ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТАМ И ПРАВИТЕЛЬСТВУ.
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ ИЗ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ, ЗАМЕТКИ
ПО ПРОБЛЕМАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ

 

1985 год

Из письма Президенту СССР М.С.Горбачеву

        … Прежде чем проводить социально-экономические реформы в СССР, необходимо осуществить научно-теоретическое обобщение результатов строительства социалистического государства и определить причины,  обусловливающие развитие деградационных процессов.

        Подпись: секретарь партийной организации АмурКНИИ ДВО АН СССР, Поздняков А.В.

 

1989 год

Письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачеву

        В  записке  в ЦК КПСС и М.С.Горбачеву, подготовленной в 1989 г., обращалось внимание на  некоторые из закономерностей самоорганизации и развития политических партий.

  1. Впервые была дана научная классификация политических партий.  
  2. Обосновывалась необходимость реорганизации КПСС - партии высшего ранга, выполнившей задачу проведения в жизнь социалистических принципов  организации государства;  необходимость разделения ее на две партии, конкурирующих между собой в борьбе за право управлять страной в рамках социалистической идеологии.
  3. Доказывалась бесперспективность проведения реформ в условиях стихийной самоорганизации социально-экономических систем. Предлагалось пойти по пути  научно обоснованного конструирования самоорганизующихся и саморегулирующихся социосистем различных типов и рангов, на начальных этапах контролируемых государственными властными структурами. Подчеркивалась невозможность разделения политики и хозяйственной деятельности. Наш тезис - «Управляет тот, кто хозяйствует».
  • «Для того чтобы социально-экономическая система стала работоспособной и начала выходить из кризисного состояния, необходимо реорганизовать старую автаркическую структуру в структуру самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. Если перестраивать государство способом внедрения нового содержания в стареющую структуру социально-экономических отношений, то это неминуемо приведет к провалу перестройки. Должны реконструироваться основные системообразующие структурные единицы государства: райкомы и райисполкомы, обкомы, ЦК КПСС, суды, милиция и пр.
  • КПСС по своему существу партией не является. Это государственная политическая структура с формально приданными ей элементами политической партии. В силу объективного действия законов самоорганизации, партия, в отсутствие политических конкурентов, борющихся за право управления государством, неминуемо замещается государственной структурой. Необходимо инициировать процесс замены КПСС двумя-тремя политическими партиями, например, рабочей и крестьянской. Их программы должны соответствовать действующей конституции СССР. В члены партии должны приниматься трудящиеся исключительно по рекомендации общего собрания коллектива (не партийной организации) по месту работы.

 

1990 год

Обсуждение проблемы перестройки в ЦК КПСС 

        Поставленные в письме Генеральному секретарю ЦК КПСС  проблемы  проведения реформ, по моей инициативе, обсуждались в 1990 г. в ЦК КПСС с одним из его членов. Тогда сотрудники аппарата ЦК не согласились с моим утверждением, что без реформирования КПСС неизбежно деградирует и разрушится. Они не согласились с моим утверждением, что политическая партия перестает быть таковой, если у нее нет политических конкурентов в борьбе за право управлять государством.  КПСС, выполнив задачу организации социалистического государства, закономерно преобразовалась из политической партии в государственный аппарат управления.

 

1993 год

Письмо в  Верховный Совет РФ

        В письме обращалось внимание на ошибочность избранных методов реформирования и подчеркивалось, что переход к организации рыночной экономики в ее классическом, но устаревшем виде приведет к деградации Российского государства. Утверждалось, что главной задачей для России является научно обоснованный выбор пути государственного развития. С этой целью предлагалось организовать политическую структуру - Конгресс, необходимый для обсуждения стратегии развития России, основываясь на методологии научного анализа.

         

1995 год

Концептуальные основы решения
проблемы устойчивого развития

Научное издание. Томск, изд-во ТНЦ СО РАН, 1995. 150 с.

        Разделы книги: Рыночная экономика и проблемы загрязнения среды. Проблемы политики устойчивого развития России. Политические партии и их роль в формировании и развитии государства. Механизмы вывода  предприятий на высокую производительность. Внешняя общегосударственная политика устойчивого развития. О системе выборов государственной власти.

        Основное содержание книги было подготовлено к публикации 12 лет назад – в 1993 г. Однако, читая ее сейчас, кажется, что основу ее составляют материалы из ныне существующей российской действительности.

        До публикации книга представлялась на конкурс работ по проблемам устойчивого развития, объявлявшийся правительством России. Конкурс выиграла работа других авторов, в которой рассказывалось о том, что в ближайшие 2-3 года (т.е. в 1996-98 гг.) рыночные механизмы приведут к значительному росту иностранных инвестиций в экономику России, и Россия, несомненно, войдет в число процветающих государств.

Выдержки  из книги, с. 100-104

        «Надежды на то, что богатая ресурсами Россия в течение многих десятилетий сможет развиваться по образу и подобию западных стран, совершенно несостоятельны хотя бы потому, что ресурсы страны будут тратиться не только на благо своего народа, но и для поддержания и сохранения высокого уровня промышленно развитых западных стран. В этом они прямо заинтересованы и, надо сказать, свою политику ведут вполне успешно. Организация же социально-экономических процессов только на основе рыночной экономики в условиях истощения ресурсов неизбежно ведет к развитию крайних форм имущественного расслоения. И этого при определении стратегии и дальней перспективы развития России не учитывать нельзя.

        Ясно, что устойчивое развитие и имущественное расслоение населения - несовместимые процессы. В России сейчас несправедливое неравенство в доходах населения достигает крайней черты, приобретая самые уродливые, можно сказать, издевательские формы. Не остановив этот процесс, нельзя ставить задачу организации общества устойчивого развития.

        Россия сейчас находится в состоянии самоорганизующегося социально-экономического хаоса, процесса, инициированного волюнтаристскими, популистскими стремлениями политических деятелей.

        Социально-экономический хаос - это та мутная среда, из которой некоторая, небольшая часть населения извлекает нетрудовые доходы в громадных размерах, порождая тем самым, с одной стороны, алчный спрос, а с другой – рост издержек производства,   рост цен на товары и спад производства продукции. Этот процесс, вопреки классическим отношениям: "увеличение доходов→рост спроса→рост производства", – нарушается тем, что алчный спрос требует немедленного удовлетворения, материализации денег. Путь через инвестиции в производство слишком долог. В результате в стране очень быстро сложилась ситуация значительного превышения спроса над предложением при естественном росте цены на продукцию.

        Неудовлетворенный  алчный  спрос, превышение спроса над предложением обусловливает острейшую экономическую необходимость возрастания импорта товаров из-за рубежа, что еще более удручает положение промышленного производства в стране. Данный процесс ведет не только к баснословному обогащению небольшой кучки людей, но и к более серьезным негативным последствиям для страны, в общем выражающимся в росте неконкурентоспособности предприятий практически по всем отраслям промышленности и сельского хозяйства.

        Рассматриваемая цепочка процессов способствует еще одному очень нежелательному явлению. Именно в ней формируются мафиозные структуры, обладающие страстным желанием государственной власти. Одеваясь в шкуры демократии, представители ее проникают к государственным постам. В конечном счете все государство работает на новый класс богачей.

        Составляя около 10% от всего населения, класс богачей пользуется всеми благами, производимыми страной и ввозимыми из-за рубежа за счет продажи принадлежащих государству материальных, природных и духовных ценностей, вплоть до "живого товара". Конечно, при таких обстоятельствах тщетно рассчитывать на быстрый и успешный переход к устойчивому развитию.

        Вторая цепь причинно обусловленных социальных процессов, порожденных хаосом, начинается с роста зарплаты на промышленных предприятиях. Получив свободу действий, предприятия идут по пути наименьшего сопротивления: вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие производства, в повышение производительности и за счет этого добиваться повышения зарплаты, они повышают цену за единицу продукции. Таким образом, инициируется, вместе с ростом нетрудовых доходов, рост солидарной зарплаты, а вместе с тем рост издержек производства и еще большее сокращение инвестиций. Появление скрытой безработицы усугубляет эту ситуацию. Издержки производства можно было бы уменьшить за счет сокращения рабочих мест, но тогда в сильной мере обостряются социальные процессы. В результате цена продукции растет. Согласно классическому варианту, рост цены на продукцию должен был бы покрыть издержки производства (и на очень короткое время это происходит), но тогда падает спрос, и тем более, чем больше численность скрытых безработных ("работающих" безработных). Рост цен, по классической схеме, должен был бы вызвать активизацию производственных процессов, но для этого необходимо, чтобы образующейся прибыли было достаточно не только для повышения зарплаты и погашения долгов, но и на инвестирование производства. А ее не хватает, да и путь этот для предприятий кажется трудным и долгим. В результате выбирается наиболее простой для решения вариант - повышение цен.

        Но тогда падает и спрос, и возникает ситуация,  характеризующаяся, «перепроизводством» товаров при их недостатке: предложение больше спроса - склады заполнены продукцией, которую не могут взять в силу ее дороговизны и отсутствия денег. Этим порождается еще более абсурдная ситуация - неудовлетворенность физиологическая (спрос на товары первой необходимости, минимально  возможный набор продуктов питания) и технологическая (минимально необходимый спрос для поддержания в рабочем состоянии промышленных предприятий); спрос больше предложения, которое при этом падает до предельного; за этим следует сокращение продолжительности жизни людей, растет детская смертность, общая смертность превышает рождаемость; а предприятия деградируют, физически преждевременно стареют и поддержание их в рабочем состоянии становится невозможным. Это ведет к дальнейшему обнищанию страны и ее народа.

        Современная политика в разрешении проблемы вывода России из кризиса питается надеждой на привлечение капиталов из-за рубежа. При этом наши политические деятели почему-то не ставят себя на место западных потенциальных инвесторов. Им почему-то кажется, что те должны вкладывать средства в развитие промышленности и сельского хозяйства России из каких-то гуманных, альтруистических соображений. Однако если поглядеть глазами западных инвесторов, то становится совершенно очевидным, что вкладывать средства в развитие, например, автомобильной промышленности, предприятий по производству компьютерной техники и бытовой аппаратуры, производству мебели и т.д. и т.д. им невыгодно, поскольку таким образом они выращивают себе сильного конкурента, рубят свой сук. Выгоднее же всего им вкладывать средства в добычу и первичную переработку сырья, добычу драгоценных металлов и пр., а в будущем и в разработку и эксплуатацию энергетических ресурсов, с вывозом значительной их доли в западные страны.

        Остановить процесс имущественного расслоения населения, как и процесс спада производства, можно с помощью модели организации социально- экономических систем по заданному состоянию. Однако переход на такую модель должен сопровождаться введением государственной монополии на внешнюю торговлю. Действительно, если структура функциональных отношений промышленных и сельскохозяйственных предприятий будет приведена в соответствие с таковыми целостных саморегулирующихся СЭС в рамках заданного состояния, то исчезнут условия для раскручивания спирали обвального падения производства и развития инфляции, а следовательно, и для формирования слоя незаслуженно обогащающихся людей. В такой целостной системе появляются действенные обратные отрицательные связи, не позволяющие превысить заданное состояние ни по количеству и качеству товаров, ни по их цене, ни по производству загрязнении и пр.

        С. 75-76.  «Поистине можно сказать, что роскошная жизнь "золотого миллиарда" обеспечивается всей земной природой и цивилизацией. Рост богатства этого элитарного слоя, равно как и численности, при существующих методах организации социальных, экономических и экологических отношений, объективно предполагает дальнейшее обеднение природы и абсолютного большинства населения планеты.

        Рынок на основе функционального взаимодействия спроса-предложения-цены вытесняет из своей сферы некоторую часть населения и государств в целом. Он "работает" на ту его часть, которая участвует в создании равновесной цены, т.е. участвует в организации спроса и предложения, необходимых прежде всего для «элиты».  Когда этот процесс завершается в рамках одного государства, он расширяет сферу своего влияния и захватывает другие территории. Раньше это делалось спонтанно, в силу стихийного действия законов самоорганизации; сейчас можно полагать, что данный процесс прогнозируется и является управляемым. В конечном результате рынок вытесняет из своего круга спрос-предложение-цена целые государства, не способные участвовать в поддержании равновесной цены. Им отводится роль исполнителей черновой работы по добыче и первичной переработке сырья, и не за цену, складывающуюся на рынке, а за назначаемую цену. В результате мир все более трансформируется в сообщество, управляемое группой элитарных государств во главе с США. Это осуществляется через расширяющуюся по планете сеть фирм, компаний, принадлежащих элитарным странам.

        Так, транснациональная корпорация "Форд моторс" состоит из 60 дочерних корпораций, 40 из которых расположены в других странах. Одна треть ее прибылей поступает из-за рубежа. Такова же структура "Дженерал моторс", ИБМ, нефтяных корпораций. Из 100 крупнейших американских фирм 2/3 относятся к транснациональным. Голландская фирма "Филиппс ламп вокс" имеет отделения в 68 странах. Из 225 тыс. ее работников 167 тыс. трудятся за пределами этой страны. Вне Швейцарии образуется 97% доходов швейцарской фирмы "Несте Шоколад". А г.Сан-Пауло по объему вложенного в него шведского капитала является вторым промышленным городом Швеции!.

        Таким образом осуществляется выкачивание природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов из развивающихся стран. А в них сосредоточиваются  заводы тяжелой промышленности, происходит накопление отходов производства и загрязнение среды, тогда как в странах - хозяевах капитала за счет получаемой прибыли проводится облагораживание среды обитания, улучшение жизненных условий населения. При этом страны, в которых размещаются производства корпорации, все более беднеют, становятся должниками богатых стран и уже не в состоянии выпутаться из долговой ловушки: их прирост ВНП меньше прироста долгов за счет процентов. Процесс этот начинается с организации элитарного слоя в государствах-донорах, затем допускается некоторое увеличение его численности. Этого оказывается достаточно, чтобы подчинить себе экономику страны. В результате она начинает работать на свой и зарубежный элитарные слои, обеспечивая их предложением в соответствии с их спросом».

        с.79-80. Надежды на иностранные промышленные компании в России, с помощью которых, как кажется нашим политикам, только и возможно реорганизовать экономику страны, необоснованны. Надо помнить однажды поставленный вопрос Государственным секретарем США Джорджем Боллом: «Как может государственное руководство с какой бы то ни было уверенностью разрабатывать планы экономического развития, если заседающий за пять тысяч миль от этой страны совет директоров крупной компании может подорвать ее экономику одной только переменой своей программы закупок и производства?».

 

1996 год

Из письма Президенту Ельцину

        В 1996 г. я обратился к Б.Н.Ельцину, в Госдуму, Федеральное собрание, КПРФ и к некоторым  другим политическим организациям с предложением отменить выборы президента, обосновывая это тем, что для России в текущий момент особенно важной является проблема выбора пути социально-экономического развития, но не вопрос о том, кто будет президентом. При этом обращалось внимание на опасное для государства развитие в структурах власти политического инфантилизма.

        Необходимо было объединить политические силы, вне зависимости от их идеологий, на разработку научно обоснованной стратегии реформирования России.

 

1996 год

Анализ программ политических партий России

        В течение 1996–1998 гг. я  приглашался к участию в работе политических партий. Мною были проанализированы политические программы: ЯБЛОКО, КПРФ, ЛДПР, Демвыбор, др. партий. Программы рассматривались мною с позиций их практического применения в деле  реформирования России. Вывод оказался неутешительным: в основном состояли они из лозунгов и благих пожеланий, и ни одна из них не годилась для практического применения.

 

1997 год

        Был делегатом Учредительного съезда общественно-политической организации Народно-патриотический Союз России (НПСР).  Выступил в прениях по докладу с поддержкой образования движения, отметил назревшую необходимость трансформации его в политическую партию, объединяющую левые движения.  Предложение было встречено аплодисментами.

 

1997 год

организация научного семинара
«Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе»

        Постоянно действующий научный семинар – общественная научная организация, призванная проводить обсуждения современных проблем цивилизации и России, как ее части и как целостной самоорганизующейся социальной эколого-экономической структуры.  

         

1998 год

Издана книга «Стратегия российских реформ» (размещена на сайте www.lpur.tsu.ru).

         Раскрытие проблем социально-экономического кризиса в России и определение путей его разрешения невозможно вне рамок теоретических обоснований, анализа динамики процессов на Земле, в том числе и общественных, с позиций законов самоорганизации. Поэтому я посчитал необходимым кратко рассмотреть общие закономерности самоорганизации, описать свойства целостных систем; охарактеризовать циклы развития природных и социально-экономических систем, обратив особое внимание на их сходства и различия; дать общую характеристику процессам формирования порядка и хаоса и показать особенности их проявления в социально-экономических процессах.

         Одна из главных целей работы состояла в том, чтобы в сжатом изложении дать теоретическое обоснование происходящим в России политическим и  социально-экономическим процессам. Научный анализ ситуации позволил прийти к выводу, что сейчас в России важнейшей проблемой является выбор пути социально-экономического и политического развития. И эту проблему нельзя свести к вопросу о том, какая политическая партия придет к власти и кто будет президентом. В периоды социально-экономического хаоса и смуты определяющим обстоятельством является объединение политических сил в единое общегосударственное течение. Собственно, тогда только и начнется переходный период развития к новому порядку.

         В работе особо подчеркивается, что происходящие в России события не являются результатом сочетания случайных обстоятельств, случайного прихода к власти тех или иных политических сил. Наоборот, они закономерны, и именно поэтому в принципе возможно объединение политических течений в единое  русло, отвечающее интересам народа и государства.

         В России все более развивается инициатива поиска “вождя” - человека, способного навести в стране порядок. Однако сейчас главное не  это.  Россия находится в состоянии неопределенности развития, когда установление той или иной разновидности государственного порядка приближается к равновероятному событию. Преодоление этой неопределенности является задачей особой государственной важности.

         Рассмотрение поставленных проблем базируется на  убеждении в том, что Россия не может не быть великим государством. При этом в данное понятие вкладывается смысл, согласно которому великое государство вносит существенный, определяющий вклад в идею общечеловеческого развития и может реализовать ее на собственном примере,  таким образом совершенствуя цивилизацию.

         В работе отстаивается ранее выдвинутое положение, что управление великим государством, каковым является Россия, должно представлять собой по существу научно-исследовательский процесс. Следовательно, требования к руководителю государством в значительной мере возрастают. Наивно полагать, что достаточно образовать любую партию, перечислить в виде программы набор благих деяний, выдвинуть “подходящую” кандидатуру в президенты и “раскручивать” ее,  как раскручивают звезд эстрады. 

         В России сейчас нет такой партии, которая бы в полной мере отвечала требованиям сложившейся социально-экономической и политической ситуации. Такую партию еще предстоит создать. Партии должны формироваться на научно обоснованных принципах и позициях, на знаниях теории и результатах опыта, но не на вере. Вера обретает силу, если она согласуется с научными убеждениями и ими порождается. У народа России сейчас отсутствует убежденность в правильности выбранного пути. И именно поэтому необходима организация единого политического государственного (державного) течения, которое я называю ноократическим. Ноократия - власть разума - высшая форма демократии (народовластия). Только такая власть, опираясь на синтез знаний различных наук, и сможет направить стихию хаоса на формирование единственно необходимого порядка. 

 

1998 год

Президенту России Б.Н. Ельцину

Уважаемый Борис Николаевич!

 

        Высылая Вам свою книгу «Стратегия российских реформ», хотел бы надеяться, что излагаемое в ней видение социально-экономических и политических проблем в России даст положительный импульс в их разрешении.

        До настоящего времени данные проблемы мною рассматривались, в определенной мере, как бы со стороны, с точки зрения внешнего наблюдателя. Чтобы выйти на конкретные и более обоснованные предложения по реформированию и организации государства, необходимо рассмотреть их изнутри.

        Многолетнее изучение проблемы привело меня к глубокому убеждению, что задача организации прогрессивно развивающегося государства заключается отнюдь не в том, чтобы перейти от плановой экономики к рыночной, что для России объективно означает только одно – подчинение ее высокоразвитым элитарным государствам. При переходе к новой структуре социально-экономических отношений в настоящее время нельзя уповать на стихийно происходящие процессы самоорганизации. Вообще говоря, именно в этом состоит ошибка Вашей команды.

        Главной стратегической задачей сейчас является сознательное формирование, конструирование (на основе научного анализа) самоорганизующихся, саморегулирующихся социально-экономических систем различных типов, соединенных друг с другом обратными функциональными связями.

        Хотел бы подчеркнуть мысль о том, что в период коренной реконструкции государства, по объективно действующим законам самоорганизации, возникают две противоборствующие силы (партии высшего ранга, см. текст книги): власть (Президент, Правительство), по существу представляющая собой партию, и все другие политические силы, оппонирующие власти и, по существу, борющиеся не за право управления государством, а за право его коренной реконструкции.  Для успешного реформирования России крайне важна консолидация политических сил, в равной мере несущих ответственность за свои действия.

        Вместе с тем необходимо решить следующие проблемы:

        – разработать и ввести в действие механизм выведения промышленных и сельскохозяйственных предприятий из кризиса (мною предлагается вариант саморегулирования по заданному состоянию);

        – решить проблему собственности на природные ресурсы и промышленные объекты общегосударственного значения. Самоорганизация социально-экономических систем без частной собственности невозможна. Однако частная собственность не должна распространяться на природные ресурсы, в том числе на землю, ее плодородный слой;

        – разработать инвариант структуры государства. Без сохранения инварианта государство самостоятельным и независимым быть не может. Нерешенность данной проблемы вносит много путаницы в подходах к реформированию;

        – проблема денег. Причиной финансового кризиса является имманентно присущее рыночной экономике свойство частого колебания курса валют. Финансовый кризис возможен даже в условиях хорошо работающей экономики. Это связано с тем, что деньги используются в качестве меры стоимости труда, хотя таковой они не являются. Мерой стоимости труда, строго говоря, может являться только энергия, а деньги – это документ, свидетельствующий о ее затратах и приобретении. Можно утверждать, что в настоящее время финансовые кризисы планируются извне, за счет целенаправленного изменения курса валют. Отсюда следует, что бюджет страны должен основываться на энергетической оценке затрат и денежном их эквиваленте. В этом случае курс рубля будет определяться балансом производства энергии, включая ввозимую энергию в виде произведенной продукции и иностранной валюты, и ее затратами.

        Ранее команда Президента и Правительства практически не прогнозировала развитие социально-экономических и политических событий в России с учетом развития их в мире в целом. В команде не было людей, обладающих даром креативного  видения и понимания проблемы. Такая политика ведет не к разрешению кризиса, а к еще большему его усугублению.

        Особо обращаю Ваше внимание на прогноз социально-экономических и политических событий в России в ближайшие два года.  К 2001 году социально-экономические и политические процессы в своем развитии подойдут к точке бифуркации, когда обстоятельства поставят перед необходимостью изменения курса реформ. Есть основания полагать, что к этому времени будет сформировано правительство, управляющее страной на основе научного прогнозирования (то, что я называю ноократией). Переход на новый и единственно правильный курс реформ, по объективным причинам и непременно, на начальном этапе вызовет спад экономики. Наступит самый ответственный по возможным последствиям момент. Здесь единственно верная политика может вызвать крайне опасные для жизни государства социально-экономические коллизии. И опять покажется, что правительство следует заменить. В этот период, дабы сдемпфировать рост социального напряжения, необходимо разъяснить народу суть проводимых действий, используя для этого все виды средств массовой информации.

 

Материалы, посвященные проблемам реформирования России

 

  1. Доклад на пленарном заседании Парламента Казахстана посвящ. Году России в Казахстане. «Глобализация, устойчивое развитие, монополярный мир» // Казахстанско-Российское взаимодействие в XXI в. и вызовы глобализации.– Астана.  2004. С. 76–89
  2. «Стратегические ориентиры России и региональная политика» // Регионы нового освоения: стратегия развития: Материалы Междунар. науч. конф. Хабаровск, 15–17 сентября 2004 г. – Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2004. – С. 196–199
  3. «Монополярный мир и организация глобальной структуры управления» // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления: Материалы Первой междунар. науч.-практич. конф. Москва, Российская академия госслужбы при Президенте РФ, 16–18 июня 2004 г. Т.II, ч. 2-я. – М.: Изд-во «Проспект», 2004. – С.53–58
  4. «Роль науки в управлении государством. Демократия и ноократия» // Там же. – С.230–235
  5. «Принципы самоорганизации социально-экономических систем» // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления: Материалы Международного симпозиума «Синергетика в решении проблем человечества XXI века: диалог школ». Москва, Российская академия госслужбы при Президенте РФ, 16–18 июня 2004 г. Т.III, ч. 1-я. – М.: Изд-во «Проспект», 2004. – С. 243–247.

         

Опубликованные в разные годы доклады на научных конференциях по проблемам социально-экономической политики

  1. Экологический кризис и будущее России // Россия XXI. 1994. № 1-2. С.142-150.
  2. К проблеме формирования гражданского общества в России // Проблемы становления гражданского общества в России. – Красноярск, 1996. С. 36-45.
  3. Россия еще не сделала выбор // Панинтер. – М. – 1996. – №16 (ноябрь).
  4. Объективные законы самоорганизации и политический инфантилизм в сегодняшней России // Панинтер. – М. – 1997. – №4 (март).
  5. К стратегии вывода России из социально-экономического кризиса // Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век. – Кемерово, 1997. Т.2. С. 3-20
  6. Собственность и ее роль в самоорганизации социально-экономических систем // Проблемы собственности на природные ресурсы. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. С. 15-30
  7. Сингулярные тенденции в развитии цивилизации, монополярный мир и государство // Самоорганизация и организация власти. – Томск, 2000. С 46-50
  8. Стратегические направления развития Сибири и Дальнего Востока с позиций теории самоорганизации // Россия в XXI веке как транспортный мост между Европой и Америкой (круглый стол Байкальского экономического форума). – М.: Изд-во МТ РФ. 2001. С.139-147
  9. Самоорганизация целостных систем как результат спонтанного стремления к равновесию //  Оптика атмосферы и океана. – 2002. – Т. 15. № 1. С.101-109
  10. Добрыми намерениями мостится дорога в ад // Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз: Материалы 6-го Всерос. постоянно действ. науч. семинара. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. С. 3–17
  11. Процессы глобализации и устойчивое развитие // Там же. С. 229–235 
  12. Спонтанная самоорганизация сложных структур // Перспективы синергетики в XX веке: Сб. матер. Межд. науч. конф. В 2 т. Т. 1.  – Белгород: Изд-во «Белаудит», 2003.   С. 39–57 
  13. Глобализация, устойчивое развитие, монополярный мир // Казахстанско-Российское взаимодействие в XXI веке и вызовы глобализации: Междунар. науч.-практич. конф., посвященная Году России в Казахстане. – Астана: Казах.-Российск. ун-т, 2004.  С. 76–89.