Оглавление

СИНЕРГЕТИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО

А.Н.Тесленко

г. Астана, Казахстан

        Начиная с первой половины ХIX в., от И.Ф.Гербарта, впервые попытавшегося подвести под педагогику философски, этически и психологически аргументированную теорию и разделившего педагогику (науку о воспитании) на отдельные, но тесно сопряженные части: дидактику и теорию воспитания, - понимание сущности педагогики, ее целей, содержания неуклонно изменяется в сторону расширения и углубления, единства социализации, воспитания и развития в целостном процессе формирования личности.

        В основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности лежит общефилософское направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности в конкретных историко-культурных условиях жизни общества. Их основное предназначение на данном этапе развития общества – преодоление существующего отрыва философии, социологии от других смежных наук, приближение педагогических исследований к конкретным социокультурным условиям социума.

        Однако современные исследования опираются не только на философско-материалистическое положение об общественной сущности человека, но и на математические методы исследования (закон синергетики Фуллера и т.п.). Странно звучащие для представителей гуманитарных наук открытия новой физики, как постоянная Планка, принцип дополнительности Бора, принцип неопределенности Гейзенберга, волновая механика Шредингера и две теории относительности (специальная и общая) доказывают, что Вселенная – не набор отдельных детерминированных частей, а скорее, динамическая сеть объектов и связей внутри единого целого. Все ученые, чьи имена носят перечисленные открытия, представили доказательства того, что “мир состоит не из вещей, а из взаимодействий. Определенными свойствами обладают взаимодействия, а не независимо существующие объекты” (Г.Цуков).

        В структуре современных педагогических исследований в развитых странах Запада, особенно англоязычных, получила распространение точка зрения, согласно которой научное исследование, в том числе и в области образования и педагогики, должно подчиняться общей структурной константе, которая обеспечивает основополагающий порядок во всех системах. Развитие научной мысли показывает, что хаотические системы функционируют во многих ситуациях более гибко, повышая приспособляемость и способность реагировать на непредсказуемые и постоянно меняющиеся условия (и влиять на них). Это же в полной мере можно отнести и к социальным явлениям современности.

        Интегральной частью науки зарубежным ученым видится теория естественных систем – природный путь постижения поведения целых систем через простые геометрические формы (Р.Фуллер); этот тип нелинейных соединений между частями системы совместим со всеми реальными отношениями, существующими между живыми системами (организмами) и средой обитания. Общий охват связей, количественный и качественный, который может быть на данный момент времени достигнут для данной системы, принято называть синергетикой.

        Синергия означает “поведение целых систем предсказуемо по поведению отдельных составляющих эти системы частей”. Это обстоятельство чрезвычайно важно для педагогики. Большинство педагогов работает с группой подопечных, как будто решая уравнение со многими неизвестными. Если иметь модель, в которой известны основные части целой системы, это поможет избежать поиска вслепую решений, принятых на основе узкого круга представлений. Кроме того, данная модель дает возможность специальным дисциплинам, таким как педагогика, сконструировать взаимосвязанные и объединенные модули, отображающие схемы зависимости-независимости (или взаимозависимости).

        Педагогика конца ХХ в. концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем “вписать” развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью – гуманистической социализацией личности. В педагогике акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. Совершенствование образовательной системы, расширение сферы социальной педагогики сопровождается “отказом от авторитарной педагогики и выдвижением на первый план личности ученика, удовлетворением его запросов, развитием его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований”.

        Современное понятие целостности, расширенное квантовой физикой и теориями самоорганизации, на наш взгляд, охватывает все сферы социальной жизни. Искусство человеческого бытия состоит в соблюдении правил игры, при которых сила самоорганизации в системах природы (включая человеческий организм) может показать свою конструктивную сторону, поскольку в человеке заложен высший параметр порядка, который концентрирует его творческий потенциал. Несоблюдение этих правил приводит к нарушению равновесия, что и произошло в настоящее время, когда на повестку дня поставлен вопрос о выживании человечества.

        Поэтому образование и педагогика должны сформировать структуру личности, которая понимает эти правила. Такой подход подразумевает не отказ от развития научных взглядов, а их последовательное движение к целостности. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы человек может действительно стать свободным и сознательным. А это открывает пути к формированию нового целостного мышления.

        Применительно к современной социальной ситуации в Республике Казахстан и других странах СНГ в разряд первоочередных задач выдвигается создание необходимых, наиболее благоприятных условий для самореализации, саморазвития конкретной личности, активизации – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и прочих направлений развития личности.

Оглавление