-экономической ситуации?

        За период так называемой перестройки в России туризм обозначил в своем движении несколько этапов.

  1. Этап подъема, когда возникающие турфирмы получили до сих пор неизвестную для туристской сферы свободу действий. В основном это был период выездного туризма. Развитию именно этого вида туризма способствовало многое, в том числе и появление в массовом количестве людей, потерявших работу и ищущих свою нишу в трансформируемом обществе. Туризм оказался для них в целом весьма перспективной нишей для стабилизации своего экономического положения. Государство с “облегчением вздохнуло”, заметив, что без него многие категории населения, ставшие безработными, и туризм, занятый самоутверждением, так быстро нашли друг друга и перестали “докучать” своими жалобами по поводу всяких жизненных неурядиц.

  2. Этап достаточно спокойного самоутверждения российского туризма за рубежом.

  3. Этап потери турфирмами былого престижа из-за многочисленных кризисных явлений. Тем не менее туризм держится “на плаву”. Что касается турфирм, то здесь самая разнообразная картина: одни растут и представляют собой достаточно стабильное хозяйство и в целом перспективны, другие исчезают, третьи - хоть и существуют, но “погоды не делают”.

  4. Кризис, актуализированный 17 августа 1998 г., заставил “задрожать” весь российский “корабль”: все предприятия, население почти всех категорий, в общем - всю страну. Отсюда понятны причины вынужденного “самоуничтожения” турфирм, поскольку они осознали безысходность положения.

  5. Этап неопределенности послекризисного периода, в котором оказался туризм и турфирмы как основные субъекты туристской деятельности. Ситуация неопределенности охватила и всех работающих в туристском предпринимательстве.

  6. Этап принятия окончательных решений руководством турфирм. Это был период, когда до сих пор державшиеся “на плаву” турфирмы вынуждены были принимать твердые решения: продолжать борьбу на этом же поприще или все-таки уйти из системы туризма. Среди этих турфирм не было тех, кого уже день 17 августа заставил распрощаться с туризмом как видом своего дела. Оставшимся же турфирмам надо было решать: либо использовать потенциальные возможности своей турфирмы (благо, что современная турфирма оказалась способной стать многосистемной структурой, выполняющей и производственно-хозяйственные функции, и экономические, юридические, информационные, образовательные и др.); либо надо было решать, в каком направлении и на какой вид деятельности переквалифицироваться. Но и эти перспективы стали в большей степени неопределенностью, поскольку перспективных направлений развития в стране пока еще нет. А к тому же и государство с момента начала перестройки потеряло свои возможности и не располагает, по существу, ничем, что могло бы свидетельствовать о начале возрождения страны, хотя бы в самых главных структурах государственного управления.

        В этих условиях, когда еще не совсем определилась деятельность многих государственных структур, когда столь велик долг страны, наиболее перспективными нам представляются следующие направления деятельности турфирм, не желающих уходить из сферы туристского предпринимательства (предполагается, что всеми этими направлениями турфирма занимается одновременно):

  1. Минимизация системы турфирмы до предела, позволяющего не потерять свой статус в туристском пространстве и, в соответствии с любыми возможностями, связанными с развитием туризма, продолжать заниматься своей основной деятельностью.

  2. В соответствии с возможностями турфирмы, например ее кадрового состава и др., активизировать деятельность по одной из функций ее системности.

  3. Целесообразно, учитывая местные условия и возможности, найти партнера по социально-экономической или производственно-технической деятельности, т.е. осуществить необходимую, хотя бы временную переориентацию своей деятельности. Помогая материально-производственной сфере, турфирма как бы начинает работать на два направления. Но они тесно взаимосвязаны между собой: самоопределяясь в современном контексте социально-экономического развития страны, она не только способствует своему выживанию, но и содействует развитию страны. И поскольку никакой туризм, никакая турфирма не сможет нормально функционировать, набирать темп без соответствующего уровня страны, то понятно, что, помогая стране, турфирма прежде всего помогает и развитию туризма.

        Таковы, на наш взгляд, наиболее перспективные позиции в развитии современных турфирм.

        Что же касается в целом проблемы преобразования системы турфирм (а она сегодня определяется как следствие происходящих изменений в стране и со страной), то представляется актуальным создание методологии преобразования социальных систем в экстремальных условиях социально-экономического характера. Такая необходимость обусловливается рядом моментов. Известно, что преобразование представляется неизбежным этапом в становлении, развитии систем [1]. Поскольку турфирма является таковой, то многие закономерности оказываются присущими и ей. Разработка же методологии преобразования социальных систем на примере непосредственно турфирм позволит, на наш взгляд, разрешить многие противоречия, возникающие между определенностью и неопределенностью социально-экономического развития турфирм в современных условиях, хотя б на уровне своих возможностей.

        Итак, неизбежность и закономерность качественного преобразования турфирм как систем - это то исходное положение, которое должно сегодня рассматриваться в ситуации построения методологии выхода турфирмы из ситуации неопределенности.

        Преобразование турфирмы как системы представляет собой в этой связи переход в новое качество, новый вид определенности. И этот процесс является многоэтапным, во многом непредсказуемым, т.е. неопределенным, о чем свидетельствует сама история развития туризма, а также непосредственно история становления турфирм в последнее десятилетие. В то же время указанная неопределенность "соседствует" с определенностью. Например, известны этапы жизненного цикла турфирм: этап возникновения, становления, зрелости, упадка. Все они отмечаются заметными явлениями преобразования.

        Определенностью является и то, что турфирма, выступая подсистемой более глобальных систем, чем она сама, в частности государства, не может не оказаться под воздействием преобразования, если в основной системе происходят изменения. Определенностью можно назвать и то, что преобразование турфирм как систем происходит в "нормальных" и экстремальных условиях социально-экономического развития страны. Если при "нормальных" условиях общего социально-экономического развития страны , туризма в целом и непосредственно турфирм можно быть уверенным в определенности происходящих движений, то в условиях экстремальных отмеченная определенность заменяется состоянием неопределенности, непредсказуемости.

        При построении методологии преобразования надо также учитывать следующее.

        Процесс преобразования какой-либо системы представляет собой одновременно процесс возникновения новой системы. Соответственно, механизм преобразования есть одновременно и механизм возникновения [2].

        По существу, отмеченное обладает гносеологической, мировоззренческой и методологической значимостью для характеристики современного положения турфирм: и в случае акцента на одну из своих наиболее востребованных сегодня функций, и в случае минимизации ее системной упорядоченности, и при создании новых связей сотрудничества.

        Среди наиболее актуальных сегодня вопросов, связанных с изучением феномена неизбежности и закономерностей качественного преобразования систем, называется, например, такой: почему система не может существовать вечно? Почему она обязательно должна прекратить свое существование?

        Насколько указанные вопросы важны для характеристики турфирм как систем?

        Здесь необходимо внести уточнение, связанное с разделением понятий “турфирма” и “система”.

        Известно, что одна и та же турфирма может, по мере ее становления, представляться множеством систем. В то же время турфирма, пусть с другим названием, но может существовать. Свидетельством этому является атрибутивный характер туризма в развитии человечества. Но каждая конкретная система, ее представляющая, действительно, не может существовать постоянно. Она все время видоизменяется, вместо одной системы в том или ином виде возникает иная система: иные элементы, иные связи, структура, функции, свойства. И каждая система, возникающая вновь, означает прекращение до этого существовавшей системы того же туризма. Хотя какие-то элементы в создаваемой системе сохраняются из старой; это прежде всего элементы, определяющие природу и сущность турфирм. Именно они могут перейти в новую систему. В этом смысле всегда важно при характеристике преобразования исходить из значимости философского принципа: единства общего и особенного.

        При создании методологии преобразования турфирм необходимо иметь в виду указанный принцип. Это позволит внести определенность и в направления, и в формы, и в методы преобразования турфирм как систем.

        Среди других компонентов предлагаемой методологии важно обратить внимание на роль такого принципа, как причинность. Например, целесообразно акцентировать внимание на причины происходящих преобразований, изменений в турфирме как системы. При этом важно мировоззренческое, гносеологическое, методологическое значение общего и особенного преобразований турфирм как системы и других систем. В том или ином виде это все заставит обратить внимание на принцип многокачественности и ранокачественности систем и соответственно преобразований в них.

        Не менее важно выделить в предлагаемой концепции методологии принцип единства внутреннего и внешнего. Актуальность выделения данного принципа обусловливается тем, что причинами возникновения преобразований могут быть как внутренние, так и внешние обстоятельства.

        Целесообразно обозначить и действенность структурно-функциональных характеристик систем в ситуации происходящих изменений.

        Также необходимо выделение принципов, связанных с самоутверждением турфирм и их самоотрицанием и т.д.

        Таковы некоторые аспекты, связанные с представлением возможной методологии преобразования турфирмы как системы. Она необходима, по крайней мере сегодня, для внесения определенности в происходящее в туризме и в стране в целом. В перспективе же эта методология значима для решения всех проблем, касающихся определения жизнеспособности турфирм и реализации идей отмеченного характера в реальность.

        Созданная методология преобразования как раз и может представить собой то, что внесет достаточную долю определенности в перспективы развития туризма.

Литература

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. – М., 1985. – 200 с.
  2. Там же.

Оглавление